Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:17, реферат
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого
общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма
(5-15 века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход
от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на
самом деле, период формирования нового типа общества оказывается очень
продолжительным.
1. Введение 3-5
2. Основная часть 6-18
2.1. Теология и наука 6-8
2.2. Теория познания 9-16
2.3. Человек – образ и подобие бога 17-18
3. Заключение 19-20
4. Список используемой литературы 21
Также в познании имеется общее чувство, которое вместе с воображением,
памятью и органом мышления относится к группе внутренних чувств.
Необходимость
существования чувства
ощущения, получаемые при помощи отдельных внешних чувств, отличаются
хаотичностью, они не скоординированы, не связаны друг с другом. Задачей
общего чувства является именно группировка, опредмечивание этих
неупорядоченных впечатлений, доставленных внешними чувствами, оно играет роль
координатора, проводит различение качеств и их воплощение, является причиной
воображения. Оно обеспечивает непрерывность чувственной жизни, закрепляет
накопленные общим чувством представления о ранее наблюдавшихся предметах, не
дает потерять установленный с ними контакт.
Понимание отдельных вещей, воплощенное в общем чувстве и сохраненное в
воображении, перенимает следующий по очереди орган внутренних чувств -
память. Она является общим свойством человека и животных. Различие между
памятью человека и животного, по мнению Аквината, основано на том, что первый
обладает способностью активно вспоминать то, что сохранено в памяти, второе
же этой способностью не обладает.
Заключительным аккордом чувственного познания является деятельность органа
суждения. Этот орган, присущий животным, позволяет им вследствие
невозможности пользоваться понятиями, правильно оценить, что для них хорошо,
а что плохо, чего нужно избегать, а чего не нужно. Если же речь идет о
человеке, то Фома говорит об органе мышления. Это различие вытекает из того,
что человек обладает интеллектом, который воздействует на чувственные органы
познания. Желая в свою очередь подчеркнуть сходство между интеллектом и
внутренним чувством человека - органом мышления, Аквинат называет этот
последний особым разумом, который вводит нас как бы в преддверие второго
уровня познания - интеллектуального познания.
Интеллектуальное познание
Фома Аквинский, исходя из предпосылки, что в интеллекте нет ничего, чего до
этого не было в чувствах, утверждает, что всякое интеллектуальное познание,
которое находится в пределах возможностей человека, черпает свое содержимое
из материала, полученного от чувств. Фома выдвигает обоснование единства
чувственного и интеллектуального познания, а именно онтологическое. Это -
принцип сопричастности.
Подобно всякому органу чувственного познания интеллект обладает адекватным
себе, то есть приспособленным к своим возможностям, объектом познания,
которым является сущность телесных вещей, или то, что в них общее, духовное.
Из такого понимания объекта интеллектуального познания Фома делает вывод, что
интеллект не может иметь материального, телесного характера, а должен быть
нематериальным, духовным. Фома считает, что материя в противоположность
форме, облегчающей познание, затрудняет его и делает менее совершенным.
Поэтому ум в процессе познания должен последовательно отбрасывать
материальное и извлекать общее, духовное. Эту функцию, согласно Фоме,
выполняет особый орган души - активный интеллект, который из чувственных
образов, хранящихся в чувствах, извлекает духовное содержание и создает
интеллектуальные познавательные формы. Необходимость допущения
познавательного органа такого рода следует, по мнению Аквината, из самой
природы познания как перехода возможности в акт.
Человеческая душа наделена умом именно потому, что сопричастна более
высокому, чем она, интеллектуальному органу, то есть активному интеллекту,
который оказывает ей помощь в интеллектуальном познании.
Абстрагированные
из чувственных образов
помещаются в следующий орган души - возможностный интеллект. Необходимость
существования
подобного познавательного
того, что интеллект как основа интеллектуальной деятельности является не
телом, а формой человеческого тела и потому не может соединиться с ним
непосредственно. Поэтому возможный интеллект может входить в контакт с телом
лишь посредством интеллектуальной познавательной формы, которая является его
формой. Следовательно, можно сказать, что природа общих интеллектов одна и та
же, но, тем не менее, между ними имеются функциональные различия. Как тот,
так и другой, будучи органами души, являются отделенными, то есть не являются
актом тела. Воспринимая познавательные формы объектов, возможностный
интеллект как бы отождествляется с вещами. Однако в возможностном интеллекте
интеллектуальные познавательные формы могут находится в различных состояниях:
иногда интеллект остается по отношению к ним лишь в возможности; иногда же
они полностью актуализируются; и, наконец, познавательные формы находятся в
промежуточном состоянии между возможностью и актом, и тогда, как утверждает
Фома, интеллект "подготовлен к познанию".
Интеллект выполняет в процессе интеллектуального познания три основные
операции: 1) создание понятий; 2) соединение и разъединение; 3)
рассуждение. Разум выполняет именно третью функцию, то есть связывает
суждения в определенный ход рассуждений.
В противоположность усложненному человеческому познанию ангельское и
божественное познание, согласно Фоме, является простым, и, следовательно,
более высоким и совершенным. Среди существ, состоящих из материи и форм,
человеческое познание - самое совершенное, однако по сравнению с познанием
чистых духов оно несовершенно. Человек ничего не познает посредством своей
сущности, он познает все лишь при помощи чувственных и интеллектуальных
познавательных форм. Ангел же, который самого себя познает посредством своей
сущности, а все остальное - при помощи интеллектуальных познавательных форм,
заложенных в него богом. Согласно Фоме, лишь первая функция интеллекта в
зачаточной ступени уподобляет наше познание познанию чистых духов. Если же
речь идет о боге, то его познание выше не только человеческого, но и
ангельского познания. Он видит все в себе посредством своей сущности.
Бытие понимается таким образом, как нечто абсолютно трансцендентное. Бытие
понимается как тайна, недоступная исключительно рациональному познанию.
Однако не все философы разделяют подобный подход.
К примеру, в
контексте диалектико-
и содержание понятия "бытие" трактуется совершенно иначе. Рассмотрим основные
черты данного
подхода в определении
однопорядково с такими понятиями как "действительность", "реальность",
"существование". Вместе с тем бытие представляется в качестве интегральной
характеристики мира, воспроизводящей целостность мира в его существовании.
Понятие бытия отвлечено от конкретных различий вещей, предметов, явлений и
процессов, но оно
тесно связано с
и процессов - с феноменом их существования. Через существование вещей и
явлений задается целостность мира, вне которой невозможен не только мир, но
невозможно и бытие. Данные измерения бытия определяющим образом влияют и на
процесс философского познания бытия. При этом, в контексте диалектико-
материалистического подхода феномен существования как такового подразделяется
на два уровня: существование (мир) физических состояний и существование (мир)
состояний сознания. Если принять, что мир природы и мир сознания равно
бытийственны, то, тем не менее, необходимо отметить различие способов их
существования. Если мир природы существует объективно, то мир сознания -
субъективно. Комбинация данных основных форм существования образует менее
общие формы бытия. Среди вещей, явлений и процессов бытие человека специфично
тем, что он принадлежит одновременно двум мирам: природному и феноменальному
(миру сознания). Можно считать, что человек есть диалектическое единство
объективно-предметного и субъективного начал бытия, единство тела и духа.
При этом, двойственным существованием отличается бытие и самого духовного
мира человека: субъективный дух - внутренний психический мир человека,
структурированный множеством подвидов от бессознательного до самосознания;
объективный дух - интерсубъективная духовность, не являющаяся достоянием
отдельного индивида, выступающая в качестве духовной культуры общества как
целого. Примером объективного духа является язык, а также такие формы
социального сознания как наука, религия, мораль, искусство и т.д. При этом в
своем развитии объективный и субъективный дух взаимосвязаны. Однако
двойственным существованием обладает не только духовный мир человека, но и
духовная сфера общества. В бытии социальной системы материальное и идеальное
как качественно
различные состояния
связи.
Наряду с бытием индивида и социума можно говорить о таких измерениях бытия
как "бытие в возможности" и "бытие в действительности". При этом возможность
не есть небытие, но есть "потенциальное бытие", а его антитезой является
"актуальное бытие". Типология форм бытия важна при выборе решения так
называемого "основного вопроса философии". К примеру, материализм полагает
основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм - субъективное
бытие; объективный идеализм - объективный дух. Само содержание бытия как
феномена и как понятия не исчерпывает философского определения бытия. Важными
являются при этом и такие проблемы и аспекты онтологической сферы как
единство бытия, его неизменность-изменчивость, упорядоченность-хаотичность,
системность-эклектичность и другие.
В зависимости от решения данных проблем все философские концепции можно