Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:17, реферат
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого
общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма
(5-15 века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход
от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на
самом деле, период формирования нового типа общества оказывается очень
продолжительным.
1. Введение 3-5
2. Основная часть 6-18
2.1. Теология и наука 6-8
2.2. Теория познания 9-16
2.3. Человек – образ и подобие бога 17-18
3. Заключение 19-20
4. Список используемой литературы 21
МОСКОВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ
по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ
теоцентризм в средневековой философии.
1. Введение | 3-5 |
2. Основная часть | 6-18 |
2.1. Теология и наука | 6-8 |
2.2. Теория познания | 9-16 |
2.3. Человек – образ и подобие бога | 17-18 |
3. Заключение | 19-20 |
4. Список используемой литературы | 21 |
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская
таможенная академия»
Ростовский
филиал
Кафедра
гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Отечественная история»
на тему « История Ростова – на – Дону
с
момента образования
и до наших дней
»
Выполнил студент 1-го курса заочной формы
обучения юридического факультета,
группа
11 ЭФЭ Павленко И.А.
Проверил: Щербин А.В.
Оценка
Подпись
« » 2010
г.
Ростов – на – Дону
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. …………………………………………………………………………..
Глава 2. ………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….
Введение
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого
общества, то философская
мысль средних веков
(5-15 века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход
от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на
самом деле, период формирования нового типа общества оказывается очень
продолжительным.
Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин,
Эриугена, Ансельм, Аль-Фараби, Роджер Бэкон, Сигер, Фома Аквинский, Скот,
Оккам и другие.
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью,
определяющей все сущее, для него является не природа, а бог.
Ясно, что в средние века, в эпоху теоцентризма, стремились обосновать
правомерность представлений о Боге. Обыденное религиозное сознание считало
бытие Бога очевидным постольку, поскольку каждый человек имеет понятие о
нем. По Августину, Бог постигается в глубинах человеческой души, стоит только
погрузиться в них, и вы обретете Бога неминуемо. Дамаскин исходил из того,
что понятие о Боге укоренено в сердце каждого человека. Рассматриваемые
воззрения получили свое обобщение в так называемом онтологическом
доказательстве Ансельма. Ансельм считал, что идеи существуют реально. Если
есть идея Бога, то есть и сам Бог. Опровергая Ансельма, классик средневековой
схоластики Фома Аквинский стремился идти от мира к Богу и приводил на этот
счет ряд «доказательств».
Первое «доказательство»
повторяет рассуждения
каждый предмет движим другим, кроме перводвигателя. Во втором «доказательстве» утверждается, что мир - а здесь много случайного – должен иметь абсолютно необходимые причины. В третьем «доказательстве» Бог понимается как исходная основа всего сущего, отсутствие которой считается бессмысленным. В четвертом «доказательстве» Бог понимается как вершина совершенства, в пятом «доказательстве» - как последняя цель, гармонизирующая все целесообразные процессы.
В науке отсутствуют достоверные доказательства существования Бога. Приводимые в философии и в теологии аргументы в пользу действительности Бога пока не очень убедительны. Впрочем, верующему в существование Бога человеку они,
пожалуй, и не нужны. Ведь Бог открылся людям с возгласом «Я - сущий». А тут и
доказывать нечего. В любом случае - существует Бог или нет - философский
смысл представления о теоцентризме является органичной стадией развития
философских воззрений. Тот, кто не признает существование Бога, может в духе
средневекового символизма утверждать, что в монотеизме и теоцентризме скрыты
мощные слои
философского знания.
Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом
средневековых
философских и религиозных
абсолютной личности.
”Есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV-V
веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее
бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо.
Отождествляя Бога с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом
завете Бог сообщает о себе человеку: "Я есть Сущий". В отличие от Бога,
сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не
благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство,
изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.
Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее
открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии,
толкование которых и есть основной путь богопознания. В средние века бог и
религия – вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то
время ее служителями”.
Так как средневековая философия была неразрывна с христианством, кратко
рассмотрим еще
некоторые идеи средневековой философии:
Монотеизм: В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая
философия признает лишь одного Бога.
Идея богочеловека: В средние века человека лишь только начал осознавать
свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя
лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на
средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын
бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем
его отец.
Креационизм: Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то,
пусть в меньшей степени, должен творить человек. Однако существовала и
противоположная точка зрения о том, что творчество – прерогатива исключительно
Бога, а со стороны
людей это считалось
сдерживали развитие техники.
Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античных богов,
которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту
сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое
начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в
средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное
бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из
греческих философов.
Из идеи креационизма следует так называемый монистический принцип: есть
только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение.
Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми
античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни
от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Аврелий
Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция,
высшая форма, высшее благо.
2.ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ - схоластик
западноевропейского средневековья, в 1259-1269 г.г. приступает к работе над
главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма". В 1272 г. Фома был
возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над