Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:49, реферат
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие
вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как
она развивалась? Каковы цель и назначение правового государства? -
практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков,
независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось
и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости,
государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1Развитие идей правового государства
в древности и эпоху феодализма …………………...…………………..5
2. Развитие теории правового государства…………………………….11
3. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей
государства и права конца XIX – XX веков
на проблему правового государства………………………………..….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….23
Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Челябинский
государственный университет»
Теория
правового государства в
РЕФЕРАТ
По
дисциплине «История и философия науки»
Автор работы: Кудрявцева
Анастасия
Викторовна, соискатель
Проверил: Деменкова Н.Г.
доцент кафедры конституционного
и
административного права ФГБОУ
«ЮУрГУ», кандидат юридических наук
Челябинск
2011 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
1Развитие идей правового государства
в древности и эпоху феодализма …………………...…………………..5
2. Развитие теории правового государства…………………………….11
3. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей
государства и права конца XIX – XX веков
на
проблему правового государства………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ.
Проблемы
правового государства всегда волновали
передовых людей, прогрессивных мыслителей
древности, средневековья и современности.
Такие
вопросы, как: Что такое правовое государство?
Когда появилась его идея и как
она развивалась? Каковы цель и назначение
правового государства? -
практически всегда находились в поле
зрения философов, юристов, историков,
независимо от их взглядов и суждений,
а также от того, как квалифицировалось
и как называлось это государство - государством
ли закона, справедливости,
государством всеобщего благоденствия
или же государством законности.
С.А.
Котляревский считал, что понятие
о правовом государстве возникло,
вероятно, из смутной потребности дать
какое-нибудь обоснование факту
властвования и подчинения. В средние
века слагается представление о гранях,
перейти которые не может самая верховная
власть в данном государстве,
нарушить которые не может ее закон. В
истории европейских монархий
смутное противопоставление этого ограничивающего
начала фактическому
самодержавию монарха переплетается с
различными циклами идей:
божественного мироправления, потенциальных
правомочий, присущих всему
народу, оформленного договора, в который
некогда вступили люди друг с
другом. Стремление найти определенный
компромисс в данном вопросе и
обусловил выбор направления рассуждения
в данной работе. Иначе цель
работы можно определить как попытку комплексного
теоретического
исследования истории становления теории
правового государства на разных
этапах жизни общества.
Основная
идея теории правового государства
- это идея (мысль) о
связанности государства правом. Можно
предположить, что эта идея
зародилась вместе с государством, однако
и в догосударственном обществе все
органы первобытной, а затем военной демократии
формировались в рамках
определенной нормативной системы - обычаев
и табу, освещались
религиозными ритуалами и т.д.
Всякая
власть всегда стремится к расширению
своих властных
полномочий, властного пространства, распространить
свое влияние на более широкий круг субъектов
и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению
свободы и интересов подвластных, которые
не мирятся с узурпацией власти,
противодействуют ей, опираясь, прежде
всего, на существующую в обществе
нормативную систему, ставящую пределы
власти.
Уже
в древности мы наблюдаем не единичные
случаи, когда субъект,
узурпирующий власть, изгоняется народом
как нарушитель вековых обычаев.
Так последний царь в Древнем Риме - Тарквиний
Гордый был изгнан из Рима
за узурпацию власти и заменен двумя консулами.
С изгнанием князей мы
встречаемся и у славян. Можно вспомнить
печальную судьбу князя Игоря,
казненного древлянами. Идея ограничения
власти, правомерности борьбы
против узурпаторов, безусловно, присуща
любому свободолюбивому народу1.
Интерес
к указанной проблеме был вызван
также и тем обстоятельством,
что получаемая из научной, учебной литературы,
брошюр, книг, монографий
ученых, специалистов информация на данную
тему объективно не всегда
совпадает с фактами реальной жизни. В
связи с этим, возникает неподдельное
стремление к установлению четких нитей
стыковки в вопросе, каким образом
право может ограничить государство, если
само государство это право и
создает. Как можно заставить власть подчиниться
праву, как направить право на благо всему
обществу и каждому взятому отдельно человеку?
Ответ на эти
вопросы пытались дать, рассуждая каждый
в рамках собственного
индивидуального сознания, отраженного
в зеркале эпох, культур, философий многие
юристы, мыслители, политологи и правоведы.
Современное
демократическое правовое государство
предполагает
развитое гражданское общество, в котором
взаимодействуют различные
общественные организации, политические
партии, в котором никакая
идеология не может устанавливаться в
качестве официальной государственной
идеологии (наглядный пример - в нашей
стране в течение долгих десятилетий
действовала однопартийная система, а
государственной идеологией был
марксизм-ленинизм). Политическая жизнь
в правовом государстве строится на
основе идеологического, политического
многообразия (плюрализма),
многопартийности. Необходимым фактором,
определяющим во многом успех многих преобразований
в государственной и политической жизни
нашего
общества, является соответствующий высокий
уровень политической и
правовой культуры в обществе. Необходимо
избавляться от правового
нигилизма, который особенно отчетливо
проявлялся в последнее время не
только у граждан, но и у представителей
государственного аппарата.
В
связи со всем вышесказанным, безусловно,
крайне необходимо
развивать и претворять в жизнь строившуюся
веками идею правового
государства.
1.
Развитие идей
правового государства
в древности и
эпоху феодализма
Идея
утверждения права в
восходит еще к тому периоду в истории
человечества, когда возникали первые
государства. Древнейшие памятники письменности
отразили процесс
имущественного и социального расслоения
первобытных коллективов и
возросшую вследствие этого потребность
в нормативно-властном упорядочении общественных
отношений. Они зафиксировали, как на смену
первобытной организации власти пришло
государство и что само его формирование
потребовало проведения законодательных
реформ, положивигих немало правовой регламентации
механизма государственного управления.
С момента своего возникновения право,
образом, выступает не только инструментом
воздействия на общественные отношения,
но и средством обеспечения нормального
функционирования государе]венной власти.
Для того чтобы упорядочить социальные
отношения с помощью права, государство
должно было конституировать себя законодательным
путём. Начинаются поиски принципов, форм
и конструкций для установления надлежащих
взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного
взаимодействия права и власти.
В
общем русле углублявшихся представлений
о праве и государстве
довольно рано сформировать идея о разумности
и справедливости
организации политической формы общественной
жизни людей, при которой
право благодаря признанию и поддержке
власти становится властной силой (то
есть общеобязательным законом), а публично-властная
сила (с её
возможностями насилия и т.д.), признающая
право, упорядоченная и,
следовательно, ограниченная и оправданная
им одновременно, — справедливой
(то есть соответствующей праву) государственной
властью. Такое понимание
государства как правовой организации
публично-властной силы является
основной идеей правовой государственности.
Зачатки
теории правового государства в виде идей
гуманизма,
широкого или ограниченного притязания
господствующего класса принципам
демократизма, установления и сохранения
свободы, господства права и закона
прослеживаются еще в рассуждениях
передовых для своего
времени людей, мыслителей-философов,
историков, писателей и юристов Древней
Греции, Рима, Индии, Китая и других стран
Древнего мира. С идеей правового
государства связывались поиски более
совершенных и справедливых форм
жизни. Мыслители античности - Сократ,
Платон, Аристотель, Полибий,
Цицерон, Демокрит - пытались выявить такие
связи и взаимодействия между
правом и государственной властью, которые
обеспечивали бы гармоничное
функционирование общества. Ученые древности
считали, что наиболее разумна
и справедлива лишь та политическая форма
общежития людей, при которой
закон обязателен как для граждан, так
и для самого государства.
Государственная
власть, признающая право, и одновременно
ограниченная им, по мнению древних мыслителей
считалась справедливой
государственностью. Государственно-правовые
идеи и институты Древней
Греции и Рима оказали заметное влияние
на становление и развитие более
поздних прогрессивных учений о правовом
государстве.
Античная
концепция теории соотносится с
полисом (гражданской
общиной) как с формой и способом общения
людей и ищет пути упорядочения
и гармонизации этого общения. Закон, в
представлении античных философов,
защищает индивидов друг от друга, а не
от полиса. Доминантой их
рассуждений является порядок в обществе,
а не индивидуальная свобода.
Принцип
законности как основополагающий для
жизни полиса был
выработан уже в поучениях семи мудрецов,
для которых лучшим являлось
такое устройство полиса, в котором отдаётся
предпочтение закону, дающему
«меру всем человеческим поступкам»2.
Сократ в спорах с софистами довёл эту
идею до совершенства. Для Сократа подчинение
закону - это условие
существования полиса. Сам полис существует
лишь в форме всеобщего
исполнения его законов. Справедлив не
закон сам по себе, а порядок,
основанный на законе, - а это, по сути,
полис.
Гражданин
как лицо частное у Сократа
плавно переходит в лицо
политическое как идеальное выражение
полиса. Между гражданином и
полисом практически нет никакой границы:
законопослушный гражданин
тождествен полису, а полис тождествен
законопослушному гражданину.
Высшая
справедливость, таким образом, заключается
в соблюдении законов, что приводит
к единению граждан, единомыслию, упорядоченности
и
гармонии. Но достижение этой гармонии
достигается не посредством прав, а
посредством общих обязанностей, имеющих
не столько юридический, сколько
нравственный характер. Но вместе с тем
политической силе нет места в
построениях Сократа: идеальный полис
- это нравственное единение сограждан
вокруг знающих правителей и разумных
законов.
Позже
и ученик Сократа Платон, отталкиваясь
от его идей, предложил
мысль о том, что полис есть совокупность
людей, призванных делать что-либо
вместе. Применение силы со стороны полиса,
по его мнению, не только
оправданно, но и
необходимо. Ведь справедливость есть
соразмерность и
соподчинённость всех начал: разума, воли
и чувства, в признании общей цели и
направляющей к ней силе, в том числе
и силе закона, суть которого состоит не
в равном распределении прав, а в распределении
обязанностей по принципу
«каждому свое».
Такие
качества правовых норм, как всеобщность
и абстрактность,
рассматриваются Платоном как весьма
существенный недостаток. Поэтому
государство, в котором господствует закон,
лишь второе в платоновской
иерархии форм правления, а истинным, т.
е. знающим правителям идеального
государства, законы не нужны. Только истинный
правитель может определить,
что есть благо и в чём заключается счастье;
сам он не связан законами, которые
издал. Там же, где истинного правителя
нет, необходимо всеобщее подчинение
законам. Но и в этом государстве «законности»
закон не правит, а подавляет.
Платон,
в своих знаменитых диалогах «Государство»,
«Политик»,
«Законы» и других, проводил мысль о том,
что там, где «закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью – неизбежна
близкая гибель
государства». «Соответственно, там, где
законы установлены в интересах
нескольких человек, речь идет не о государственном
устройстве, а только о
внутренних распрях». Тирания, неизбежно
приходящая, по мнению Платона, на
смену демократии, опьяненной «свободой
в неразбавленном виде, когда
чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным
рабством, есть наихудший
вид государственного устройства, где
царят беззаконие, произвол и насилие.
Информация о работе Теория правового государства в юриспруденции