Теоцентризм в средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:17, реферат

Описание работы

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого

общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма

(5-15 века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход

от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на

самом деле, период формирования нового типа общества оказывается очень

продолжительным.

Содержание

1. Введение 3-5
2. Основная часть 6-18
2.1. Теология и наука 6-8
2.2. Теория познания 9-16
2.3. Человек – образ и подобие бога 17-18
3. Заключение 19-20
4. Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

контр.раб. - философия.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

"Теологической  суммой", которую заканчивает  в 1273г. Фома - автор и ряда  других

произведений, а  также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов.

Спустя 2-а года Аквинский покидает Неаполь, чтобы  принять участие в созванном

папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело

заболевает и  умирает 7 марта 1274г. в монастыре  бернардинцев в Фоссануове.

После смерти ему  был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время

понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к  лику святых, а в 1567г.

признан пятым "учителем церкви".

                           2.1.ТЕОЛОГИЯ И НАУКА                          

Развивающаяся в конце XII  и в XIII столетии в  странах Западной Европы

интеллектуальное  движение, философским вдохновителем  которого было

аристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции  к отделению науки от

теологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии с

интересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса

об отношении  теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о

выработке такого метода, который, не проповедуя полного  пренебрежения к

знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить  рациональное мышление

догматам откровения, то есть сохранить примат веры над  разумом. Эту задачу

осуществлял Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской

концепции науки. Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома

Аквинский автономизировал  науку, превратив ее в область, совершенно

независимую от теологии.

В связи с  тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект

которой - исключительно  Бог, как "первопричина" вселенной, мудростью,

независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии. В

сущности, концепция  науки Аквинского представляла собой  идеологическую

реакцию на рационалистические тенденции, направленные на то, чтобы  освободить

науку от влияния теологии. Можно, правда, сказать, что он обособляет теологию

от науки в  гносеологическом смысле, то есть считает, что теология черпает

свои истины не из философии, не из частных дисциплин, а исключительно из

откровения. На этом Фома не мог остановиться, ибо не это требовалось

теологии. Такая  точка зрения лишь подтверждала превосходство  теологии и ее

независимость от других наук, но она не решала самой  существенной для того

времени задачи, стоявшей перед римской курией, а  именно необходимости

подчинить теологии развивающееся научное течение, особенно течение, имеющее

естественнонаучную  ориентацию. Речь шла, прежде всего, о  том, чтобы доказать

неавтономность  науки, превратит ее в "служанку" теологии, подчеркнуть, что

любая деятельность человека, как теоретическая, так и практическая, исходит,

в конечном счете, из теологии и сводится к ней. 

В соответствии с этими требованиями Аквинский  вырабатывает следующие

теоретические принципы, определяющие генеральную  линию церкви по вопросу об

отношении теологии и науки: 

     - 1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные

функции. Выражением этого принципа является известное  положение Фомы о том, что

теология "не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает

к ним как к подчиненным ей служанкам". Использование их, по его мнению, не

является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив,

вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом

облегчает понимание  известных догматов веры, приближает к познанию

"первопричины" вселенной, то есть Бога; 

    - 2.  Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки -

чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с  точки зрения способа получения

истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания, открытые естественным

светом разума, например арифметика, и знания, черпающие  свои основы из

откровения; 

    - 3.  Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки.

Фома считает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения

различных наук. Но существуют определенные истины, которые  нельзя доказать при

помощи разума, и потому они относятся исключительно  к сфере теологии. К этим

истинам Аквинский  относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю

воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени  и так далее; 

    - 4.  Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна

опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее

принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это лишь

служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна

конструировать  доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит

в подтверждении  Книги бытия и так далее. 

В связи с  этим Аквинский пишет: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а

о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной  субстанцией, над нею же

размышляю, чтобы  думать о Боге".

Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они  становятся

бесполезными, более  того, перерождаются в опасные рассуждения. В случае

конфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходят

своей истинностью  и ценностью любые рациональные доказательства.

Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а напротив, без остатка

подчинил ее теологии.

Аквинат, выражая  интересы церкви и феодальных слоев, отводил науке

второстепенную  роль. Фома полностью парализует современную  ему научную жизнь.

В период Возрождения  и в более позднее время  теологическая концепция науки,

созданная Фомой, становится докринальным и идеологическим тормозом научного

прогресса.

                          2.2.Теория   познания                         

Фома Аквинский  в своих работах, посвященных  теории познания очень часто

отмечает большую  роль эмпирии и чувственного познания, почти во всех трудах

используются  понятия "опыт", "чувства", "чувственное  познание". Фома

неоднократно  подчеркивал, что "всякое естественное знание происходит из

чувств", что  предметом познания является действительность вне чувств,

независимая от субъекта, или от человеческого сознания. Аквинский считал, что

сущность познания заключается в том, что познающий  становится познаваемым.

Это происходит потому, что ум нетелесен и не может подвергаться воздействию

чувственных вещей. Рациональное познание всегда является общим, и потому

отдельные, единичные  вещи не могут быть его объектом. Если в единичных вещах

индивидуальным  является материя, то общим должно быть нечто нематериальное.

Это вывод следует  из того факта, что интеллект как  познающий орган души не

может подвергаться воздействию материальных предметов. Субъект в известном

смысле уподобляется объекту, но не материальной его форме, а духовной,

идеальной. По мнению Аквинского, познание основано на способности

воспринимать  от единичных вещей духовные познавательные формы и является

способностью  сопричаствовать нематериальному  божественному существованию. А

потому  это  следы бога в естественных предметах, "открытие" их зависимости от

творца. Весь процесс  познания у Фомы подчинен открытию в вещах конечной,

божественной  причины.

     Чувственное   познание

Фома начинает анализ процесса познания с объяснения подразделения, иерархии и

функций чувственных познавательных органов. Он подразделяет их на внешние и

внутренние чувства.

В иерархии пяти внешних чувств самое низкое положение  занимает осязание,

потому что  оно наиболее материально, то есть более  всего связано с телом.

Однако, будучи самым низким, оно выполняет основную роль, поскольку от него

зависит не только темперамент человека, но и правильное функционирование как

чувственных, так  и умственных познавательных органов. К разряду низших чувств

Фома относит  кроме осязания более высокий, чем оно, вкус и более совершенное,

чем последний, обоняние. Среди внешних чувств выше всего стоят слух и зрение,

которые считаются  чувствами наиболее познающими и  оказывающими наибольшие

услуги разуму.

Внешние чувства, связывающие человека со средой, подвергаются воздействию

материальных  тел, которые отпечатывают на них  чувственные образы единичных

предметов. Фома утверждает, что всякое чувственное  познание является просто

отожествление в определенном отношении субъекта с познаваемой вещью, которое

происходит при посредстве формы.  Поэтому получение чувствами ощущений не

может иметь  чисто материального характера. В ходе чувственного познания, по

мнению Фомы, происходят два изменения. Первое из них носит материальный

характер, второе - нематериальный. "Естественное изменение, - пишет Фома в

"Теологической  сумме", - основано на том, что  субъект, подвергающийся

изменениям, принимает  форму субъекта, производящего изменение  в его

естественном  существовании; так в нагретом предмете находится тепло.

Нематериальное  же изменение возникает тогда, когда форму субъекта,

вызывающего изменение, принимает субъект, подвергающийся этому изменению в

его нематериальном существовании".

Фома считает, что для правильного функционирования чувств необходимо

нематериальное  изменение, поскольку благодаря ему познавательная форма

начинает существовать в определенном познавательном органе чувств. Характер

изменений в  разных внешних чувствах различен. В зрении, например, происходят

лишь нематериальные изменения. В остальных же мы видим  как-то, так и другое

изменение. Это  зависит от степени телесности отдельных  чувств.

Информация о работе Теоцентризм в средневековой философии