Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест
Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.
Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.
Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.
Развитие — это:
а) количественные изменения объекта;
б) всякое движение;
в) прогрессивное изменение;
г) движение по кругу;
д) движение от менее совершенного к более совершенному;
е) необратимые качественные изменения системы;
ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения в явлениях;
з) тождественное всякому изменению.
105. Укажите правильное определение диалектического противоречия.
Это:
а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;
б) взаимоисключение противоположностей;
в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.
106. Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаимоисключающие противоположные тенденции присутствуют «во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)»
107. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память.
108. Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое — сладкое, молодой — пожилой, порок — невинность, смешной — серьезный, материальный — субъективный.
109. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность.
110. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?
111. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:
а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.
б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.
в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.
г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.
112. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?
113. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей?
а) Крайности сходятся.
б) Нет худа без добра.
в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.
г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.
д) Чем хуже — тем лучше.
е) Клин вышибают клином.
114. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.
а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.
б) Качество — это система важнейших необходимых свойств предметов.
в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами.
г) Качество — это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами.
115. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?
а) Количество — «это ...безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1. С. 228).
б) «Количество — объективная определенность качественно однородных явлений или качество в его пространственно-временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552).
в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236).
116. Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество?
117. Согласны ли Вы с утверждением, что «Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами»?.
118. Какова взаимосвязь между количественными и качественными изменениями?
а) Любое ли количественное изменение приводит к качественным изменениям?
119. Демокрит утверждал: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота» (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60—61).
Развивая эту идею, английский философ Дж. Локк разделил все качества предметов на первичные и вторичные. Такие качества, как форма, плотность, скорость, по Локку, абсолютны и не зависят от субъекта, поэтому они первичны. Цвета, запахи, звуки и все прочее производны от первичных. Они не присущи самим предметам, а являются результатом воздействия на наши органы чувств первичных качеств. Поэтому, считал Локк, вторичные качества относительны, субъективны.
Дайте философский анализ этим концепциям.
120. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?
а) Вода камень точит не силой, но частым падением.
б) Лучше меньше, да лучше.
в) Тише едешь — дальше будешь.
г) Побеждают не числом, а уменьем.
д) От великого до смешного — один шаг.
е) Поспешишь — людей насмешишь.
ж) Семь раз отмерь — один раз отрежь.
з) Талант есть труд.
и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает. к) Повторенье — мать ученья.
121. Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?
122. Можно ли считать соответственно революцией и эволюцией следующие примеры перехода к новому качеству?
а) Взрыв ядерного устройства и замедленный распад в реакторе атомной электростанции;
б) образование нового вида путем мутаций и путем приспособления и естественного отбора;
в) переход к новому социальному строю путем вооруженного восстания и путем реформ;
г) переход к новой парадигме (концепции, стилю мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы научного знания.
123. Между психологом и физиком возник спор. Психолог считает, что красный и синий цвета отличаются качеством, это видит каждый, кто не является дальтоником. По мнению физика, отличие чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?
124. Завершается ли процесс развития сменой одной формы бытия другой?
125. В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?
а) Новое — это хорошо забытое старое.
б) Клин вышибают клином.
в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
126. Какая разница между объективными законами природы, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов?
127. Определите, с каким философским направлением связаны следующие трактовки:
а) Законы науки — это научные утверждения, которые имеют общезначимый смысл.
б) Законы науки — отражение законов природы и общества.
в)
Законы науки — это
следствие законов человеческого
разума, организующего,
систематизирующего
различный эмпирический
материал.
128. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:
а) В каком направлении идет развитие?
б) Что является источником развития?
в) Каков механизм новообразования?
129. Определите,
действием какого закона диалектики можно
объяснить явление, выраженное в словах:
«На меня нашло озарение» — или: «Внезапное
просветление, вдохновение».
130. Всякая категория является понятием. Но всякое ли понятие можно назвать категорией? В связи с этим определите, какие из перечисленных понятий можно отнести к общефилософским категориям: форма, множество, масса, скорость, случайность, совесть, пространство, жизнь, счастье, стоимость, товар, наследственность, возможность. Аргументируйте свой выбор.
131. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.
Природа — это:
а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;
б) биосфера Земли;
в) вся материальная действительность;
г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;
д) биосфера и ноосфера;
е) наша бесконечная Вселенная.
132. «Создание из биосфера ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).
Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И. Вернадский назвал «ноосферой»?
133. Что общего между законами природы и законами общества?
В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?
134. Дайте философскую оценку следующей точки зрения: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».
135. Древнегреческий историк Диодор считал, что многочисленность населения в Египте дала возможность воздвигнуть множество грандиозных пирамид и других сооружений. Прав ли Диодор, не принимает ли он видимость за сущность? Является ли многочисленное население Древнего Египта решающим условием, основным звеном цепи событий, приведших к строительству гигантских пирамид?
136. Некоторые современные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество
развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?
137. Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?