Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест
Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.
Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.
Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.
11. Можно ли сказать, что философия — это познание, философия — это нравственность, философия — это эстетика, философия — это логика?
12. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук — это различные приборы, у кибернетиков, математиков — это вычислительные устройства, у социологов — это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой. Найдите ошибку в этом рассуждении.
.
13. Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. М., 1954. С. 7.). Согласны ли Вы с этим утверждением?
14. Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует материальному предмету, определяет его?
15. Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 163).
Какова Ваша позиция по этому поводу? Можете ли Вы возразить Юму?
16. Что такое монизм? Какие философские учения античности Вы отнесете к монизму и почему?
17. Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и почему?
18. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?
19. Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? 8. «Все течет и ничто не пребывает». «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Как называется философское учение, основанное этим мыслителем?
20. Кто из античных мыслителей называл свой метод преподавания майевтикой? В чем сущность этого метода?
21. О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разряжения воздуха»?
22. Почему в древности еще не было (и не могло быть) четкого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астрономами, и механиками, и т. п.?
23. Гераклит утверждал, что этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. К какому направлению в философии принадлежал он?
24. По свидетельству Аристотеля, Демокрит и Левкипп говорили, что все прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга неделимыми телами, из которых они состоят, их положением и порядком… Основания какой концепции заложили Демокрит и Левкипп?
25 Правильно ли утверждать, что под реализмом в средневековой философии подразумевалась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?
26. Соответствует ли действительности суждение о том, что в средневековой философии под номинализмом понималась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?
27. Назовите основного систематизатора средневековой схоластики зрелого этапа ее развития?
28. Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?
29. Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время?
30. Назовите основную черту средневековой философии?
31.Назовите специфическую черту философии Возрождения
32. Можно ли утверждать, что французский философ Декарт является основателем индуктивного метода в теории познания?
33. Кто является автором следующего высказывания: «Я мыслю, — значит, существую»? Что о нем Вам известно?
34. Можно ли утверждать, что в учении о субстанции Декарт был дуалистом? Почему?
35. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказывания?
36. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода «Универсальная математика»?
37. «Субстанция» — что это за понятие?
38. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»?
39. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Чье это утверждение и как называется такая философская позиция?
40. «Ты
можешь, конечно, знать, что огонь горяч,
а вода текуча; но это значит знать не больше,
чем какие ощущения вызываются в твоей
собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются
с твоими органами чувств» (Д. Беркли).
Какие взгляды отражает этот тезис?
41. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Какое значение имеет философия для каждого человека?
42. Прокомментируйте положение Р. Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости.
Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?
43. Что такое «априорное знание» по Канту? Имеется ли такое знание?
.
44. Что такое кантовский категорический императив? Предложите свой императив в духе Канта.
45. Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить?
46. Что такое диалектический метод по Гегелю? Какие еще методы познания Вы знаете?
47. Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях?
48. Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха. Как можно назвать их учения?
49. «Если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, то есть так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть, безусловно, априорное суждение» (Кант). Какие знания Кант называет априорными? Существуют ли такие знания?
50. Можно ли считать правильной «формулу»: Диалектический материализм = диалектика Гегеля + материализм Фейербаха ?
51. Назовите наиболее ярких представителей неопозитивизма и постпозитивизма.
52. В чем сущность философии экзистенциализма?
53.С позиций какого философского направления даны следующие определения?
а) То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»).
б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей...
в) Материя есть постоянная возможность ощущений.
54. В какой степени истинны следующие суждения?
Материя — это:
а) то же, что и реальность;
б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью;
в) совокупность вещества и поля;
г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности;
д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;
е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием.
ж) постоянная возможность ощущений;
з) неизменная первооснова бытия; и) пространственная развертка мировой идеи.
55. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это философская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следовательно, материя существует только в сознании»?
56. Материальны ли следующие явления: свет, пространство и время, информация, тень, общество, общественные от-
ношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь?
57. Правильно ли отождествлять материю с природой?
58 Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «вещество»?
59. Согласны ли Вы со следующими взглядами американского физика В. Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ.
а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки.
...Энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...»
б) «...Все
многообразие элементарных частиц объясняется
некоторой универсальной
60. В чем заключается специфика социальной сферы материального мира?
61. «Природа существует вне и независимо от сознания людей». Является ли это утверждение необходимым или достаточным условием для материалистической точки зрения? Или необходимым и достаточным?
62. «“Материя” и “сознание” являются, по сути дела, конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу — Солнце или Земля» (Б. Рассел). Прав ли Б. Рассел? Аргументируйте свой ответ.
63. Известный физик С. Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:
а) Элементарные частицы — это атомы Демокрита, т.е. первичные элементы материи.
б) Элементарные частицы — это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений.
в) Элементарные частицы — это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.
Какая философская позиция лежит в основе каждой из этих точек зрения?
64. Укажите,
в чем сходство и в чем различие понятий
«бесконечный» и «безграничный»?
65. Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?