Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Реферат для сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки. В рамках реферативного исследования была поставлена цель анализа развития концепций онтогенеза человека и выделения эпистемологического и аксиологического влияния на них теории ортобиоза И.И. Мечникова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 проанализировать философские предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова;
 рассмотреть основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова;
 проанализировать современные концепции онтогенеза человека;
 провести обзор научно-философской литературы об эпистемологической и аксиологической значимости теории И.И. Мечникова в развитии современных концепций онтогенеза человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......3
1.Философско-научные предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова……………………………………6
2.Основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова………. 10
3.Современные концепции онтогенеза человека………………….. 14
4.Эпистемологическое и аксиологическое значение теории ортобиоза для современных концепций онтогенеза………………..20
Заключение……………………………………………………………. 28
Библиографический список……………………………… 32

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

В современной геронтологии эволюционные концепции И. И. Мечникова получили развитие в работах В. В. Фролькиса (теория «витаукты»), П. Б. Медовара (теория накопления вредных мутаций на заключительных этапах развития), Дж. Уильяме а (теория снижения выживаемости и плодовитости с возрастом), Р. Катлера (теория «антистарения») и др. В значительной степени они трактуют старение как процесс, «лежащий вне программы индивидуального развития», и «побочный эффект естественного отбора».[26]

Существенный вклад был сделан И. И. Мечниковым и в развитие вопросов клеточных механизмов старения. Если при изучении эволюционной значимости процессов старения он опирался на собственные исследования и знания в области сравнительной эмбриологии, то к оценке клеточных механизмов старения он подходил с позиций разработанной им фагоцитарной теории. В «Этюдах оптимизма» дана развернутая картина борьбы «макрофагов» и «благородных элементов» тканей в процессе старческой атрофии. Мечников показал, что ведущая роль в старении организма принадлежит нарушениям межклеточных взаимоотношений и различиям в сроках старения различных элементов тканей. В этой гипотезе скрыты корни идеи с помощью противофагоцитарных сывороток и стимуляторов деятельности «благородных» клеток добиться снижения темпов старения и восстановления атрофированных элементов тканей.

Эти идеи самим И. И. Мечниковым реализованы не были, но разработку цитотоксических сывороток с целью регулирования механизмов старения начинали ученики Мечникова - И. Кантакузен и А. М. Безредка. Опытами на животных по продлению их жизни и разработкой цитотоксических сывороток было заложено начало экспериментальных исследований в геронтологии.

В дальнейшем эволюция представлений о клеточных механизмах старения в отечественной геронтологии была связана с именем академика Богомольца и его школой. Он развил идеи И. И. Мечникова о регулировании процессов старения, предложив антиретикулярную цитотоксическую сыворотку. Сыворотка была введена в практику и получила признание. Заслуга А. А. Богомольца состоит в том, что им выявлена роль в процессах старения изменений физиологической системы соединительной ткани и межклеточного вещества. Эти исследования заняли существенное место в геронтологических работах и оказали большое влияние на современные разработки проблем старения и продления жизни.

При оценке идей И.И. Мечникова и их эпистемологического влияния на дальнейшее развитие теорий геронтогенеза не следует думать, что Мечников был единственным, кто обратился в тот период к проблемам старения и продления человеческой жизни. Эти вопросы так или иначе владели умами многих современников: клиницистов, гигиенистов, физиологов, зоологов, социологов и др. Актуально формулировались и задачи, которые человечество ставило перед учеными,- повысить модальный возраст населения, снизить смертность, увеличить продолжительность активной жизни. Однако ни развитие науки, ни пристальное внимание и горячий энтузиазм ученых не могли способствовать концентрации сил для решения поставленных задач. Отсутствовал комплексный подход их решения.

Поэтому заслуга И. И. Мечникова состоит в том, что он вывел проблему изучения старости из традиционной для предшествовавшей медико-гигиенической плоскости на широкий путь эволюционно-биологических исследований. Большое значение для развития геронтологии имела его оптимистическая концепция ортобиоза, направленная на формирование мировоззрения, центром которого явилось представление о производительной, творческой, социально активной старости. Концепция Мечникова стала мощной альтернативой упадочной западной философии и оказала позитивное влияние на духовный климат нашего века. Она явилась важнейшей предпосылкой формирования геронтологии как науки и развития гуманистических концепций на современном этапе.

 

Заключение

 

Предпосылками для появления теории И.И. Мечникова стал спор между сторонниками оптимизма и пессимизма на основные вопросы смысла жизни и бытия человека, возможности достижения счастья.  Стремясь разрешить этот спор И.И. Мечников поставил сугубо позитивистскую задачу, - подчинить природу человека научному разуму, и тем самым устранить дисгармонии в природе человека.

Мечников разработал новую натуралистическую этику, основанную на стремлении человека к полноценной и гармоничной  жизни, которая включает в себя необходимым компонентом рациональную этику и которая является условием преодоления пессимизма.

Таким образом, И.И. Мечников в своих работах попытался решить спор оптимизма и пессимизма в рамках целостного философского учения, которое можно назвать, на наш  взгляд, научным натурализмом.

Основные положения его теории ортобиоза сводились к пониманию старости как естественного этапа онтогенеза человека, но эту фазу жизни можно сделать полноценной и продлить её посредством естественнонаучного изучения механизмов старения и выработки средств для продления жизни.

После И. И. Мечникова  в рамках новых концепций онтогенеза появились молекулярные теории старения генетические теории,  теории  аутоинтоксикации, теория стресса Г.Селье.

Из анализа этих теорий видно, в основании их всех  лежит базисное положение теории ортобиоза о дисгармониях в человеческом организме, как результате социализации человека, как биологического вида. Все теории пытаются решить проблему продления жизни человека в фазе плодотворной деятельности.

Попытки выявить причины дисгармонии в организме человека и создать для него возможность полноценной, гармоничной жизни характерны и для новейших теорий онтогенеза, а этом проявляется попытка решить основные задачи, поставленные в теории ортобиоза.

В рамках науке о старении, Мечников придавал большое значение сохранению здоровья и бодрости до глубокой старости. Эта гуманистическая идея Мечникова стала основной аксиологической установкой современной геронтологии. 

В эписместологическом аспекте Мечников  вывел проблему изучения старости из традиционной для предшествовавшей медико-гигиенической плоскости на широкий путь эволюционно-биологических исследований. Он был создателем фагоцитарной теории, ввел понятия ортобиоза (правильной жизни), фгоцитов, «естественной» и «паталогической» старости. Большое значение для развития геронтологии имела его оптимистическая концепция ортобиоза, направленная на формирование мировоззрения, центром которого явилось представление о производительной, творческой, социально активной старости. Концепция Мечникова стала мощной альтернативой упадочной западной философии и оказала позитивное влияние на духовный климат нашего века. Она явилась важнейшей предпосылкой формирования геронтологии как науки и развития гуманистических концепций на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1.      Аквилонов Е.П. об историческом оптимизме и пессимизме: Тез. докл. IX Ломоносовские чтения. - Архангельск, 1997.

2.      Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.:1987.

3.      Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. Т.1. М.:1980.

4.      Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса //Русская философия второй половины XIX в. Хрестоматия. Ч.1. Свердловск. 1991. С. 135-136.

5.      Богомолец А. А. Продление жизни //Старость. Киев. 1940.

6.      Вишев И. В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения. Диссерт. на соиск. уч. степ. д-ра филос. наук в форме научного доклада. Свердловск. 1990.

7.      Грмек М. Д. Геронтология - учение о старости и долголетии. М., 1964,

8.      Деменев А.Г. И.И.Мечников и Е.П.Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ)//дисс. на соиск. уч. степени кандидата философских наук – М., 2001

9.      Дильман В. М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). М.:1981.

10. Догель В. А.. Гайсинович А. Е. Основные черты творчества И. И. Мечникова.- М., Прогресс. 1987.

11. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы.. – СПб.: Летний Сад. 2007

12. Ермаков Н. В. Учение Мечникова о дисгармонии человеческой природы – М.: Наука. 1987

13. Концепция человека в творчестве И.И. Мечникова // Я и Мы. Ис-тория, психология, перспективы. – СПб., 2002.

14. Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм. М.:1989.

15. Мечников И. И. Этюды о природе человека – М.: Исскуство. 1990

16. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.:1964.

17. Обоснование оптимизма (психология, история, этика) // Право и общество: сб. науч. тр. – Архангельск, 2002.     

18. Памяти Ильи Ильича Мечникова. Письмо Э. Ру.-Природа, 1916, № 7-8, С. S03.

19. Русские мыслители об оптимизме и пессимизме человека (последняя четверть XIX - начало XX вв.) // Философские науки. - 2000. - № 2. - С.163-175.

20. Селье Г. Стресс без дистресса. М.:1982.

21. Фролькис В. В. Регулирование, приспособление и старение. Л.:1970.

22. Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.:1970.

23. Цанн-кай-си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение

24. Цанн-кай-си Ф.В. Философская антропология и гуманизм

25. Чеботарев Д. Ф. Геронтология и современная медицина.- В кн.: 9-й Международный конгресс геронтологов, т. I. Киев, 1972

26. Ярошевский М. Г., Хорол И. С. Ганс Селье — творческая личность и исследователь творчества (вместо послесловия) //Селье Г. От мечты к открытию. М.:1987.



[1] Деменев А.Г. И.И.Мечников и Е.П.Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ)//дисс. на соиск. уч. степени кандидата философских наук – М., 2001 – С.17

[2] Е.П.Аквилонов об историческом оптимизме и пессимизме: Тез. докл. IX Ломоносовские чтения. - Архангельск, 1997. - С.6-7.

 

[3] Русские мыслители об оптимизме и пессимизме человека (последняя четверть XIX - начало XX вв.) // Философские науки. - 2000. - № 2. - С.163-175.

[4] Бердяев Н.»Смысл творчества» - М., Исскуство. 1992. – С. 93.

[5] Федоров Н.Ф. Философия общего дела. – М., Гардарики. 2005. – С. 112.

[6] Деменев А.Г. И.И.Мечников и Е.П.Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ)//дисс. на соиск. уч. Степени кандидата философских наук – М., 2001 – С. 69

 

[7] Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.:1964. С. 133.

[8] Вишев И. В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения. Диссерт. на соиск. уч. степ. д-ра филос. наук в форме научного доклада. Свердловск. 1990. С. 30-31.

 

[9] Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм. М.:1989. С. 230.

[10] Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса //Русская философия второй половины XIX в. Хрестоматия. Ч.1. Свердловск. 1991. С. 135-136.

[11] Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.:1964. С. 133.

 

[12] Богомолец А. А. Продление жизни //Старость. Киев. 1940.

[13] Селье Г. Стресс без дистресса. М.:1982.

 

[14] Ярошевский М. Г., Хорол И. С. Ганс Селье — творческая личность и исследователь творчества (вместо послесловия) //Селье Г. От мечты к открытию. М.:1987. С. 365.

 

[15] Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. Т.1. М.:1980. С. 171.

[16] Фролькис В. В. Регулирование, приспособление и старение. Л.:1970.

 

[17] Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.:1970. С. 33.

[18] Дильман В. М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). М.:1981.

 

[19] Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.:1987. С. 2.

 

 

[20] Догель В. А.. Гайсинович А. Е. Основные черты творчества И. И. Мечникова.- М., Прогресс. 1987. – С. 53.

[21] Ермаков Н. В. Учение Мечникова о дисгармонии человеческой природы – М.: Наука. 1987 – С.88..

[22] Памяти Ильи Ильича Мечникова. Письмо Э. Ру.-Природа, 1916, № 7-8, С. S03.

[23] Чеботарев Д. Ф. Геронтология и современная медицина.- В кн.: 9-й Международный конгресс геронтологов, т. I. Киев, 1972 -  С. 15.

[24] Грмек М. Д. Геронтология - учение о старости и долголетии. М., 1964, с. 99.

[25] Мечников И. И. Этюды о природе человека – М.: Исскуство. 1990 – С. 240.

[26] Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы.. – СПб.: Летний Сад. 2007 – С.57


Информация о работе Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты