Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест
Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.
Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.
Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.
Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?
138. Как совместить научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды?
139. Что Вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира?
140. «Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организаций, и потому закон народонаселения надо изучать для каждого такого организма отдельно, а не “абстрактно”, без отношения к различным историческим формам общественного устройства». Согласны ли Вы с автором?
141. «Охрана окружающей среди — дело каждого». Как современному человеку понимать эти слова? Какое участие принимаете Вы лично в реализации этой задачи?
142. Каковы основные пути формирования экологического сознания у сельского труженика, горожанина, студента?
143. Материальное производство становится все более «грязным», все более опасным в смысле нарушения экологического равновесия. Сторонники движения «зеленых», в частности, отсюда делают вывод, что в мировом масштабе производство надо не наращивать, а сворачивать либо искусственно сдерживать. Что Вы знаете о движении «зеленых»? Можно ли (или нельзя) согласиться с этой точкой зрения?
144. Известно, что численность населения, его прирост, плотность оказывают влияние на развитие производительных сил и всего общества. А как влияет развитие производительных сил на изменения численности населения, его плотности, возрастную структуру общества и т. п.?
145. Проанализируйте отношение между понятиями «революция» и «социальная революция» и в этой связи ответьте на вопросы:
а) Что такое научная (промышленная, техническая) революция?
б) Какие Вы знаете типы революций в науке и технике?
в) В чем сущность НТР, чем она отличается от прежних революций в истории науки и техники?
146. Форма государства — это способ организации политической власти и методы управления. Она включает формы устройства, правления и политический режим. Назовите и дайте характеристику наиболее распространенных в истории человечества форм государств.
147. Какое общественное образование не относится к политической системе общества: церковь, армия, партия, суд, деканат, союз кооператоров, семья?
148. Выберите правильное определение.
а) Народ — это все население общества.
б) Народ — это общность трудящихся, образующих главную производительную силу общества.
в) Народ — это классы и социальные группы, которые способствуют общественному прогрессу.
г) Народ — это трудящиеся массы, не участвующие в распространении материальных благ.
149. Нацию обычно связывают с общностью экономической, территориальной, языковой и культурной, а также с многочисленностью населения. Какой из этих признаков является самым устойчивым?
150. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?
151. Как Вы относитесь к суждению: «Человек обнаруживает, что, когда он изменяет свое отношение к вещам и к другим лицам, они тоже изменяются по отношению к нему?»
152. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
153. Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор, пока человек не познает себя, он не может познать сущности остального мира?
154. На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Как бы Вы ответили на этот вопрос студента?
155. Если человек — продукт общественных отношений, а его сознание есть не что иное, как отраженное бытие, тогда как объяснить поразительные различия в мировоззрении и поведении близнецов?
156. «Человек есть разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения». Можно ли отнести это определение к ребенку?
157. Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?
а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель).
б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).
в) «Человек — не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден).
158. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?
а) Человек и личность — это тождественные понятия.
б) Человек — это антропологическое понятие, а личность — социальное.
в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.
г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.
д) Личность — это общественно развитый человек.
159. Каково соотношение между понятиями «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?
160. Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности:
а) Личность — это социальное существо.
б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.
в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимоотношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции.
д) Понятие «личность» тождественно понятию «я».
161. Как Вы понимаете свободу личности? Каковы обязанности личности перед обществом и общества перед личностью? Каковы социально-экономические и политические основы свободы личности в обществе?
162. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:
а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс).
б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр).
в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).
г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).
163. Выберите верное определение.
а) Личность — это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств.
б) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей.
в) Личность — это продукт общественных отношений.
г) Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества.
164. Какое из определений, по Вашему мнению, является правильным?
а) Общество — это совокупность индивидов.
б) Общество — это способ взаимного приспособления людей.
в) Общество — это самостоятельное образование, не связанное с деятельностью людей.
г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.
165. П. Бриджмен в книге «Размышления физика» писал, что общество является суммой его личностей в том смысле, что если поведение всех составляющих личностей определено, тогда не требуется ничего большего, чтобы определить общество, которое эти личности составляют. Дайте анализ этого высказывания.
166. Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?
167. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?
Познание — это:
а) процесс погружения «ума» в действительность;
б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;
в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;
г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;
д) отражение объективной действительности в сознании человека;
е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.
168. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?
а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».
б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».
в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».
г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».
169. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?
Ощущение — это:
а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;
б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;
в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;
г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;
д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;
е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;
ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
6. Почему
отражение человеком
170. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?
171. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?
172. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?
173. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?