Тесты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест

Описание работы

Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.

Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.

Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.

Работа содержит 1 файл

Тестовые задания для сдачи экзамена по философии студентам ОЗО (экстернат).doc

— 435.00 Кб (Скачать)

Развитие  — это:

а) количественные изменения  объекта;

б) всякое движение;

в) прогрессивное изменение;

г) движение по кругу;

д) движение от менее  совершенного к более  совершенному;

е) необратимые качественные изменения системы;

ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения  в явлениях;

з) тождественное всякому  изменению.

105. Укажите правильное определение диалектического противоречия.

Это:

а) отношение тождества  и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;

б) взаимоисключение противоположностей;

в) недостатки, плохие явления, которые  надо изгонять, устранять.

106. Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаимоисключающие противоположные тенденции присутствуют «во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)»

107. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память.

108. Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое — сладкое, молодой — пожилой, порок — невинность, смешной — серьезный, материальный — субъективный.

109. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность.

110. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?

111. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

б)   Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в)   Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.

г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.

112. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?

113. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей?

а)  Крайности сходятся.

б)  Нет худа без добра.

в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.

г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.

д)   Чем хуже — тем лучше.

е) Клин вышибают клином.

114. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.

а)  Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.

б)  Качество — это система важнейших необходимых свойств предметов.

в)   Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами.

г)   Качество — это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами.

115. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?

а)  Количество — «это ...безразличная к бытию, внешняя  ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1. С. 228).

б) «Количество  — объективная определенность качественно  однородных явлений или качество в его пространственно-временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552).

в)  «Количество  выражает внешнее, формальное взаимоотношение  предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236).

116. Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество?

117. Согласны ли Вы с утверждением, что «Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами»?.

118. Какова взаимосвязь между количественными и качественными изменениями?

а)  Любое  ли количественное изменение приводит к качественным изменениям?

119. Демокрит утверждал: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота» (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60—61).

Развивая  эту идею, английский философ Дж. Локк разделил все качества предметов на первичные и вторичные. Такие качества, как форма, плотность, скорость, по Локку, абсолютны и не зависят от субъекта, поэтому они первичны. Цвета, запахи, звуки и все прочее производны от первичных. Они не присущи самим предметам, а являются результатом воздействия на наши органы чувств первичных качеств. Поэтому, считал Локк, вторичные качества относительны, субъективны.

Дайте философский анализ этим концепциям.

120. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?

а) Вода камень точит не силой, но частым падением.

б)  Лучше меньше, да лучше.

в)   Тише едешь — дальше будешь.

г) Побеждают не числом, а уменьем.

д)   От великого до смешного — один шаг.

е)   Поспешишь — людей насмешишь.

ж)   Семь раз отмерь — один раз отрежь.

з)  Талант есть труд.

и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает. к) Повторенье — мать ученья.

121.  Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?

122.  Можно ли считать соответственно революцией и эволюцией следующие примеры перехода к новому качеству?

а)  Взрыв  ядерного устройства и замедленный  распад в реакторе атомной электростанции;

б)  образование  нового вида путем мутаций и путем  приспособления и естественного отбора;

в)  переход  к новому социальному строю путем  вооруженного восстания и путем  реформ;

г)  переход  к новой парадигме (концепции, стилю  мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы  научного знания.

123. Между психологом и физиком возник спор. Психолог считает, что красный и синий цвета отличаются качеством, это видит каждый, кто не является дальтоником. По мнению физика, отличие чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?

124. Завершается ли процесс развития сменой одной формы бытия другой?

125. В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

а)   Новое — это хорошо забытое старое.

б)  Клин вышибают клином.

в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

126. Какая разница между объективными законами природы, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов?

127. Определите, с каким философским направлением связаны следующие трактовки:

а)  Законы науки — это научные утверждения, которые имеют общезначимый смысл.

б)  Законы науки — отражение законов природы и общества.

в)   Законы науки — это следствие законов человеческого разума, организующего, систематизирующего различный эмпирический материал. 

128.  Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а)  В  каком направлении идет развитие?

б)  Что  является источником развития?

в)  Каков  механизм новообразования?

129. Определите, действием какого закона диалектики можно объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение». 

130. Всякая категория является понятием. Но всякое ли понятие можно назвать категорией? В связи с этим определите, какие из перечисленных понятий можно отнести к общефилософским категориям: форма, множество, масса, скорость, случайность, совесть, пространство, жизнь, счастье, стоимость, товар, наследственность, возможность. Аргументируйте свой выбор.

131. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.

Природа — это:

а) географическая среда, в которой обитает  человеческое общество;

б) биосфера Земли;

в) вся материальная действительность;

г) та часть мира, которая  стала объектом теоретической  и практической деятельности людей;

д) биосфера и ноосфера;

е) наша бесконечная  Вселенная.

132. «Создание из биосфера ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).

Что понимал  В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И. Вернадский назвал «ноосферой»?

133. Что общего между законами природы и законами общества?

  В  силу каких причин невозможно  перенесение закона из области  биологии на социальную жизнь?

134.  Дайте философскую оценку следующей точки зрения: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

135. Древнегреческий историк Диодор считал, что многочисленность населения в Египте дала возможность воздвигнуть множество грандиозных пирамид и других сооружений. Прав ли Диодор, не принимает ли он видимость за сущность? Является ли многочисленное население Древнего Египта решающим условием, основным звеном цепи событий, приведших к строительству гигантских пирамид?

136. Некоторые современные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество

развивается по биологическим законам, поскольку  сам человек — высшее звено  биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

137. Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?

Информация о работе Тесты по философии