Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:49, реферат
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие
вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как
она развивалась? Каковы цель и назначение правового государства? -
практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков,
независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось
и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости,
государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1Развитие идей правового государства
в древности и эпоху феодализма …………………...…………………..5
2. Развитие теории правового государства…………………………….11
3. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей
государства и права конца XIX – XX веков
на проблему правового государства………………………………..….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….23
Только
там, заключал Платон, «где закон – владыка
над правителями, а
они – его рабы, я усматриваю спасение
государства и все блага, какие
только могут даровать государствам боги».
Идеи,
заложившие основу теории правового
государства, развивались
также в работах ученика и критика Платона,
«величайшего мыслителя
древности» Аристотеля. Однако у Аристотеля,
в отличие от Платона, цель
законов - не подавление частных интересов,
а их гармонизация.
Именно
он стоял на позициях защитника права
индивида, частной
собственности как проявления в каждом
человеке «естественной любви» к
самому себе и развивал в противоположность
Платону взгляд на государство
как на продукт естественного развития,
как на высшую форму человеческого
общения, охватывающую собой все другие
его формы (в виде семьи, селения и
др.). Выражая свое отношение к государственной
власти, праву и закону,
Аристотель постоянно проводил мысль
о том, что «не может быть делом закона
властвование ... вопреки праву; стремление
же к насильственному подчинению,
конечно, противоречит идее права». Там,
где отсутствует «власть закона», делал
вывод Аристотель, там нет места и какой-либо
форме государственного строя. Закон должен
властвовать над всем...»3.
В
отличие от Платона, Аристотель
анализирует свойства права как такового,
закон для него не является
инструментом для достижения какой-либо
цели; правовой закон ценен сам по
себе как условие благой жизни, жизни разумной.
Правление закона, а не людей
предполагает реализацию имманентных
праву качеств - всеобщности,
абстрактности, беспристрастности, стабильности,
что в свою очередь, приводит
к упорядоченности жизни.
Весьма
важным в плане формирования идей,
заложивших первые
камни и составивших впоследствии (в видоизмененном,
приспособленном к
изменившейся действительности виде)
основу теории правового
государства, явился сформулированный
Марком Туллием Цицероном
правовой принцип, согласно которому «под
действие закона должны
подпадать все, а не только некоторые,
избранные граждане». Цицерон
говорил о государстве как о «деле народа»,
как о правовом общении и «общем правопорядке».
«Государство есть достояние народа, а
народ не любое
соединение людей, собранных вместе каким
бы то ни было образом, а
соединение людей, связанных между собою
согласием в вопросах права и
общности интересов»4.
Будучи
глубоко убежденным и последовательным
сторонником естественного права, Цицерон
исходил из того, что права и
свободы человека не даруются и не устанавливаются
кем-то и по чьему бы то
ни было желанию или велению, а принадлежат
ему по самой природе.
Оперируя понятием «истинного закона»,
Цицерон рассматривал его как
«разумное положение, соответствующее
природе, распространяющееся на всех
людей, постоянное, вечное, которое призывает
к исполнению долга,
приказывая; запрещая, от преступления
отпугивает; оно, однако, ничего, когда
это не нужно, не приказывает честным людям
и не запрещает им…»5.
Цицероном был сформулирован правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все», а не только некоторые, «избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чём убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.
В
отличие от Аристотеля, который видел
одно из условий лучшего государства в
уравнивании собственности, т. е. в
фактическом имущественном равенстве,
Цицерон подчёркивает свойство
правовой нормы быть уравнивающей силой
в обществе неравных и различных
по своим качествам людей. Право предполагает
юридическое равенство
субъектов, и в случае его нарушения уничтожается
и само право как
социальный феномен.
Реально
правовая теория в древности развивалась
вне связи с теорией
государства, поскольку государства в
буквальном значении этого понятия не
существовало и соответственно не существовало
понятия государственного
суверенитета, но вместе с тем говорить
о концепции правления права, а не
людей, есть все основания.
Свобода
в древности мыслилась как коллективная
ценность. Гражданин
свободен потому, что является частичкой
свободного полиса. Поэтому не
отдельный человек, а полис, как совокупность
людей, является высшей
ценностью. У древних греков и римлян не
могло сложиться представление об
автономности личности, об индивидуальной
свободе. В отношении отдельного
человека доминирует идея личного долга,
а не личного права.
Император
Юстиниан в VI в. н.э. в своей Конституции
«О составлении
Дигест» писал, что нельзя найти ничего
столь важного, как власть законов,
которая изгоняет всяческую несправедливость.
Разнообразные
человеколюбивые, гуманистические мотивы,
трансформировавшиеся немедленно или
по истечении определенного
времени в соответствующие государственно-правовые
взгляды и доктрины, в
соответствии, с которыми в обществе и
государстве должны торжествовать не
зло, насилие и произвол, а право и закон,
развивались не только в Древней
Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае.
Наряду с наивными
материалистическими представлениями
о мире, уметавшимися в формулах
типа «сознание рождается из вещей и умирает
тоже в вещах» или «жизнь – это корень
смерти, а смерть – корень жизни», в Китае,
например, еще в
глубокой древности философами и юристами
применительно к
господствовавшем в стране рабовладельческому
строю проводилась мысль о
том, чти «в государстве должен царить
порядок», основанный на законе.
Утверждалось, что государь, если он хочет
до конца жизни не подвергаться
опасности, должен быть справедливым,
а «управление страной должно
соответствовать спокойствию», быть спокойным.
Нельзя силой насаждать
порядок в стране, ибо «страна управляется
справедливостью».
Однако,
несмотря на такие, своеобразные, суждения
и умозаключения,
древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые
взгляды и идеи
передовых, прогрессивных мыслителей
того времени, несомненно, стали
первоосновой, предтечей всего последующего
процесса развития
гуманистических взглядов и идей, составивших
впоследствии фундамент
теории правового государства.
Разумеется,
до полного завершения процесса создания
данной
концепции правового государства было
еще очень далеко. Предстояло пройти
огромный интеллектуальный путь, измерявшийся
даже не столетиями, а
тысячелетиями. Но тем не менее начало,
причем весьма обнадеживающее,
было положено. Важно было теперь не сбиться
с этого пути.
Идеи
древнегреческих и
характерных для той эпохи понятиях, не
имели еще логически завершенной
формы, поэтому «говорить о становлении
концепции правового государства во
времена античности – значит, делать очень
большое допущение...». Однако
даже в условиях рабовладельческого, а
затем и феодального строя они и не
имели шансов получить последовательного
обоснования. Существующая тогда
действительность не могла еще дать необходимой
информации для этого.
При
всем этом, именно в древности начинаются
поиски принципов, форм
и конструкции для установления надлежащих
взаимосвязей,
взаимозависимостей и согласованного
взаимодействия права и власти. В
процессе углублявшихся представлений
о праве и государстве довольно рано
сформировалась идея о разумности и справедливости
такой политической
формы общественной жизни людей.
В
эпоху феодализма решающее значение
приобретают проблемы
политическом власти и ее формально равной
для всех правовой организации в
виде упорядоченной системы разделенных
государственных властей,
соответствующей новому отношению социально-классовых
и политических
сил. Юридическое мировоззрение нового
восходящего класса требовало
утверждения новых представлений о свободе
человека посредством режима
господства права и в частных, и в публично-политических
отношениях.
В
период начавшегося разложения феодализма
идеи правовой
государственности с позиции историзма
изложили прогрессивные мыслители
того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.
В
своей теории Макиавелли на основе
многовекового опыта существования государств
прошлого и настоящего
предпринял попытку объяснить принцип
политики, осмыслить движущие
развития политической жизни с тем, чтобы
изобразить контуры идеального
государства, наилучшим образом отвечающего
потребностям его времени.
Цель
государства он видел в возможности
свободного пользования
имуществом и обеспечения безопасности
для каждого. При рассмотрении
вопроса о государственных формах предпочтение
отдавалось республике, так
как именно республика в большей мере
отвечает требованиям равенства и
свободы.
Ж.
Боден же определяет государство как правовое
управление многими
семействами и тем, что им принадлежит.
Задача государства, по его мнению,
состоит в том, чтобы обеспечить права
и свободы. Рост производительных сил,
изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху перехода
от феодализма к капитализму порождают
новые подходы к государству и пониманию
ею роли в организации общественных дел.
Центральное место в них занимают проблемы
правовой организации государственной
жизни, исключающей монополизацию власти
в руках одного лица или властного органа,
утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу
посредством права.
Следует,
однако, отметить, что эпоха средневековья
оказалась наименее
полезной для юриспруденции с точки зрения
вклада в развитие теории
правового государства и, соответственно,
не создала необходимых условий для
ее реализации. Объективно, роль права
в жизни общества сокращается.
Феодальная раздробленность, сословность,
партикуляризм вытесняли право из
человеческих отношений. Конечно, полное
уничтожение права было
невозможно, но что было вполне возможно,
так это сокращение его роли в
обществе.
Следующим
значительным этапом в развитии концепции
правового
государства стаю Новое время.
2.
Развитие теории правового
государства в XVIII-X1X
веках.
Очень
мною было сделано для развития теории
правового государства
юристами и мыслителями последующих, особенно
XVIII-XX, веков.
Формулирование
концепции правления права в Новое время
было
инициировано конфликтом нарождающегося
гражданского общества и
абсолютистского феодального государства,
претендующего на неограниченную
власть. Смысл теорий правления права
Нового времени - оградить
нарождающуюся частную сферу от произвольного
вмешательства в неё
государства.
В
Новое время государство и
общество начинают анализироваться как
феномены, не совпадающие друг с другом.
Государство предстаёт как
сосредоточение реальной политической
власти, способное использовать её как
во вред, так и во благо общества. Теория
ограниченного государства,
озабоченная поисками средств ограничения
властных возможностей
государства, недопущения деспотического,
произвольного осуществления
власти, является в значительной степени
не правовой, а политической теорией.
Смысл её заключается в защите права от
государства и государственного
закона, поскольку исторически право гражданского
общества, частное право
развивается вместе с обществом, независимо
от воли политических властей;
именно в частном праве реализуются присущие
ему принципы свободы и
равенства, которые лишь постепенно переносятся
и на политическую сферу.
Поэтому право в либеральных теориях Нового
времени ассоциируется с личной
свободой, с автономной и юридически равной
с другими личностью, с
незыблемостью частной собственности
и частной жизни вообще.
Информация о работе Теория правового государства в юриспруденции