Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест
Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.
Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.
Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.
66. Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму.
а) Механическое движение — наипростейший вид движения материи.
б) Биосистемы развиваются по законам механики.
в) Механическое движение — универсальный вид движения материи.
г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение.
67. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 71).
Можно
ли считать данное утверждение Б.
Рассела проявлением
68. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:
а) субъективного идеализма;
б) объективного идеализма;
в) метафизического материализма;
г) диалектического материализма.
69. Кому может принадлежать следующее высказывание: «Пространство и время вовсе не форма “моего” созерцания — это форма организации общечеловеческого опыта»?
а) Канту;
б) Маху;
в) Дидро;
г) Гегелю;
д) Энгельсу;
е) Богданову.
70. «Основные формы всякого бытия, — писал Ф. Энгельс, — суть пространство и время» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51). Ответьте на вопросы:
а) Относится ли это высказывание к бытию идей?
б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?
в) Разъясните замечание В.И. Ленина: «Время вне временных вещей = Бог» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 50).
г) Можно ли рассматривать пространство и время в физике И. Ньютона как реальности физического опыта?
71. Ответьте на вопросы:
а) Можно ли познать сущность и законы человеческой психики без учета деятельности мозга, нервно-психических процессов?
б) Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только его мозг?
в) Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?
г) Объясните взаимодействие биологических и социальных факторов в процессах возникновения и развития человека, человеческого сознания.
д) Что такое гилозоизм?
72. Как понимать положение о том, что сознание по Гегелю «творит» мир?
73 Сознание, доказывает материалистическая философия, вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?
74. Существует утверждение, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Можно ли из этого сделать следующие выводы:
а) Идеальное существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности (идеальное есть форма деятельности общественного человека, взятая вне человека).
б) Идеальное существует в голове с помощью реальной предметной деятельности (идеальное есть субъективная реальность).
в) Идеальное является особой субстанцией.
75. Приведенные ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого Вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.
76. Выберите из данных суждений правильное и обоснуйте свой выбор.
Мысль — это:
а) продукт мозга, субъективный образ объективного мира;
б) хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции;
в) биотоки мозга;
г) самостоятельное, независимое от мозга явление.
д) речь, но произнесенная про себя.
77. Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый «детектор лжи»?
78. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать “весьма просвещенной машиной”». Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.
79. Согласны ли Вы со следующими суждениями?
а) Будущие кибернетические машины — это, в частности, будущие люди. Люди эти, кстати говоря, будут гораздо совершеннее современных нам людей.
б) По всем позициям машина может стать моделью человека.
в) Техника — это природный материал, превращенный в органы исполнения воли человека в природе. Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знаний.
80. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?
81. Язык может быть не только орудием распространения истинного знания, но и источником заблуждения, рассадником ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.
82. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.
83. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?
84. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?
85. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?
86. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?
87. Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?
88. Если в будущем человечеству удается создать искусственный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный материализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет реализовываться в материальных процессах?
89. «Вся материя отражает». «Вся материя ощущает». Тождественны ли эти суждения?
90. Размышляя над проблемой сознания, французский философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы некоторых веществ, например соли, сахара, воды, попадая в наше тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей мыслящей материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощущать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы должны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя обладает способностью ощущать, мыслить.
Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская концепция? Как Вы ответили бы на поставленные им вопросы?
91. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?
92. Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).
93. Что означает термин «диалектика»? Каково его происхождение? Какие формы диалектики Вам известны?
94. Какое из определений диалектики наиболее полно выражает ее сущность как науки?
а) Наука о движении понятий.
б) Искусство вести спор путем раскрытия противоречий в суждениях оппонента.
в) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
95. Что означает термин «метафизика»? В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики?
96. Какая из указанных черт не характеризует развитие?
а) Определенная направленность (поступательное восхождение от низшего к высшему);
б) усложнение — переход от простого к сложному;
в) любое изменение;
г) обновление — возникновение нового качества.
97. Какие стороны объективной действительности отражает понятие «закон».
98. В чем заключается противоположность материалистического и идеалистического понимания законов науки? В этой связи назовите, к каким философским направлениям можно отнести следующие трактовки законов науки?
а) Научные утверждения, имеющие общезначимый смысл,
б) отражение законов природы и общества;
в) следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал;
г) отражение общих, существенных и повторяющихся связей вещей и явлений;
д) продукт человеческого духа, не имеющий смысла помимо человека;
е) проявление божественных сил, деяний Бога.
99. Могут ли существовать такие связи, при которых не осуществляется обмен материей и движением? К какому виду связи, например, относится зависимость между радиусом и площадью круга?
100. В чем состоит различие между софистикой и эклектикой, с одной стороны, и диалектикой — с другой. Покажите, что софистика и эклектика являются проявлением метафизического метода мышления.
101. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие является прогрессивным процессом?
102. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Аргументируйте свой ответ.
а) Качание маятника;
б) старение человека;
в) сборка машины на конвейере;
г) тренировка спортсмена;
д) контрреволюционный переворот;
е) взаимопревращение элементарных частиц;
ж) течение болезни;
з) «круговорот» воды в природе; и) Броуновское движение; к) движение Земли по орбите вокруг Солнца; л) разрушение природной среды человеком.
103. Какими из перечисленных ниже свойств должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?
а) Объективность;
б) устойчивость;
в) причинность;
г) необходимость;
д) повторяемость;
е) случайность;
ж) простота;
з) вариативность; и) абсолютность; к) существенность.
104. Укажите правильное определение понятия «развитие».