Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:31, реферат
Цель данного реферата – изучение культуры Византийской империи на разных этапах развития, а также её специфика и особенность.
I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Культура Византийской империи..............................................................…...4
1. Ранний этап культуры Византии (IV – VII вв.).…………….………...5
2. Средний этап культуры Византии (VII - IX вв.)………………..….…8
3. Поздний этап культуры Византии (X - XV вв.)…………………….10
III. Заключение…………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………...13
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(РГИИС)
Факультет
«Управления интеллектуальной собственностью»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«Византия:
специфика типа культуры»
Выполнила студентка группы ЭМ – 012
Шишмакова
Наталья Андреевна
Научный руководитель:
Карпова
Юлия Алексеевна
Москва – 2010 г.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. Культура Византийской
империи.......................
1. Ранний этап культуры Византии (IV – VII вв.).…………….………...5
2. Средний этап культуры Византии (VII - IX вв.)………………..….…8
3. Поздний этап культуры Византии (X - XV вв.)…………………….10
III. Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Данный реферат посвящен раскрытию специфики культуры Византийской империи. Это государство внесло большой вклад в развитие мировой культуры.
В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.
По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
Наиболее
важными факторам в культуре Византии
являются:
Цель
данного реферата – изучение культуры
Византийской империи на разных этапах
развития, а также её специфика и особенность.
Культура Византийской империи
Византи́йская импе́рия, Византи́я (греч. Ανατολική Ρωμαϊκή Αυτοκρατορία — «Восточная Империя Римлян»; греч. Βυζαντινή Αυτοκρατορία — Византийская империя; греч. Βυζάντιο — Византия) — название Восточной Римской империи в западной исторической науке. Название «Византийская империя» (по городу Виза́нтий, который римский император Константин I Великий в 330 году превратил в альтернативную Риму столицу империи, Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской», «ромейской» (греч. Βασιλεία τῶν Ῥωμαίων).
Западные источники также называют Византийскую империю «Романия» (Romania, Ρωμανία на греческом языке). В течение большой части её истории многие из западных современников называли её «империя греков» из-за господства в ней греческого населения и культуры. В Древней Руси её также обычно называли «Греческим царством», а её столицу — «Царьградом».
Столицей Византии на протяжении всей её истории был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I (527—565). С этого времени государство постепенно утрачивало земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.
Наиболее
важными факторам в культуре Византии
являются:
Процесс
развития Византии был не прямолинейным.
В нем были эпохи подъема и
упадка, периоды торжества
Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
В истории культуры Византии выделяют три этапа:
Итак,
рассмотрим эти этапы более подробно.
Ранний этап культуры Византии
(IV - VII вв.)
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.
Формирование
неоплатонизма совпадает с
Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей.
Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане.
Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Византийские храмы стали тем местом, где верующие собирались на богослужение.
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.
Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не
сказаться и
на характере музыкальной
сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв.
происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры
вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,
включается в систему репрезентации государственной власти. Особый
колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых
представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-
музыкальную практику многих народов, населявших империю.
Система образования также наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе семи свободных искусств. Два уровня образования:
1) Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
2) Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли
массовые зрелища. Вместо театра появляется цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.
Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то
можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности
византийской культуры. Прежде всего, к ним следует отнести то, что
византийская культура была открыта другим культурным влияниям,
получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной, ведущей греко-римской культурой.
Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города
империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами
ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности.
Средний этап культуры Византии
(VII - IX вв.)
Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания.
Достигает в этот период нового расцвета искусство цветного
мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые
памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые
сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.
В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран