Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:13, реферат
Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.
Введение……………………………………………………………………...……3
Типы мировоззрений ……………………………………………..………........…5
Мифы. Мифология……….………...…………………………..……………….....8
Мифы Древнего Востока…. ……………………………………..……………...11
Мифы античного мира………………….…………………………….……….....14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список литературы……..………………………………………….………….....19
Приложение………………………………………………
Философия - мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как - бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
В массовом сознании
философия нередко
Достаточно часто
философию определяют как систему
воззрений, которая должна найти
себе подтверждение в жизненном
опыте и проявить себя в реальных
науках. И действительно, именно в
том, что философия есть рациональное,
научно обоснованное мировоззрение, усматривают
её сущность многие исследователи. Но
если суть философии в том, что
она есть мировоззрение, то как следует
понимать последнее? Мировоззрение
традиционно понимается как система
взглядов на мир в целом. Было время,
когда никакой науки никогда
еще не существовало, но философия
находилась на высочайшем уровне своего
творческого развития. Отношение
человека к миру - вечный предмет
философии. Вместе с тем предмет
философии исторически
Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Органическое соединение в философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого.
Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.
Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. Такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны - одна из черт философского сознания.
Язык философии - не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос - как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно- мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.
Художественное (поэтическое) мировоззрение можно мыслить как некую парадигму, которая является одной из составляющих картин мира, а подчас именно типы поэтического мировоззрения подготавливают путь метафизике и науке, будучи посредниками между ними и обществом. Таким образом, новое знание может возникнуть вначале в русле искусства, а затем оно, уловленное и подхваченное метафизикой, а так же другими разнообразными формами культуры, в частности отдельными науками, будучи усвоенным и пропагандируемым ими, становится достоянием всего общества.
Наблюдается эволюция
методов познания, которая привела
к соединению в современных парадигмах
познания научных и вненаучных подходов.
Возникла проблема создания целостного
творческого мировоззрения, которая
самым непосредственным образом
оказалась связанной с
Взаимосвязь научного, художественного и философского мировидения, их зависимость друг от друга, взаимное сближение и взаимовлияние - симптом нашего времени. В настоящий период ставится задача возрождения и обогащения методологии гуманитарного знания, как для дальнейшего развития философской науки, так и для расширения методологических приемов естественных наук, ибо проблемы постсовременного мира требуют для своего осмысления совершенно иных подходов. Художественное и научное освоение мира: современное состояние проблемы.
Мифы. Мифология.
Термин “мифология” имеет два значения. В первом значении (от греч. mifos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Во втором, “наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности”.
Место мифотворчества в культурно-историческом процессе разные философы определяли по-разному. Так, например, Гегель и Маркс считали, что миф, мифотворчество - это давно пройденный этап культуры. С их точки зрения миф и философия были непосредственно связаны в истории лишь один раз - в момент возникновения философии из мифологии; в последствии их пути разошлись, они стали антиподами.
Другую точку зрения выражали Дж. Вико и Ф. Ницше. Они придерживались идеи циклического возвращения мифотворчества в культурно-исторический процесс. Миф был действительностью, и может быть опять будет, когда все интеллектуальные возможности будут исчерпаны.
За всем этим
многообразием значений термина
“миф”, “мифологическое” и существованием
взаимоисключающих трактовок
Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Мифы слагались в ту историческую эпоху, когда звери представлялись равными богам, боги - людям, а люди - зверям. В те далекие времена человек не отделял себя ещё от природы и не проводил чёткого различия между разными сферами своей деятельности. Мифология того периода включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. В муках познания и преобразования природы люди сами создавали себе богов, одновременно полагаясь на их защиту, поддержку и всевидение. Мифологическое познание передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой.
Наряду с интересом
к происхождению мира много внимания
уделялось и происхождению
Первые значимые
попытки осмыслить своеобразие
и природу мифопоэтической
В течение многих столетий развитие мифологии было тесно связано с искусством и религией. На этом тысячелетнем пути не раз изменялись не только философские концепции мифа, но и цели и задачи мифологии.
Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую он создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.
В мифологии
сближались явления природы и
культуры, человеческие черты переносились
на окружающий мир, олицетворялись, очеловечивались
космос и другие природные силы.
В мифологии отсутствовали
Миф выполнял многообразные
функции. Главной же функцией мифа являлось
не повествование о прошлом, а
иногда и будущем, а обоснование
существующего в природе и
обществе миропорядка, и, как следствие,
- регулирование сложившихся
Через легенды, исторические предания, мифологические образы, сюжеты вошли гуманитарную культуру различных народов. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм.
С мифом и
мифологией тесно связана и религия.
Их содержание на начальных этапах
развития человечества во многом совпадает,
поскольку они обусловлены
С угасанием
первобытных форм общественной жизни
миф как особая ступень развития
общественного сознания сошел с
исторической сцены. Но не прекратился
начатый мифологическим сознанием
поиск ответов на особого рода
вопросы - о происхождении мира, человека,
культурных навыков, тайны рождения
и смерти - коренные вопросы всякого
мировоззрения. Их унаследовали от мифа
две важнейшие формы