Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Реферат для сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки. В рамках реферативного исследования была поставлена цель анализа развития концепций онтогенеза человека и выделения эпистемологического и аксиологического влияния на них теории ортобиоза И.И. Мечникова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 проанализировать философские предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова;
 рассмотреть основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова;
 проанализировать современные концепции онтогенеза человека;
 провести обзор научно-философской литературы об эпистемологической и аксиологической значимости теории И.И. Мечникова в развитии современных концепций онтогенеза человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......3
1.Философско-научные предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова……………………………………6
2.Основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова………. 10
3.Современные концепции онтогенеза человека………………….. 14
4.Эпистемологическое и аксиологическое значение теории ортобиоза для современных концепций онтогенеза………………..20
Заключение……………………………………………………………. 28
Библиографический список……………………………… 32

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Продолжает идеи Фролькиса В. М. Дильман.[18] Самую существенную роль в процессе старения он отводит головному мозгу и, в частности, гипоталамусу. Эта монография по-своему интересна и, полагаем мы, есть основание чуть позже остановиться на её важнейших положениях.

Авторы адаптационно-регуляторной теории, полагая, что нашли ключ к природе старения, не исключают возможности влияния на генофонд человека с тем, чтобы отсрочить наступление старости.

В последние десятелетия активно развиваются теории онтогенеза на основе концепции синергетики. Согласно ним, организму, как саморегулирующейся системе, нельзя навязывать течение гомеостаза путём грубого воздействия: это приведёт к болезням. Необходимо способствовать его собственным возможным тенденциям, используя резервные пути адаптации. В этой связи нельзя не вспомнить рекомендации известного учёного и медика Н. М. Амосова: «...бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».[19]

Попытки выявить причины дисгармонии в организме человека и создать для него возможность полноценной, гармоничной жизни характерны и для новейших теорий онтогенеза, а этом проявляется попытка решить основные задачи, поставленные в теории ортобиоза.

 

4.                  Эпистемологическое и аксиологическое значение теории ортобиоза для современных концепций онтогенеза

 

Одна из наиболее важных ценностных потребностей человека - потребность в максимальном продлении жизни и в сохранении здоровья, обеспечивающего активную старость. Человек никогда не был равнодушен к вопросу о длительности своей жизни, как и к другим вопросам собственного бытия-своего возникновения, развития, старения. Довольно длительный период в истории науки единственным источником в этой области был опыт Ф. Бекона, который первый  стал говорить о продлении человеческой жизни научными методами.

В этом отношении И. Мечников предвосхитил многие теоретические и практические разработки в биологии и медицине, предвосхитивших открытия наших дней. По сути дела, каждый этап в его творчестве открывал новое направление в науке, развитие которого продолжали ученики, а затем и новые поколения исследователей. Научную деятельность И. Мечникова характеризует  преемственность многогранной тематики исследований.

Наиболее ярко и полно все поиски Мечникова в биологии, медицине и философии были синтезированы  в его «Этюдах», которые стали этапными не только для естественнонаучных исканий самого ученого, но и создали платформу для становления новой науки - науки о человеке. Все свои воззрения, новые знания Илья Ильич подчинял задаче познания «человеческой природы» и поиску путей ее совершенствования.

В самом начале своей творческой деятельности ученый обратился к исследованию проблем дисгармоний в природе человека. С пессимистических позиций он рассматривает целый ряд антропологических задач, в которых объемно выступают дисгармонии как причины страданий человека и общества. Попытка сведения сложных проблем жизни человека и общества к изучению биологических сторон явления, его биологизация приводят Мечникова к ряду ошибочных заключений.

Но нельзя считать  встречаемые в работах Мечникова примеры вульгарной биологизации социальной жизни человека как ортодоксальную позицию ученого. Позднее И. И. Мечников четче определит свою позицию в отношении границ социального и биологического в природе человека и общества. В 1897 г. он признает, что «естественный подбор, дойдя до человека, преломляется как луч в призме. Это уже не он больше!».[20] А в «Этюдах оптимизма» он уже будет использовать раздельно биологические и социальные аргументы, органично дополняя ими свои заключения.

Уже в 1877 г, в «Очерке воззрений на человеческую природу» Мечников отметил, что имеется два взгляда на природу человека. Согласно одному из них -это образец гармонического совершенства, перед которым остается только преклонить голову, а согласно другому - наша физическая природа несовершенна, что побуждает подавлять ее или изменять в зависимости от эпохи, национальной принадлежности и пр. Мечников выбирает из этих двух философских взглядов второй, выражая надежду, что наука найдет способы для устранения несовершенств и установления большей гармонии. Таким образом, идея дисгармоний и установка выявить их причины, найти научные методики их устранения стала эпистемологическим и аксиологическим мировоззренческим ориентиром в последующих концепциях онтогенеза.

Основываясь на концепции наличия дисгармоний у человека, И. И. Мечников подчеркивал, что они являются доказательством его животного происхождения. Наличие у человека многих рудиментов является, по мнению И. И. Мечникова, убедительным доказательством несовершенства человеческой природы.

В конце XIX-начале XX в. И. И. Мечников впервые обращается к анализу самой поразительной дисгармонии человеческой жизни, которая сводится к отсутствию у человека инстинкта старости и естественной смерти как ее желанного завершения.  В «Этюдах о природе человека», а затем и в «Этюдах оптимизма» Мечников развивает одно из направлений своей фагоцитарной теории, имеющей приложение к нормальной и патологической физиологии любого животного организма, включая человека. Более ранние наблюдения ученого за процессами атрофии у различных групп животных подсказали мысль, что сущность процесса - в непрерывной борьбе фагоцитов с остальными клетками организма. Макрофаги являются активными элементами соединительных тканей и противостоят «благородным тканям» - нервным, мышечным, почечным и пр. Борьба с макрофагами, устранение их негативного влияния, по Мечникову – способ продления жизни  и сохранения её длительной активности.

В «Этюдах оптимизма» И. И. Мечников не ограничивается, как в ранних работах по дисгармониям, простой констатацией фактов, а «намечает с оптимистической уверенностью возможные пути исправления неудовлетворительной для нас стороны дела. План защиты организма от преждевременного старения сводится им, по сути, к изысканию способов и средств усиления благородных тканей в их способности к самозащите от агрессивных соединительнотканных элементов или, наоборот, ослабления фагоцитарной функции последних».[21]

Стоит отметить, что это частнонаучное направление продолжил А.А. Богомолец, который рассматривал соединительные ткани не как антагонистическое начало в организме, а как систему, обеспечивающую важнейшие функции - трофическую, защитную и пластическую. Их нормальное отправление определяет благополучие всего организма, а стимуляция деятельности в период старения, по мнению А. А. Богомольца, дает возможное средство для продления полноценной жизни до нормального ее предела-120-150 лет.

Еще в начале века, развивая учение о дисгармониях человека, И. И. Мечников опубликовал статью «Флора нашего тела». В ней он останавливался на анализе новых примеров дисгармоний, связанных с пребыванием в нашем организме большого количества микробов. В этом отношении, по мнению Мечникова, наиболее серьезную дисгармонию представляют собой толстые кишки, микробное население которых является источником постоянной интоксикации. У человека, не достигшего гармонического равновесия всех частей организма, это одна из причин кратковременности жизни. Но здесь следует подчеркнуть, что Мечников имел в виду только явление преждевременного, а не физиологического нормального старения. Эта оговорка снимает сразу всю критику, основываемую на всеобщности процессов старения в органическом мире.

Э. Ру так охарактеризовал эту сторону научных разработок своего друга: «...И Вы предупреждаете нас, что крайне непредусмотрительно предоставлять самой себе нашу кишечную флору. Нам надо населять нашу пищеварительную область благодетельными микробами и уничтожать микробов вредных. Большая часть наших физических и нравственных бедствий происходит вследствие болезнетворной деятельности микробов кишечника. Без этого мы бы достигли возраста, соответствующего нормальной старости, не боящейся смерти. Вы разработали эту тему в Ваших опытах оптимистической философии, самом самобытном и увлекательном произведении, какое я только знаю».[22]

Столь высокая оценка «Этюдов оптимизма», данная Э. Ру, созвучна тому, как сочувственно отнеслась русская и мировая общественность к первым изданиям этой книги. Биологический анализ дисгармоний человека

Особенность научного методологического подхода И. Мечникова заключалась в следующем.

И. И. Мечников различал «старость физиологическую» и «патологическую» и пришел к заключению, что ста­рость у людей обычно наступает преждевременно, то есть, является пато­логической. По представлениям И. И. Мечникова, в организме, прежде всего, страдают нервные клетки, под влиянием интоксикации (отравле­ния). Главным источником интоксикации он считал толстый кишечник, в котором развиваются гнилостные процессы. Гнилостные процессы в кишечнике являются источником склеротизации, заменой нормальных тканей соединительными.

Исследуя ткани различных органов старых людей, он обнаружил, что во многих из них присутствуют фагоциты и чрезмерно разрослась соединительная ткань. Учитывая, что атеросклероз - одна из главных причин старческого слабоумия, Илья Ильич пытается понять его причины. Вместе с учениками он проводит серию опытов с кроликами, морскими свинками и обезьянами. Животным вводили в рот токсины, образуемые кишечником (паракрезол и индол), и у них развивался тот самый атеросклероз. Так Мечников доказал экспериментально свою же теорию, описанную им ранее в «Этюдах о природе человека». Получается, человек стареет потому, что отравляется токсинами, образуемыми гнилостной микрофлорой толстого кишечника.

Причем, без сомнения, пища влияет на количество ядов, образуемых толстым кишечником: если кролика кормили свеклой, то индола образовывалось значительно меньше, чем когда он ел картофель или голодал. Поскольку токсины часто возбуждают активность макрофагов, то борьба между ними и тканями заканчивается не в пользу последних, и это, собственно, и приводит к склерозированию тканей и остеопорозу. Так И. Мечников приходит к выводу, что старость - это результат хронического и медленного самоотравления нашего организма.

Решить проблему старения, по И. Мечникову можно посредством ортобиоза. Ортобиоз в понимании И.Мечникова – это правильная жизнь, базирующаяся на правильном питании и соблюдении правил гигиены. Посредством отртобиоза человек может преодолеть смерть «патологическую» и достичь естественной «смерти», которой заканчивается продолжительная естественная старость.

Таким образом, И. Мечников создал новую теорию в физиологии – «фагоцитарную теорию», ввел понятия «ортобиоза», «фагоцитов», «патологической» и «естественной» старости.

Выделенную им проблему дисгармоний человеческой жизни, И. И. Мечников увенчивает теорией «ортобиоза»- «правильной жизни», основанной на всестороннем знании человеческой природы и поиске средств исправления ее дисгармоний. Согласно этой теории, идеал человека состоит в нормальном развитии и достижении им долгой и деятельной старости, а в конечном итоге - в развитии чувства насыщения жизнью. Лозунг Мечникова провозглашает, что самое ценное на Земле-человек и его благо, совместимое с благом других людей. Надо бороться с преждевременной старостью, препятствующей завершению полного нормального жизненного цикла человека!

Этот лозунг был воспринят современниками И. И. Мечникова и получил развитие в новой науке-геронтологии, предпосылки которой закладывались в те годы. Ученый поставил на гуманистическую колею само решение проблем старости. Поэтому так созвучны призывам И. И. Мечникова слова современных геронтологов, определяющих свою науку «как проявление безграничного уважения к жизни, как стремление сделать так, чтобы до самого конца стоило жить».[23] Девизом индивидуальной жизни и жизни общества должна быть «борьба за культивирование и удержание у стареющего человека высокой деловой активности, борьба за человека, имеющего право на многолетнюю творческую жизнь в условиях современного общества».

Известно, что, наряду с пессимистическими взглядами на жизнь как таковую и место человека в ней, в конце прошлого века получили широкое распространение пессимистические взгляды и на старость. Наметившееся в те годы «постарение общества» в ряде экономически развитых стран подняло интерес к проблеме старения и в то же время целый всплеск негативных выступлений, отразивших суть отношения к старости капиталистического общества. Так, еще в 1905 г. известный американский врач В. Ослер заявил, что стариков следует уничтожать при помощи хлороформа в возрасте 60 лет, т. к. в эти годы, по его мнению, снижаются умственные и другие способности человека. И как резюме - человек становится в тягость самому себе и помехой прогрессу общества.[24]

И. И. Мечников в «Этюдах оптимизма» не только дал отпор антигуманному отношению к старости, но и вскрыл социальные корни этих явлений. Он неоднократно обращался к социально-гигиеническим аспектам старения человеческого организма и продолжительности его жизни. В «Этюдах» со всей полнотой и обоснованностью подчеркивается тезис о зависимости этих процессов от внешних условий, в том числе и от «образа жизни населения». При этом И. И. Мечников видел возможные пути решения проблемы продления жизни человека в том, чтобы изменить существующие нравы и устранить крайности богатства и бедности, от которых проистекает так много страданий.

Придавая большое значение сохранению здоровья и бодрости до глубокой старости, Илья Ильич в «Этюдах о природе человека» мечтал о том времени, когда «... старость, являющаяся при настоящих условиях скорее ненужной обузой для общины, сделается... полезным обществу периодом. Старики... смогут применять свою большую опытность к наиболее сложным и тонким задачам общественной жизни».[25]

Можно смело утверждать, что основные аксиологические установки в новой науке геронтологии заложил. И. Мечников.

Также И. И. Мечников стоял у истоков отечественной и мировой геронтологии. С первых же этапов становления этой науки он внес в нее эволюционный подход и многоплановость анализа механизмов старения и продолжительности жизни. Мечников привлек для исследований этой проблемы основные достижения разных областей научной мысли того времени, дал развернутую картину взглядов на природу старения, высказал ряд гипотез, сформулировал некоторые теоретические положения, определившие дальнейшее развитие и основные направления геронтологических исследований.

Информация о работе Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты