Теория правового государства в юриспруденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие
вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как
она развивалась? Каковы цель и назначение правового государства? -
практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков,
независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось
и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости,
государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1Развитие идей правового государства
в древности и эпоху феодализма …………………...…………………..5
2. Развитие теории правового государства…………………………….11
3. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей
государства и права конца XIX – XX веков
на проблему правового государства………………………………..….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Реферат Кудрявцевой правовое государство.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых 
прав граждан и их счастья.

     Одним из первых, кто дал теоретическое  обоснование демократического 
государства, был Б. Спиноза. Будучи связано законами, государство 
обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что 
государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому 
гражданину не только сохранение жизни, по и удовлетворение его интересов, и 
предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, 
честь, свободу и иные блага подданных.

     Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице 
Иеринга, Паунда и ряда других мыслителей оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. 
Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь 
такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В 
концепции Еллинека государство определяется как представитель общих 
интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и 
общечеловеческим солидарным интересам в направлении пргрессивного 
развития общества.

     Таким образом, в Новое время концепция  правления права отдаёт 
предпочтение обществу перед государством и индивиду - перед обществом. 
Главная опасность для права видится не в индивидуальном, а в 
государственном произволе.

 

     

     3. Взгляды отечественных  и зарубежных исследователей  государства и  права конца XIX - XX веков па проблему правового государства 

     В дальнейшем теория правового государства  получила развитие в 
позитивистской и естественно-правовой концепциях права конца Х1Х – начала 
XX века. На деле, позитивистское обоснование права оборачивается на 
практике произволом. «Если в законах нет общечеловеческих ценностей 
(которые и делают закон всеобщим и необходимым), нет ничего постоянного, 
«начертанного в сердцах» передаваемого из поколения в поколение, то их 
можно менять как угодно - вплоть до полного беззакония».13

     В позитивизме, в сравнении с естественно-правовыми  теориями, право 
предстаёт в виде чёткой и логической системы норм. Избрав в качестве объекта 
исследования реально существующее право, юридический позитивизм, 
фактически превратился в антиправовую теорию. Правовая норма оказалась 
заменённой простым приказом, выражавшим волю фактически правящей в 
обществе группы людей или даже одного лица.

     Преодолеть  такой дефект позитивизма, как огосударствление права, в XX 
веке попытались Г. Кельзен и Г. Харт. В отличие от других позитивистов, Харт 
находит в естественно-правовой теории здоровое зерно. Для него естественное 
право - это универсальные нормы человеческого общежития, обеспечивающие 
выживание вида. Эти нормы произрастают из таких факторов человеческой 
жизни, как уязвимость человека, относительное равенство, ограниченное 
чувство альтруизма, ограниченность жизненных ресурсов и т. п. Эти 
объективные условия обуславливают «естественную необходимость» 
определённых минимальных форм защиты личности, собственности, 
договорных обязательств. Но право не выступает как высшее звено по 
отношению к позитивному праву и вообще не имеет к нему непосредственного 
отношения.

     Более продуктивной с точки зрения развития концепции правления права, 
чем позитивизм, является концепция инструментализма. Например, Дж. Раз 
рассматривает правление права как идеал, но такой идеал, которому правовая система может соответствовать в большей или меньшей степени. Принципы 
правления права, полагает Раз, не должны смешиваться с принципами 
демократии, справедливости, человеческого достоинства. Более того, 
недемократическая политическая система может соответствовать требованиям 
правления права в большей степени, чем демократическая. Это не значит, что 
она лучше демократической, она лишь превосходит её по одному из критериев. 
Дж. Раз убеждён, что правление права ошибочно противопоставляется 
деспотическому правлению. И с точки зрения инструменталистской концепции правления права это не вызывает сомнений. Действительно, если закон - это 
инструмент управления обществом, средство регулирования поведения людей, 
то почему его не может использовать и тиран, облекая свои интересы в формы 
всеобщих, обнародованных, стабильных норм. С точки зрения 
инструментализма, в широком смысле принцип правления права означает, что 
люди должны подчиняться праву и управляться им. В более узком - то, что 
государство должно управляться правом и подчиняться ему.

     Что касается взглядов Дж. Раза на свободу индивида, он считает, что если 
государственное вмешательство способствует росту благосостояния народа, то 
оно увеличивает, а не уменьшает свободу как возможность выбора, в отличие, 
например, от Хайека, который выступает против государственного 
вмешательства в общественную жизнь, полагая, что в любом случае это 
ограничивает возможность индивидуального выбора, а потому и свободу.

     Таким образом, по мнению инструменталистов, требования правления права не исключают оправданности государственного вмешательства, хотя и 
накладывают определённые ограничения на характер этого вмешательства.

     Большое значение для совершенствования  теории правового 
государства имеют работы отечественных авторов. Большое внимание в них 
уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но 
и наиболее важным условиям их формирования.

     Идеи  правового государства были отражены и в трудах русских 
мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и 
др., где они подвергали критике беззаконие эпохи феодализма. Правоведы и 
философы предоктябрьского периода: Котляревский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую 
концепцию правового государства.

     Рассматривая  основные идеи и принципы правового государства с точки 
зрения Г.Ф. Шершеневича, можно выделить следующие пути формирования и 
основные параметры правового государства:

     - необходимость установления норм объективного права, которые 
определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от 
других, в том числе и государственной организации - в целях устранения 
произвола;

     - ограничение государства лишь правом охраны субъективных прав;

     - утверждение самостоятельности судебной власти, и допущение к 
соучастию в законодательстве выборных общественных элементов, в целях 
наведения нового порядка, который бы не нарушался самими органами власти, 
а также строгое определение полномочий последних, при условии отделения 
законодательной власти от исполнительной.

     Теории  естественного права проистекают из присущего человеку 
стремления к справедливости, к установлению справедливого общественного 
устройства. Особое внимание русских мыслителей конца XIX – начала XX вв. 
было приковано к конкретной человеческой жизни. Особенно остро встаёт 
вопрос о том, что есть средство, а что цель: человек или государство? Кто кому 
служит?

     Одной из наиболее полных и интересных представляется точка зрения П. 
И. Новгородцева на концепцию правового государства. Основной принцип теории правового государства он видел в обязательности норм права как для 
государства, так и для граждан. Что касается разделения властей, здесь речь 
идёт о разделении функций, которое обеспечивает возможность взаимного 
контроля властей друг за другом, создаст правовые противовесы, не 
позволяющие какой-либо из властей абсолютизировать свои полномочия. 
Единая (верховная) власть призвана защищать «естественные права» граждан 
на жизнь, свободу, независимость и честь. Новгородцев полагал, что сама 
Верховная власть и конституция являются подзаконными актами, так как над 
ними существует нравственный суд – «Высшая нравственная норма».

     «В  пределах данного государства, - пишет  Новгородцев, - могут 
уживаться разные веры и могут бороться разные политические воззрения; в нём 
могут существовать рядом разные народности и наречия; но для того, чтобы 
государство представляло собою прочное духовное единство, оно должно 
утверждаться на общем уважении и общей любви к своему общенародному 
достоянию».14 Мыслитель приходит к выводу, что народ имеет право и 
способность высказывать свои желания, но он не в состоянии указать, каким 
способом должны быть исполнены эти желания. Новгородцев утверждал, что 
государство существует для человека, a не человек для государства. Человек 
должен быть уважаем не только как гражданин, но и как личность.

     Итак, Новгородцев убедительно показал, что стабильность общества не 
достигается простым разделением властей и не в меньшей степени зависит от 
целого комплекса других факторов: правовой культуры управляющих и 
управляемых, исторических традиций, оперативности власти в решении 
государственных и общественных проблем, от нравственного потенциала 
народа и его внутреннего духовного единства.

     Но  как, однако, в России сочеталась идея правового государства с 
социалистическим государством? В.И.Ленин неоднократно подчёркивал, что 
революционная диктатура пролетариата есть власть пролетариата над 
буржуазией, не связанная никакими законами.15 Для такой власти идея 
правового   государства,   естественно,   неприемлема.  

     Идея   правового государства была надолго забыта в конце 20-х годов. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею 
правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально 
противоположной классовой концепции государства.

     Лишь  перестройка вернула к жизни демократические идеи, в том числе и идею правового государства.

     Справедливости  ради следует заметить, что отечественными авторами 
концепция правового государства в том виде, как она сложилась, 
прокламировалась на современном Западе, зачастую рассматривалась лишь в 
критическом плане. Это было правильно и вполне оправданно, когда имелись 
в виду лишь ее сущность, социальное содержание и назначение в каждый 
конкретный исторический период и применительно к каждому 
конкретному господствующему слою иди классу.

     Однако  в однозначном критическом подходе к теории правового 
государства имелись и значительные натяжки. Издержки такого видения 
заключаются прежде всего в том, что при оценке данной концепции не 
учитывался факт создания и применения ее не иначе как в виде политического 
и идеологического средства противопоставления и борьбы с абсолютистскими 
и иными им подобными режимами, единоличной властью и произволом 
монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные сферы жизни 
общества и деятельности негосударственных объединений. Упускались из 
поля зрения и некоторые общечеловеческие ценности, сформировавшиеся в 
процессе тысячелетнего развития гуманистической мысли и нашедшие свое 
известное, хотя и сугубо формальное отражение в рассматриваемой теории.

     Всячески  поддерживая и развивая идею правового государства, мы, 
однако, не должны идеализировать, а тем более копировать утвердившуюся на 
ранних стадиях развития человеческого общества и на современном Западе 
модель правового государства. Не следует забывать, в частности, о том, что 
когда мы говорим о разных вариантах или моделях правового 
государства, провозглашаемых в конституциях Испании, ФРГ', Франции или 
любой другой капиталистической страны, то имеем в виду, естественно, 
не   некое абстрактное в социальном отношении правовое государство, а европейское капиталистическое правовое государство. Аналогично, когда 
говорим о «связанности» этого государства правом, то имеем в виду 
связанность его не каким-то другим, а именно европейским 
капиталистическим правом.

     Однако  одно остается бесспорным: теория правового государства в 
целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала 
общечеловеческие ценности и интересы. Что же касается их интерпретации и 
применения на практике, то в них неизменно на первый план выступают 
интересы, взгляды и суждения власть имущих.

     В последние годы в русле реформаторских процессов произошли 
серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

     Концептуальные  положения и пути формирования правового  государства 
излагаются и в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. 
Алексеева, В.М. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

     По  мнению В.Н. Хропанюка правовое государство - «это такая форма 
организации и деятельности государственной власти, которая строится на 
взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе 
норм права».

Информация о работе Теория правового государства в юриспруденции