Теория правового государства в юриспруденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие
вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как
она развивалась? Каковы цель и назначение правового государства? -
практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков,
независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось
и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости,
государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1Развитие идей правового государства
в древности и эпоху феодализма …………………...…………………..5
2. Развитие теории правового государства…………………………….11
3. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей
государства и права конца XIX – XX веков
на проблему правового государства………………………………..….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Реферат Кудрявцевой правовое государство.doc

— 153.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

«Челябинский  государственный университет» 
 
 
 
 

    Теория  правового государства в юриспруденции 
 

    РЕФЕРАТ 

    По  дисциплине «История и философия науки» 
 
 

              Автор работы: Кудрявцева

              Анастасия Викторовна, соискатель 

              Проверил: Деменкова Н.Г.

              доцент кафедры конституционного

              и административного права ФГБОУ  «ЮУрГУ», кандидат юридических наук           
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

    Челябинск 2011 год 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

    1Развитие идей правового государства

    в древности  и эпоху феодализма …………………...…………………..5

    2. Развитие теории  правового государства…………………………….11

    3. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей

    государства и права конца XIX – XX веков

    на  проблему правового государства………………………………..….17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ. 
 

     Проблемы  правового государства всегда волновали  передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие 
вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как 
она развивалась? Каковы цель и назначение правового государства? - 
практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, 
независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось 
и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, 
государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

     С.А. Котляревский считал, что понятие  о правовом государстве возникло, 
вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту 
властвования и подчинения. В средние века слагается представление о гранях, 
перейти которые не может самая верховная власть в данном государстве, 
нарушить которые не может ее закон. В истории европейских монархий 
смутное противопоставление этого ограничивающего начала фактическому 
самодержавию монарха переплетается с различными циклами идей: 
божественного мироправления, потенциальных правомочий, присущих всему 
народу, оформленного договора, в который некогда вступили люди друг с 
другом. Стремление найти определенный компромисс в данном вопросе и 
обусловил выбор направления рассуждения в данной работе. Иначе цель 
работы можно определить как попытку комплексного теоретического 
исследования истории становления теории правового государства на разных 
этапах жизни общества.

     Основная  идея теории правового государства - это идея (мысль) о 
связанности государства правом. Можно предположить, что эта идея 
зародилась вместе с государством, однако и в догосударственном обществе все 
органы первобытной, а затем военной демократии формировались в рамках 
определенной нормативной системы - обычаев и табу, освещались 
религиозными ритуалами и т.д.

     Всякая  власть всегда стремится к расширению своих властных 
полномочий, властного пространства, распространить свое влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению 
свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, 
противодействуют ей, опираясь, прежде всего, на существующую в обществе 
нормативную систему, ставящую пределы власти.

     Уже в древности мы наблюдаем не единичные  случаи, когда субъект, 
узурпирующий власть, изгоняется народом как нарушитель вековых обычаев. 
Так последний царь в Древнем Риме - Тарквиний Гордый был изгнан из Рима 
за узурпацию власти и заменен двумя консулами. С изгнанием князей мы 
встречаемся и у славян. Можно вспомнить печальную судьбу князя Игоря, 
казненного древлянами. Идея ограничения власти, правомерности борьбы 
против узурпаторов, безусловно, присуща любому свободолюбивому народу1.
 

     Интерес к указанной проблеме был вызван также и тем обстоятельством, 
что получаемая из научной, учебной литературы, брошюр, книг, монографий 
ученых, специалистов информация на данную тему объективно не всегда 
совпадает с фактами реальной жизни. В связи с этим, возникает неподдельное 
стремление к установлению четких нитей стыковки в вопросе, каким образом 
право может ограничить государство, если само государство это право и 
создает. Как можно заставить власть подчиниться праву, как направить право на благо всему обществу и каждому взятому отдельно человеку? Ответ на эти 
вопросы пытались дать, рассуждая каждый в рамках собственного 
индивидуального сознания, отраженного в зеркале эпох, культур, философий многие юристы, мыслители, политологи и правоведы.

     Современное демократическое правовое государство  предполагает 
развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные 
общественные организации, политические партии, в котором никакая 
идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной 
идеологии (наглядный пример - в нашей стране в течение долгих десятилетий 
действовала однопартийная система, а государственной идеологией был 
марксизм-ленинизм). Политическая жизнь в правовом государстве строится на 
основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), 
многопартийности. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего 
общества, является соответствующий высокий уровень политической и 
правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от правового 
нигилизма, который особенно отчетливо проявлялся в последнее время не 
только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

     В связи со всем вышесказанным, безусловно, крайне необходимо 
развивать и претворять в жизнь строившуюся веками идею правового 
государства.

 

     

     1. Развитие идей  правового государства  в древности и  эпоху феодализма 

      Идея  утверждения права в общественной жизни своими корнями 
восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые 
государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс 
имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и 
возросшую вследствие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивигих немало правовой регламентации механизма государственного управления. С момента своего возникновения право, образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государе]венной власти. Для того чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путём. Начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти.

     В общем русле углублявшихся представлений о праве и государстве 
довольно рано сформировать идея о разумности и справедливости 
организации политической формы общественной жизни людей, при которой 
право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой (то 
есть общеобязательным законом), а публично-властная сила (с её 
возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, 
следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой 
(то есть соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание 
государства как правовой организации публично-властной силы является 
основной идеей правовой государственности.

     Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, 
широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам 
демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона 
прослеживаются еще   в   рассуждениях   передовых   для   своего   времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней 
Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира. С идеей правового 
государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм 
жизни. Мыслители античности - Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, 
Цицерон, Демокрит - пытались выявить такие связи и взаимодействия между 
правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное 
функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна 
и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой 
закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

     Государственная власть, признающая право, и одновременно 
ограниченная им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой 
государственностью. Государственно-правовые идеи и институты Древней 
Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более 
поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

     Античная  концепция теории соотносится с  полисом (гражданской 
общиной) как с формой и способом общения людей и ищет пути упорядочения 
и гармонизации этого общения. Закон, в представлении античных философов, 
защищает индивидов друг от друга, а не от полиса. Доминантой их 
рассуждений является порядок в обществе, а не индивидуальная свобода.

     Принцип законности как основополагающий для жизни полиса был 
выработан уже в поучениях семи мудрецов, для которых лучшим являлось 
такое устройство полиса, в котором отдаётся предпочтение закону, дающему 
«меру всем человеческим поступкам»2. Сократ в спорах с софистами довёл эту 
идею до совершенства. Для Сократа подчинение закону - это условие 
существования полиса. Сам полис существует лишь в форме всеобщего 
исполнения его законов. Справедлив не закон сам по себе, а порядок, 
основанный на законе, - а это, по сути, полис.

     Гражданин как лицо частное у Сократа  плавно переходит в лицо 
политическое как идеальное выражение полиса. Между гражданином и 
полисом практически нет никакой границы: законопослушный гражданин 
тождествен  полису, а полис тождествен законопослушному гражданину.

     Высшая  справедливость, таким образом, заключается  в соблюдении законов, что приводит к единению граждан, единомыслию, упорядоченности и 
гармонии. Но достижение этой гармонии достигается не посредством прав, а 
посредством общих обязанностей, имеющих не столько юридический, сколько 
нравственный характер. Но вместе с тем политической силе нет места в 
построениях Сократа: идеальный полис - это нравственное единение сограждан 
вокруг знающих правителей и разумных законов.

     Позже и ученик Сократа Платон, отталкиваясь от его идей, предложил 
мысль о том, что полис есть совокупность людей, призванных делать что-либо 
вместе. Применение силы со стороны полиса, по его мнению, не только 
оправданно, но и необходимо. Ведь справедливость есть соразмерность и соподчинённость всех начал: разума, воли и чувства, в признании общей цели и 
направляющей к ней силе, в том числе и силе закона, суть которого состоит не в равном распределении прав, а в распределении обязанностей по принципу 
«каждому свое».

     Такие качества правовых норм, как всеобщность и абстрактность, 
рассматриваются Платоном как весьма существенный недостаток. Поэтому 
государство, в котором господствует закон, лишь второе в платоновской 
иерархии форм правления, а истинным, т. е. знающим правителям идеального 
государства, законы не нужны. Только истинный правитель может определить, 
что есть благо и в чём заключается счастье; сам он не связан законами, которые 
издал. Там же, где истинного правителя нет, необходимо всеобщее подчинение 
законам. Но и в этом государстве «законности» закон не правит, а подавляет.

     Платон, в своих знаменитых диалогах «Государство», «Политик», 
«Законы» и других, проводил мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и 
находится под чьей-либо властью – неизбежна близкая гибель 
государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах 
нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о 
внутренних распрях». Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на 
смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда 
чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший 
вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Информация о работе Теория правового государства в юриспруденции