Типы мировоззрения. Мифы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:13, реферат

Описание работы

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Типы мировоззрений ……………………………………………..………........…5
Мифы. Мифология……….………...…………………………..……………….....8
Мифы Древнего Востока…. ……………………………………..……………...11
Мифы античного мира………………….…………………………….……….....14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список литературы……..………………………………………….………….....19
Приложение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

            

            

              Реферат

На  тему: Типы мировоззрения. Мифы. 
 
 
 
 
 
 

Предмет:

Философия

Преподаватель:

Скатерщикова  Алла Викторовна

Выполнила:

студентка группы 9201

Цечоева Луиза 
 
 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Типы мировоззрений  ……………………………………………..………........…5

Мифы. Мифология……….………...…………………………..……………….....8

Мифы Древнего Востока…. ……………………………………..……………...11

Мифы античного  мира………………….…………………………….……….....14

Заключение…………………………………………………………………….....18

Список литературы……..………………………………………….………….....19

Приложение………………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого  опыта, - способно раздвигать узкие  рамки повседневности, конкретного  места и времени, соотносить данного  человека с другими людьми, включая  и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается  опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей  приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Часто мировоззрение  определяется как составляющая человеческого  сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как  более или менее целостное  понимание людьми мира и самих  себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений  относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую  роль в поведении, в совместной практической деятельности людей.

В общем виде мировоззрение - это совокупность наиболее общих представлений о мире и  человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение - это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные).

Мировоззрение - не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение - совокупность наиболее общих ориентиров, которые  позволяют нам делать выбор в  конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может  быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь  четко сформулированные цели и способы  их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения  конкретных индивидов могут различаться  степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает - интеллект  или чувства, миропонимание или  мироощущение.

Мировоззрение конкретного человека обычно достаточно аморфно, не четко, противоречиво. Это  связано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления, всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то, как устроен мир, какое место  в нем занимает человек, в чем  смысл его существования. Это  не четкость и противоречивость - условие  свободы. Но свобода не может быть безграничной. Человек живет в  обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представления  о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместную деятельность. Мировоззрение конкретного человека - сплав общего и частного, опыта  человечества и личного опыта. От самого человека зависит «качество» его мировоззрения: будет ли оно  узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, опирающимся на опыт всего  человечества.

XX век принес  новые трактовки соотношения  составляющих картины мира -- искусства,  науки, мифологии и философии.

Отличительной чертой этого периода оказывается  сближение художественного, научного и философского познания мира. Философия, если взять ее в самом общем  виде, как теорию духовного освоения мира, теорию его человеческого осмысления, т.е. как теоретическую форму самопознания человека и мира формирует не просто знание о мире, а знание человеческих смыслов, значений и ценностей. Поскольку сегодня постклассическая философия исходит из того, что бытие не статично, не стабильно, а находится в постоянном становлении, и признает, что у мироздания нет изначальных смыслов, то следует признать (как одно из онтологических оснований такого мироздания), процесс смыслопорождения. В этой связи становится понятна задача расширенной рациональности, осознанно включающей в себя приемы «вживания», «вчувствования» в объект.

Для понимания  сути того или иного явления важно  знать, как оно возникло, на смену  чему пришло, чем отличались его  ранние стадии от последующих, более  зрелых. Конкретные люди приходят к  философским раздумьям разными  путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии  важно хотя бы в общем виде представить  себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому  и религиозному миропониманию как  предпосылке философии. В отличие  от мифологии и религии, философия  в объяснении мира и человека опирается  не на веру, а на мощь разума, на способность  его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой  научного мировоззрения.

Религия, как  и философия, является мировоззрением, правда специфическим, и одновременно включает в себя определенное поведение  и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, т. е. такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным  пониманию человеческим разумом.

Религия возникает  в истории человечества вместе с  осознанием человеком самого себя и  противопоставлением себя окружающей действительности. Долгое время считалось, что религия - плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и т.д. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

Таким образом  объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых  множество богов олицетворяют разные природные стихии, например, Бог  Грома и Молнии принимался за Верховное  божество и древними греками (Зевс), и римлянами (Юпитер), и древними славянами (Перун). 
 

Типы  мировоззрений.

Мифология - мировоззрение  общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф», в переводе с древнегреческого, - «слово», «рассказ». Мифы - это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении  мира различных природных явлений  и общественных установлений - норм, обычаев, правил поведения. С точки  зрения современного человека мифы - это  сказки, фантастические представления, выдумки, с помощью которых человек  пытался объяснить окружающий его  мир. Действительно, мифы со временем становятся сказками. Это происходит, когда  в мифы перестают верить, и они  больше не являются частью реальной жизни. Но вначале мифы - это реальность, и события, в них описанные, воспринимаются как то, что было на самом деле. Более того, события мифа - это  события важнейшие в жизни  мира и родового коллектива. Мифы - священная  история рода. В мифологическом прошлом  были заложены основы всего, и только благодаря этому род может  существовать. Мифы для древнего человека такая же реальность как научные  теории для человека современного. С помощью того и другого человек  ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы.

Мифы не выдумки, а часть реальной жизни. Чтобы  понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь, способ существования  в мире человека той далекой эпохи.

Мифологическое  сознание - это не только древнейшее прошлое. Это глубинный пласт  нашего современного сознания. Мифы живут. Наше массовое сознание продолжает их творить. Это, например, миф о всесилии науки и техники, которые способны избавить человечество от всех бед, мифы о чудодейственных медицинских  препаратах, которые способны излечить от всех болезней, об инопланетянах, о  снежном человеке и другое.

В мифологическом сознании человек, социум и природа  представляют собой единое и неразрывное  целое, связанное тысячью невидимых  нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический  человеческий способ обживания и  осознания мира, это форма мировоззрения.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны .

Для религии  мир имеет разумный смысл и  цель. Духовным началом мира, его  центром, специфической точкой отсчета  среди относительности и текучести  мирового многообразия является Бог. Бог  придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой  истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И  наконец, в лице Бога мир имеет  “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность  быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема существования абсолюта, надмирового  разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии  это начало абстрактное, безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

Религия опирается  на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную  форму восприятия. Верующий человек - субъект религиозного сознания. Такой  человек переживает в реальных эмоциях  свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозных течений  много. Только в России их свыше 40. В  рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают  этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии  и т. д.).

Религия - форма  мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличие  от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины  природы, второй мир религии основан  не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в  мире, в жизни людей. Религиозная  вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая  базируется на рациональных основах. В  религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир  человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны - идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и  религия как мировоззрения часто  решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том, что философия  есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии  сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.

Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение”  шире понятия “философия”. Философия - это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой  даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении  находит свое завершение целостность  духовности человека. Философия как  едино цельное мировоззрение  есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества.

Информация о работе Типы мировоззрения. Мифы