Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Реферат для сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки. В рамках реферативного исследования была поставлена цель анализа развития концепций онтогенеза человека и выделения эпистемологического и аксиологического влияния на них теории ортобиоза И.И. Мечникова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 проанализировать философские предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова;
 рассмотреть основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова;
 проанализировать современные концепции онтогенеза человека;
 провести обзор научно-философской литературы об эпистемологической и аксиологической значимости теории И.И. Мечникова в развитии современных концепций онтогенеза человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......3
1.Философско-научные предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова……………………………………6
2.Основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова………. 10
3.Современные концепции онтогенеза человека………………….. 14
4.Эпистемологическое и аксиологическое значение теории ортобиоза для современных концепций онтогенеза………………..20
Заключение……………………………………………………………. 28
Библиографический список……………………………… 32

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 170.50 Кб (Скачать)


32

 

Содержание

Введение…………………………………………………………….......

3

1.Философско-научные  предпосылки  формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова……………………………………………

 

6

2.Основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова……….

10

3.Современные концепции онтогенеза человека…………………..

14

4.Эпистемологическое и аксиологическое значение теории ортобиоза для современных концепций онтогенеза………………..

 

20

Заключение…………………………………………………………….

28

Библиографический список………………………………………….

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. И. Мечников оставил значительный вклад не только в биологии, но и в философии. Его можно отнести к философскому направлению научного позитивизма. В истории философии с древнейших времен шел дискурс антропологической направленности. В основе, которого лежали два принципа: оптимизм и пессимизм. В России в последней четверти XIX века шла активная полемика об истоках мировоззренческого антропологического оптимизма.

Одним из направлений оптимистического мировоззрения стал научный позитивизм, который решал проблемы оптимистического понимания бытия человека посредством веры в науку, способную устранить недостатки человеческой природы и улучшить социальную жизнь человека.

Одним из наиболее оригинальных защитников «научного мировоззрения» был знаменитый биолог и патолог – И.И. Мечников. Имя его связано с рядом важнейших построений в области теоретической медицины (теория фагоцитоза, иммунитета и т.д.), но не менее замечательны были работы его в области физиологии, эмбриологии и близких дисциплин. Но вместе с тем Мечников всю жизнь размышлял на этические темы, в итоге чего появились его известные книги «Этюды о природе человека», «Этюды оптимизма».

Одной из центральных тем в научных исследованиях Мечникова был вопрос о дисгармониях в человеке. Признание дисгармоний в природе человека глубоко отклоняет его от линии дарвинизма. (Мечников высмеивает мораль, которая призывает жить «сообразно природе», ибо в природе нет ничего постоянного. В признании, что «человек... есть существо ненормальное, больное, подлежащее ведению медицины», Мечников, в сущности, приближается к христианскому учению о «поврежденности природы». Но как человек, преисполненный веры в мощь науки, Мечников глубоко убежден, что «человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы». Отсюда и сформировалось центральное понятие в мировоззрении Мечникова – понятие «ортобиоза», научной регуляции жизни. Придя к убеждению, что смерть становится желанной в итоге длительной жизни (реальности жизни души после смерти Мечников никогда не признавал). Мечников пришел к выводу, что идеал для человека заключается в том, чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей, в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью и к желанию смерти».

Идея «ортобиоза», завершившая долгие годы исканий в области этики у Мечникова, просто ли «соответствует» тому «научному мировоззрению», за которое боролся Мечников всю жизнь, или она определяется им, как логически неустранимая часть мировоззрения? В своей теории ортобиоза, которую можно назвать в полной мере научно-философским оптимизмом, Мечников призывает человека к активной саморегуляции.

Научно-философские взгляды И.И. Мечникова повлияли на дальнейшее развитие различных направлений биологии и медицины, значителен и его вклад в философию. Актуальность темы исследования обуславливается важностью анализа философских предпосылок для формирования теории «ортобиоза» И.И. Мечникова и ее влияние на последующие концепции онтогенеза человека, прежде всего, в аксиологическом и эпистемологических аспектах.

Объект исследования – теория ортобиоза И,И. Мечникова.

Предмет исследования – процессы развития концепций онтогенеза человека в философии и истории науки XIX-ХХ вв.

В рамках реферативного исследования была поставлена цель анализа развития концепций онтогенеза человека и выделения эпистемологического и аксиологического влияния на них теории ортобиоза И.И. Мечникова.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

      проанализировать философские предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова;

      рассмотреть основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова;

      проанализировать современные концепции онтогенеза человека;

      провести обзор научно-философской литературы об эпистемологической и аксиологической значимости теории И.И. Мечникова в развитии современных концепций онтогенеза человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Философско-научные  предпосылки  формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова

 

Предпосылками для появления теории И.И. Мечникова стал спор между сторонниками оптимизма и пессимизма. Эти понятия характеризуют отношение человека к условиям своего бытия в мире, то есть, основной акцент делается на том, в какой степени могут быть удовлетворенны основные потребности человека в  наличном бытии и в перспективах будущего.

Проблема оптимизма становится самостоятельным предметом осмысления только в новое время в работах Лейбница, Вольтера, Руссо, Канта, Шопенгауэра.[1]

Одним из ярких представителей пессимизма в XIX в. был А. Шопенгауэр. Работы всех пессимистов основывались на критике телеологического оптимизма, эвдемонистической этики и теории прогресса. Одновременно, появляется ответная реакция со стороны сторонников оптимизма, которые с самых разных научных, философских и религиозных оснований пытаются обновить аргументы в пользу оптимистического мировоззрения.

Стоит отметить, что и русская философия имела традиции осмысления этой  проблематики в рамках обсуждения идей Чаадаева, Герцена было примером подобных исканий.[2] Особо обостряется данный дискурс в последней четверти ХIX века. Социальный оптимизм «шестидесятников», догматическая вера интеллигенции в науку и прогресс вызывают реакцию неприятия и сменяются разочарованием в идеалах общественного развития. Пессимистическое мировоззрение в России в тот период становится не только философским учением, но и распространенным  мировоззрением общественного сознания.

Спектр подходов к вопросам оптимизма и пессимизма включал и опыт религии, этики, психологии, социологии, биологии, раскрывая при этом разнообразие методологии от позитивизма до идеалистической метафизики и христианской традиции. Основным проблемным вопросом в условиях активного развития естественных наук, стала дилемма: разрешима ли проблема оптимизма средствами положительной науки, или данные вопросы находятся целиком в компетенции философской и религиозной метафизики?[3]

Дискурс оптимизма и пессемизма исходной посылкой имел проблему смысла человеческой жизни. И проблема трагизма человеческого бытия заключается, прежде всего, в противоречии между ограниченными условиями бытия человека и его стремлениями к реализации интенций своего духа. Ограничения человеческого бытия лежат в различных его сферах: социальной, биологической, экзистенциальной и др.

Отдельные философы, такие как О.Конт, К. Маркс пытались решить спор оптимизма и пессимизма в пользу оптимизма через преодоление социальных ограничений бытия человека.

Целое направление философии «экзистенциалисты» видели решение проблемы через актуализацию человека в творчестве, преодолевающем ограниченность и конечность его жизни. (Н. Бердяев). Согласно философским взглядам Н. Бердяева бесконечный дух человека претендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, в связи с чем, смыслом жизни человека, преодолевающим его ограниченность в биологическом и социальном бытии  - может быть только творчество.[4]

Биологическое ограничение человека – это проблема старения и смерти. В рамках философской теологии смысл жизни заключается в обретении жизни вечной после смерти. Но подобный подход подразумевает активность человека только в аспекте духовно-нравственного совершенствования.

Однако, возникает вопрос, может ли человек собственными силами преодолеть свою конечность, обрести бессмертие. Этот вопрос поставил современник И. Мечника русский философ  Н.Ф. Федоров. Смертность человека обусловлена природой,  которая по Федорову является для нас «слепой смертоносной силой», врагом человека, но врагом временным.[5] И  Н.Ф Федоров говорит о возможности научиться управлять природой, подчинить ее, и тем самым не только достичь бессмертия для живущих, но и осуществить идею «имманентного» воскрешения.

Возможность применения научной методологии доказывали П.Л.Лавров, Н.Я. Грот, П.В. Мокиевский, И.И.Мечников, П.Е.Астафьев. Проблему предлагалось решить за счёт сведения её многогранности к биологическому и психологическому аспектам жизни человека. Стоит отметить, что данные науки в этот период делали значительные успехи, и это давало надежду на возможность посредством их инструментов объяснить сущность пессимистического мировоззрения и найти пути его преодоления.

Стоит отметить, что не исследователи проблемы оптимизма считали возможным применение методов опытных наук в решении вопросов, традиционно составлявших предметное поле философии. Метафизический подход отстаивали B.C.Соловьев, Д.Н.Цертелев, А.А.Козлов, В.М.Хвостов, Н.Н.Страхов, К.Н.Леонтьев. Все были единодушны в мнении, что нельзя сводить диалектику добра и зла к балансу удовольствий и страданий, смысл жизни - к ее «рациональной схеме», а философию - к общим выводам из науки.

В то же время сторонники научной методологии, собирали и систематизировали данные о характере психических процессов и особенностях биологии человека. В рамках научной методологии решал дилемму оптимизма-пессимизма и И.И. Мечников. Именно И.И. Мечников в своих работах в рамках биологии вышел за пределы частнонаучных вопросов, и попытался решить предельные мировоззренческие вопросы о человеке. Основную задачу он видел в создании целостного научного мировоззрения о человеке на основе научной методологии. Для того, чтобы поставить точку в споре оптимизма и пессимизма И.И. Мечников активно искал научные средства природу человека научному разуму.

Исходной  посылкой в его работах стал тезис о том, что человек - тупик эволюции животного мира. Приспособление к среде шло по линии совершенствования сознания в ущерб физической организации. Несовершенство тела сказывается именно в плохой приспособленности к условиям существования. Причины такого положения кроются в диспропорции между биологией и социальностью человека. В осознании этой важнейшей проблемы Мечников намного опередил своё время. Большинство дисгармоний, которые он выделил - это противоречия между эволюционным наследием человека и его общественным развитием. Биологическая организация не успевает приспособиться к ускоряющемуся социальному развитию человека, приходит в противоречие с новым образом жизни. Таким образом, понимание Мечниковым сущности и причин пессимизма следует из его взглядов на природу человека. Человек выступает, прежде всего, как биологический вид или абстрактный индивид, чье поведение детерминируется биологической организацией. Наследием эволюции стало множество дисгармоний в морфологии, физиологии и психике, главной из которых является противоречие между ранней, болезненной смертью и неудовлетворённой жаждой жизни.[6]

Объяснение сложных явлений социальной и психической жизни биологическими особенностями организма позволило Мечникову говорить о возможности улучшения природы человека средствами одного только естествознания, игнорируя социальные преобразования. Мечников разрабатывает новую этику, основанную на натурализме. С его точки зрения, нравственным является то, что служит здоровому циклу жизни - ортобиозу. Понятие ортобиоза приобретает более широкое значение - это полноценная, физически и духовно гармоничная жизнь, которая включает в себя необходимым компонентом рациональную этику и которая является условием преодоления пессимизма.

Таким образом, И.И. Мечников в своих работах попытался решить спор оптимизма и пессимизма в рамках целостного философского учения, которое можно назвать, на наш  взгляд, научным натурализмом.

Информация о работе Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты