Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа
Цель работы – изучить философское понимание сексуальности человека.
Объект исследования – «сексуальность» как изменяющиеся понятие.
Предмет исследования – сущность сексуальности, её особенности в культурно-историческом плане.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть проблему сексуальности, ее исторические и современные аспекты;
исследовать сексуальность со стороны разных взглядов и мнений, выявить его сущностные характеристики;
рассмотреть различные подходы к пониманию человеческой сексуальности;
выявить сущность философского аспекта сексуальности;
охарактеризовать принципы, субъекты и источники сексуальности;
Раскрыть понятие сексуальность через работы З. Фрейда, И.С. Кона и М. Фуко.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
Глава 1. Философское определение сексуальности.……………………….
Глава 2. Специфика понимания сексуальности у З. Фрейда……………
Глава 3. Специфика понимания сексуальности у М. Фуко..
Глава 4. Специфика понимания сексуальности у И. С. Кона………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
1 Мишель Фуко. История сексуальности-III: Забота о себе (с. 17)
2
Мишель Фуко. История сексуальности-III:
Забота о себе (с. 17)
В
главе II «Культура себя», Мишель Фуко
затрагивает один из ключевых вопросов
становления понимания
"Презрение к удовольствиям, озабоченность физическими и духовными последствиями невоздержанности, "валоризация" брака и высокая оценка супружеской верности, отказ от спиритуализации мужской любви: философская и медицинская мысль первых веков исполнена суровости, свидетельством чему стали тексты Сорана и Руфа Эфесского, Мусония и Сенеки, Плутарха, Эпиктета, Марка Аврелия. Впрочем, как известно, и у христианских авторов находят множество следов явного или скрытого влияния этой морали, и сейчас большинство историков признают наличие, жизненность и безусловный рост интереса к теме сексуальной строгости в обществе, которое современники описывали (обычно, в порицание) как безнравственное и распущенное. Едва ли здесь имеет смысл выяснять, насколько справедливы подобные упреки: если попытаться определить место, отводившееся этому вопросу, опираясь на посвященные ему тексты, то окажется, что более всего внимания уделяли "проблеме удовольствий", точнее говоря, беспокойству по поводу сексуальных наслаждений, возможного к ним отношения и надлежащего применения.".1
Появилось новое понимание сексуальности через индивидуализм, связанное с главнейшим религиозным аспектом того времени.
«Итак, "индивидуализм", который постоянно привлекают к объяснению целого ряда феноменов различных эпох, следует поставить под более общий вопрос. За этой категорией часто скрываются совершенно разные явления. В действительности, необходимо различать три вещи: во-первых, индивидуалистическую позицию, наделяющую индивидуума в его неповторимости абсолютной ценностью и приписывающую ему определенную меру независимости от группы, к которой он принадлежит, или институтов, в чьем подчинении находится; далее, повышенную оценку частной жизни -- иными словами, то значение, которое придается семейным отношениям, формам домашней деятельности и сфере патримониальных интересов; наконец, интенсивность отношения к себе, внутренних связей с самим собой, или тех форм, в которых индивидуум должен воспринимать себя как объект познания и сферу деятельности, дабы трансформировавшись, исправиться, очиститься и тем самым спастись».2
Также происходили и другие существенные изменения в христианском понимании сексуальности.
«Эти "диетические" рекомендации во многом аналогичны предписаниям позднейшей христианской морали и медицинской мысли: принцип строгой экономии, направленный на поддержание умеренности; постоянное опасение индивидуальных болезней и коллективных бедствий, связанных с распутством; требование сурового обуздания [своих] страстей и борьбы с образами, наконец, отрицание удовольствия как цели половых сношений... Эти аналогии не случайны. В них можно обнаружить преемственность. Некоторые из этих зависимостей были косвенными и передавались посредством философских учений: так, правило, отрицающее самоцельность удовольствия, христиане, несомненно получили скорее через философов, нежели через врачей. Но известны и прямые формы преемственности: трактат о девственности Василия Анкирского (считается, что его автор врач) построен на соображениях определенно медицинского характера; св. Августин опирается на Сорана в полемике против Юлиана Экланского». 3
И в целом, несомненно, можно утверждать, что христианское мировоззрение связанно с учением Платона. Эту связь можно обнаружить на политической арене того времени.
Понятие брак и сексуальных отношений между полами перешли в устойчивое состояние благодаря политической ситуации сложившийся в средневековую эпоху.
Данная
историческая динамика очевидна при
сопоставлении мнений платонизма, позднего
стоицизма и христианства. Платон
одним из главных оснований для
ограничения сексуальных связей
рамками матримониальной
Подобный исторический экскурс стоит считать полезным и ценным в данном исследовании, так как понятие сексуальности имеет глубокие корни в социокультурном пласте на протяжении многих веков. Данный анализ поможет воссоздать необходимый вывод по данной проблематики в современном положении сексуальности.
1 Мишель Фуко. История сексуальности-III: Забота о себе (с. 45)
2 Мишель Фуко. История сексуальности-III: Забота о себе (с. 51)
3Мишель Фуко. История сексуальности-III: Забота о себе (с. 102)
Христианские традиции средневековья сложили уникальный пласт сокрытия сексуальных желаний под лоном религии. Переход в классическую эпоху постепенно раскрывал спрятанные желания. Подобные и изменения породили новые отношения и взгляды на сексуальность того времени. Многие процессы стали, объектом пристального изучения, избегая моральные и человеческие нормы. Эти изменения разобраны в трудах Мишеля Фуко «История безумия в Классическую эпоху», где подробно показаны стороны сексуальности как один из аспектов девиации той эпохи.
«И все же: разве само понятие безумия, если довести его до логического конца, не включало в себя непременной идеи свободы? Разве не была она неотделима от той великой структуры, которая развивалась от излишеств страсти, вечной сообщницы самой себя, к строгой логике бреда? Можно ли отрицать, что в утверждении, которым, через трансформацию образа грезы в небытие заблуждения, создавалось безумие, было нечто от свободы? В сущности, безумие было возможно лишь в той мере, в какой непосредственно вокруг него существовало пространство свободы, зазор, позволявший субъекту самому говорить на языке собственного безумия и конституировать себя как безумца. Именно эту основополагающую свободу безумца Соваж, прибегая к простодушной и на удивление плодотворной тавтологии, называл “небрежением нашим к разысканию истины и развитию нашей способности суждения”.
А
та свобода, на которую прямо указывала
изоляция — в самый момент ее
подавления? В изоляторе личность
была свободна от бесконечных обязанностей,
от последствий своей
Стороной
этой эпохи Мишель Фуко называет Безумие
порождённое свободой. Это обстоятельство
сложило новый тип
«Отныне
между любовью и неразумием устанавливаются
новые связи. В культуре платонизма
на протяжении всей ее эволюции любовь,
в зависимости от своей возвышенности,
помещалась либо на уровень слепого
плотского безумия, либо на уровень
высокого духовного упоения, достигая
которого Неразумие обретает всемогущество
высшего знания. Любовь и безумие
в их различных формах распределялись
по разным гносеологическим сферам. В
Новое время, начиная с эпохи
классицизма, проблема выбора ставится
иначе: либо любовь разумная, либо любовь
неразумная. Гомосексуализм относится
к неразумной любви и тем самым
мало-помалу находит свое место в
стратификации безумия. Он прочно обосновывается
в области неразумия, очерченной
в современную эпоху, которая
ставит в центр любых проявлений
сексуальности требование выбора, однозначно
ею определенного и постоянно
подтверждаемого. В свете этой бесхитростной
дилеммы психоанализ не мог не
осознать со всей ясностью, что источником
всякого безумия служит какое-то
нарушение в сфере
Происходит чёткое разделение сфер сексуальности, что более напоминает современную эпоху. В некоторой степени можно выделить те тенденции которые являются «прото-современными», то есть полностью способствовали развитию понятия сексуальность нашего времени. Но сексуальность тогда воспринималась по-разному, в том числе и как форма разврата, до этого категория разврата не носила столь регламентируемый характер.
«Рассматривая категории сексуальности, мы должны включить в их число все, что касается проституции и разврата. Именно проститутки и развратники являются низшими слоями населения в Общих госпиталях. Как объясняет Деламар в своем “Трактате о правопорядке”, “потребно было весьма сильное лекарство, дабы искоренить в обществе сей порок, и не нашлось против него средства лучше и вернее, быстродейственнее, нежели смирительные дома, куда помещают подобных людей, дабы подчинить их жизнь распорядку, сообразному с их полом, возрастом и совершенным проступком”. Лейтенант полиции обладает неограниченным правом арестовывать без суда и следствия всякого, кто публично предается разврату, — на то время, пока суд Шатле не вынесет развратнику приговор, который в данном случае не подлежит обжалованию. Однако все эти меры принимаются лишь тогда, когда скандал становится публичным либо когда затронуты интересы знатных родов; прежде всего, нельзя допустить, чтобы фамильное достояние оказалось растраченным или перешло в недостойные руки. В известном смысле изоляция, как и весь включающий ее режим правопорядка, обеспечивает контроль за соблюдением определенного порядка в структуре семьи, который понимается одновременно и как социальная норма, и как закон разума. Соблюдение правил поведения в семье становится одним из основных критериев разумности человека, и именно семья в первую голову требует и добивается изоляции одного из своих членов».3
Но такое положение помогло понять ценность семейного института, его роль. На фоне подобных тенденций стало важно некое целомудрие и равноправие.
Следует сделать вывод о том, что через порыв к эксперименту и безумию, порожденное этой эпохой, понятие сексуальность нашло свои разумные границы в современном обществе и также неразлучно с ним. Стали понятны всем границы и нормы отношений, на фоне ошибок и стремление понять человеческую природу того времени. Разграничились сферы разврата и целомудрия. Сексуальная сфера стала тяготеть к гармонии.
Подобное
отношение является основой современного
понимания сексуальности.
1Фуко, М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. Стаф под ред. В. Гайдамака. — СПб.: Университетская книга, 1997. (с. 500)
2Фуко, М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. Стаф под ред. В. Гайдамака. — СПб.: Университетская книга, 1997. (с. 103)
3Фуко, М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. Стаф под ред. В. Гайдамака. — СПб.: Университетская книга, 1997. (с. 104)
Глава
4. Специфика понимания
сексуальности у И. С.
Кона
В работе Игоря Семёновича Кона представлен любопытный взгляд на понятие сексуальность. Опираясь на современные исследования и имея большой опыт в данной сфере человеческого бытия, Кон приходит к важным выводом по поводу определения и понимания самой сексуальности, это подробно представлено в его работе «Введение в сексологию» в главе «психология сексуальности»:
«Однако здоровая сексуальность предполагает не только принятие собственной чувственности и телесного Я, но и выработку целой системы нравственно-коммуникативных качеств и навыков, которые можно приобрести только в практическом общении с другими людьми. А.С. Макаренко был глубоко прав, когда писал, что человеческая любовь «не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая».»1
Информация о работе Специфика понимания сексуальности по З. Фрейду, И.С. Кон и М. Фуко