Сознание в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

Предметом изучения является структура сознания: сознательный и бессознательный уровни.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;
3) Определение роли сознательного и бессознательного в деятельности человека.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

     Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая  к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей  психоаналитической работы как сопротивление.

     Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное  мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что  есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным». 

       Бессознательное и сознательное  составляют относительно самостоятельные  части единой психической реальности. Они противоречивы и между  ними часты конфликты: осознанные интересы часто противостоят сиюминутным, импульсивным желаниям и потребностям. Но они и взаимосвязаны, способны достигать гармонии. В бессознательном заключены богатые возможности творческого развития субъекта. И хотя социальное поведение людей определяется сознанием, но оно не исчерпывает всех поведенческих актов. Остается место и для бессознательного. Так, нравственные отношения вырабатывают формы поведения и оценки, которые, будучи много раз повторенными, начинают функционировать неосознанно. Подобная моральная регуляция освобождает человека от внешнего и внутреннего принуждения. Его действия становятся естественными и непринужденными и определяются не только чувством долга, но и сознательно воспитанными склонностями.  Сознание и бессознательное одновременно участвуют в регуляции практически любого поведенческого акта. Мы только что выяснили, что их соотношение друг с другом является не статичным, а динамичным, не постоянным, но изменчивым. Поскольку сознательное и бессознательное представляют собой разные уровни психической регуляции одной и той же деятельности, то ее контроль время от времени может переходит с одного уровня на другой, то есть становиться то сознательным, то бессознательным.

     Сознание  — это более высокий уровень  регуляции, а бессознательное — более низкий уровень регуляции. Следовательно, регуляция деятельности начинает осуществляться на уровне сознания, когда перед человеком в этой деятельности возникают новые и более сложные задачи. Если деятельность протекает гладко, без проблем, то вполне достаточно бессознательного уровня ее контроля. Когда та или иная деятельность только еще осваивается человеком, то в ее регуляции преобладает сознательный контроль. Когда деятельность уже освоена человеком настолько, что может выполняться быстро, экономно, легко, точно и автоматически, то в ней преобладает бессознательный контроль. Это общее правило динамического соотношения сознательного и бессознательного регулирования любой деятельности человека. Но даже когда деятельность уже полностью сформировалась, управление ею производится на нескольких уровнях регуляции, имеющих различное отношение к сознанию и бессознательному. Отечественный физиолог Н. А. Бернштейн показал, что многоуровневая регуляция характерна даже для такой сравнительно простой деятельности, выполняемой с минимальным участием психики, какой являются движения человека. Изучая структуру внутреннего управления произвольными движениями, осуществляемыми человеком, он выделил четыре уровня такой регуляции, причем два из них, которые являются высшими, включают в себя также элементы психики. В тех случаях, когда деятельность человека особенно сложная и, кроме того, изменчивая и протекает в различных условиях, в ней, несомненно, преобладает сознательный контроль. Если деятельность не очень сложная, стабильная по своему характеру и привычная для человека, то в ее регуляции, скорее всего, значительна доля бессознательного.

     Сознательная  регуляция деятельности обычно связана  с большими трудностями и с  повышенными затратами как физической, так и психической энергии. Поэтому человек гораздо быстрее устает, когда занимается сложной умственной работой, чем простым физическим трудом. Бессознательная регуляция деятельности, напротив, не связана с большими энергетическими затратами, и поэтому работоспособность человека при ее выполнении выше, а утомляемость ниже. В качестве наиболее известного примера такой деятельности можно назвать работу мозга человека или деятельность его сердца. Несмотря на то что эти органы непрерывно работают в течение всей жизни человека, то есть десятки лет подряд, они практически не устают и, вместе с тем, обладают самой высокой работоспособностью.

     В заключение следует отметить, что  сознание в значительной мере формирует  бессознательное, способно в целом  его контролировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 
 
 

     Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком  ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль  переходит в сферу бессознательного. Итак, мы приходили к выводу, что способ бытия человека в мире всегда предусматривает наличие сознания, которое буквально "пронизывает" человеческую деятельность, так как она является необходимым условием ее организации и воспроизведение. Сознание как субъективная реальность выступает ничем другим, как трансформированной в идеальный план деятельностью, обобщенным опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человечества. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано. 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     Введение  в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

     Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995.

     Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983..

     «Психология безсознательного» Зигмунд Фрейд 1990г.

     «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд 1991г.

     «Психоанализ  и русская мысль» Зигмунд Фрейд 1994г.

     «Протагор»  Платон 1994г.

     Мир человека. Под ред. Малышевского А.Ф. – С.-Пб. 1992г.

Информация о работе Сознание в философии