Специфика понимания сексуальности по З. Фрейду, И.С. Кон и М. Фуко

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить философское понимание сексуальности человека.
Объект исследования – «сексуальность» как изменяющиеся понятие.
Предмет исследования – сущность сексуальности, её особенности в культурно-историческом плане.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть проблему сексуальности, ее исторические и современные аспекты;
исследовать сексуальность со стороны разных взглядов и мнений, выявить его сущностные характеристики;
рассмотреть различные подходы к пониманию человеческой сексуальности;
выявить сущность философского аспекта сексуальности;
охарактеризовать принципы, субъекты и источники сексуальности;
Раскрыть понятие сексуальность через работы З. Фрейда, И.С. Кона и М. Фуко.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
Глава 1. Философское определение сексуальности.……………………….
Глава 2. Специфика понимания сексуальности у З. Фрейда……………
Глава 3. Специфика понимания сексуальности у М. Фуко..
Глава 4. Специфика понимания сексуальности у И. С. Кона………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

     «2. Деструктивная сексуальность»

     Деструктивная сексуальность означает нарушение  процесса интеграции сексуальной активности в целостном поведении личности, отщепление сексуальности от целостной  Я-идентичности с преследованием автономных, не согласующихся с другими проявлениями Я целей, таких как получение  чисто физиологического удовлетворения, связанного с возбуждением той или  иной эрогенной зоны, потребность  в признании и восхищении, желание  доказать сексуальное превосходство, следование социально предписанной роли, агрессивное побуждение и т.д. При этом вместо средства достижения близости сексуальность становится способом эгоистической отгороженности и избегания подлинного контакта. Как партнер, так и отдельные компоненты собственной сексуальной активности, инструментализируются и манипулятивно используются лишь для достижения сексуального наслаждения. Чувства, переживаемые другим, игнорируются или объектно эксплуатируются. Отношения носят закрытый характер, не направленный на желание прочувствовать единственность и уникальность партнера или оскорбляет его достоинство телесно, душевно или духовно.

     «3. Дефицитарная сексуальность»

     Дефицитарная сексуальность носит характер освоенного запрета на жизнь и проявляется в виде отсутствующей или симбиотически лишенной силы воображения сексуальности. Она часто связана со страхом перед контактом и прикосновением, с дефицитарной агрессией и дефицитарным нарциссизмом и может принимать формы импотенции, фригидности или отказа от сексуальности. Подобное разделение помогает точнее понять человеческую сексуальность и расширить данное понятие.

     Подобные  деления позволяют определить масштабы данного понятия. Сексуальность  это сложный и разносторонний объект, этот термин можно понимать по-разному. Психологическое определение  является, на мой взгляд, некоторой  основой термина сексуальности  для более глубокого рассмотрения. И стоит сократить взгляд на это  понятие до философского понимания  данного термина

     Из  выше перечисленного можно сделать  вывод, что сексуальность представляет собой широкое понятие и является частью как культурно-исторического  развития, так и психологическое  осмысление в естественной природе  человека и к тому же сексуальность  можно рассматривать как антропологическую  концепцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Специфика понимания сексуальности у З. Фрейда 

     Если  продолжить понятие сексуальности, то определённо стоит обратиться к труду «Три очерка по теории сексуальности» (1905) знаменитого австрийского психолога З. Фрейда, где подробно, и с иной стороны раскрыто понятие сексуальности. Основанием его работ является система инстинктов и влечений, возникающих в человеческой в бессознательной части психике.

     Общепринятый  взгляд содержит вполне определенные представления о природе и  свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени  и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в  половом соединении или, по крайней  мере, в таких действиях, которые  находятся на пути к нему.

     Но  у нас имеется основание видеть в этих данных очень неправильное отражение действительности: если присмотреться  к ним ближе, то они оказываются  полными ошибок, неточностей и  поверхностностей.

     «Введем два термина: назовем лицо, которое  внушает половое влечение, сексуальным  объектом, а действие, на которое  влечение толкает, сексуальной целью; в таком случае точный научный  опыт показывает, что имеются многочисленные отклонения в отношении обоих, как  сексуального объекта, так и сексуальной  цели, и их отношение к сексуальной  норме требует детального исследования».1

     В этой работе введены  понятия «сексуальный объект» и «сексуальная цель», показаны многочисленные отклонения, как от сексуального объекта, так и от сексуальной  цели, которые ранее принимались  в качестве естественных и нормальных. Он обратил внимание на возможные  задержки на промежуточной сексуальной  цели, свойственные большинству нормальных людей и составляющих основу символизации и сублимации, благодаря которым сексуальность может направляться на создание духовных, художественных ценностей. Одновременно З. Фрейд показал, что сексуальность играет существенную роль при образовании неврозов и является важным элементом психического развития ребенка. Инфантильная сексуальность рассматривалась им в плане соединения с какой-либо необходимой для жизни телесной функцией и проявления различных эрогенных зон, способных доставлять ребенку удовольствие. Развитие человека определялось им с точки зрения преобразований, возникающих на тех или иных этапах проявления инфантильной сексуальности, изменений, происходящих при половом созревании, влияния инфантильного выбора объекта на последующую половую жизнь взрослого.

     З. Фрейд исходил из того, что без  осмысления болезненных форм проявления сексуальности, без изучения природы  инфантильной сексуальности и соотнесения  их с нормальной сексуальной жизнью невозможно понять и то, что называется нормальной сексуальностью. Рассмотрение того и другого привело его  к выдвижению следующих положений, нашедших отражение в «Лекциях по введению в психоанализ»:

     «Извращенная  сексуальность есть не что иное, как возросшая, расщепленная на свои отдельные побуждения инфантильная сексуальность»; сведение сексуальности  к продолжению человеческого  рода приводит к ошибке, закрывающий  путь к пониманию сексуальности, извращений и неврозов; общество стремится  к ограничению и подчинению сексуальности, оно заинтересовано в отсрочке ее полного развития у ребенка, пока он не достигнет определенной ступени  сексуальной зрелости; воспитание в обществе преследует идеальную цель сделать жизнь ребенка асексуальной, в то время как сексуальные проявления имеют место уже у грудного младенца; сексуальность ребенка исчерпывается проявлением частных влечений, которые независимо друг от друга пытаются получить удовольствие как от собственного тела, так и от внешнего объекта; оба вида сексуальности – извращенная и нормальная – происходят из инфантильной сексуальности; нормальные люди проделывают путь сексуального развития через извращения».2

        Нередко З. Фрейда упрекали  в том, что понятие сексуальности  в психоанализе претерпело неоправданное  расширение с целью сохранить  положения о сексуальной причине  неврозов и сексуальном значении  симптомов. В ответ на это  он замечал, что психоаналитики  расширили понятие сексуальности  лишь настолько, чтобы оно могло  включить в себя сексуальную  жизнь извращенных и детей.

     «Это  значит, что мы возвратили ему его  правильный объем. То, что называют сексуальностью вне психоанализа, относится  только к ограниченной сексуальной  жизни, служащей продолжению рода и  называемой нормальной».3

     Сексуальность является одним из важных движущих факторов в познании человеком окружающей действительности. З. Фрейд писал, что  «влечение к познанию у детей  поразительно рано и неожиданно интенсивным  образом останавливается на сексуальных  проблемах, даже пробуждается ими» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1Фрейд,  З. Три очерка по теории сексуальности, 1905. (с. 27)

     2Фрейд,  З. Три очерка по теории сексуальности, 1905. (с. 1)

     3Фрейд,  З. Три очерка по теории сексуальности, 1905. (с. 55)

     Глава 3. Специфика понимания сексуальности у М. Фуко 

     Что бы полностью понять истоки понятия  сексуальности стоит обратиться к знаменитым трудам Мишеля Фуко «История сексуальности», которые подробно описывают  становление этого понятия. Фуко обращается к авторам тех эпох, связанных в той или иной мере с этим вопросом. Очень важно понять, как менялось и становилось понятие сексуальность. Отношения между людьми того времени. Роль полов и половых отношений. Рассматривая этот вопрос от античности до ХХ годов нашего времени, можно сделать вывод о том, что нас ждёт, и какое влияние оказали на нас эти эпохи. Подобный экскурс позволяет решить возможные проблемы отношений и самой сексуальности в современном обществе.

     В чём специфика данного исследования античной эпохи в сфере сексуальности, так это то, что взгляд Мишеля Фуко направлен в сторону Артемидора, писавший сонник во  II веке  н. э., где подробно показаны те особенности и отношение к сексуальности в то время.

     «В "сказанном" предшественниками  для него  не так  важна  ссылка  на признанные авторитеты, сколько  их опыт во всей полноте и многообразии. И  за этим опытом он обращается не к  немногим авторитетам,  но к самому источнику. Артемидор гордится (он пишет об этом в посвящении Кассию Максиму и повторяет в дальнейшем)  широтой своего исследования.  Во-первых, он  "почитал делом чести добыть  любую   книгу о снотолкованиях",   а во-вторых,  тщательно обследовал   все    книжные   лавки,   которые   держали   на   перекрестках средиземноморского мира толкователи снов и предсказатели будущего: "Я много лет, пренебрегая клеветой, водился с теми оболганными рыночными гадателями, которых люди важные и надменные обзывают нищими, обманщиками и шутами; и в эллинских городах и на  праздничных сборищах,  и в Азии, и в Италии, и на самых больших и людных островах я терпеливо выслушивал  рассказы о древних вещих снах  и их исполнении,  ведь  в таких исследованиях нельзя  было и действовать иначе".  Тем не  менее,  сообщения Артемидора – не просто изложение всего слышанного им, но попытка передать  "опыт" (peira), в котором он видит "свидетеля и направителя" своего рассказа».1

     Толкователь снов Артемидора подробно показывает, каким было отношение к сексуальности в ту эпоху.

       «В такого рода документе бесполезно искать формулы строгой морали или новые правила сексуальных отношений,-- напротив,  он, скорее, выявляет типы бытующих   оценок  и общепринятых  норм  поведения.  Текст   этот  не  чужд философской рефлексии, мы  находим в нем достаточно точные  упоминания о современных автору проблемах и прямые отсылки к актуальным тогда дискуссиям, но лишь касательно процедур расшифровки и методики анализа, а не  суждений о ценности   и   содержании    морали.   Материал,   на   котором   базируются интерпретации,-- онейрические    сцены,   рассматриваемые    в   качестве предзнаменований, ситуации и события, о которых они сообщают,-- принадлежит к общему ландшафту обыденного  традиционного мира. Следовательно, от  текста Артемидора   можно   ждать свидетельств  весьма  распространенной  и давно укоренившейся моральной традиции. Хотя это сочинение изобилует деталями и, повествуя   о   сновидениях,   разворачивает   широкую   и   гораздо   более систематическую,  нежели   любой   иной   памятник  эпохи,  панораму   самых разнообразных форм половых актов и всевозможных сексуальных отношений, перед нами  отнюдь  не  этический трактат,  призванный,  прежде  всего,  высказать суждение по поводу этих актов и отношений. Такие суждения встречаются здесь лишь опосредованные  толкованиями снов или оценками поступков и сцен, в этих снах представленных.  Принципы морали как таковые не даны, их  можно распознать только  в   ходе  анализа,   интерпретируя   интерпретации.  Поэтому   стоит остановиться  на применяемой Артемидором  процедуре расшифровки, для того, чтобы выявить мораль, скрытую за анализом сексуальных снов».2

     Артемидор рассматривает разные виды и способы сексуальной связи у людей так и у животных, отделяя «естественные» отношение от «неестественных».

     У греков и римлян существовал свой арсенал понятий, пригодных для  обозначения различных действий и поведения, которые мы называем “сексуальными”, но нашего современного понятия “сексуальность”, равно  как и христианского понятия “плоти”, они не знали.

     Наша идея сексуальности не просто покрывает более широкую область, но применяется к реальности другого типа и функционирует совершенно иначе в наших системах знания и морали.

     Фуко  показывает, что греческое общество классической эпохи не было более  распущенным в сексуальной области, нежели современное или средневековое, хотя в нем и отсутствовали  как медицинские, так и пастырские институты, которые бы претендовали на право определять то, что разрешено  или запрещено, то, что нормально  или ненормально в этой сфере. Хотя греки в целом и придавали  этим проблемам меньшее значение, чем мы, однако существовали философы и моралисты, которые всерьез  были озабочены проблемами нравственно  надлежащего использования удовольствий. Манера, в которой переживались сексуальные  удовольствия, рассматривалась ими  как этическая проблема. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Специфика понимания сексуальности по З. Фрейду, И.С. Кон и М. Фуко