Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:52, реферат
Предметом изучения является структура сознания: сознательный и бессознательный уровни.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;
3) Определение роли сознательного и бессознательного в деятельности человека.
5.
Установка. Кардинальной
установка - психический феномен, направляющий течение мыслей и чувств личности. Установка представляет собой целостное состояние человека, выражающее определенность психической жизни, направленность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.
Устойчивая ориентация к объекту сохраняется, поскольку ожидания
оправдываются.
а) человек, очевидно, перестал бы остерегаться волка, если бы при каждой встрече с ним, волк, ласково вилял хвостом у его ног.
б) если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его поступки вызывают подозрение.
(22, 25, 27).
6.
Воображение: психическая
представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.
Главная Функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач.
Творческое
воображение состоит в
7.
Интуиция: способность постижения
истины путем прямого ее
схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого и т.п.).
Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.
Таким образом, бессознательное - не просто нечто "закрытое" для
самосознания субъекта. Оно свободно от устоявшихся шаблонов, более гибко в направлениях своего движения, в способах образования ассоциативных связей.
Структурные элементы бессознательного связаны как между собой, так и с сознанием и действием. Они оказывают влияние на них и в свою очередь
испытывают их влияние на себе.
Подводя итоги и делая выводы можно определить основные общие положения для дальнейшего развития теории бессознательного: бессознательное есть реальный психологический феномен; психологическую структуру поведения человека нельзя понять, отвлекаясь от фактов бессознательного; при построении научной теории бессознательного необходимо использовать данные концепции психологический установки (3).
Литература:
Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области
математики, М., 1974.
Бассин Ф.В. 0 статье В.В.Налимова и Я.А.Дрогалиной "Вероятностная модель
бессознательного". Психологический журнал, 1985,т.6, №1. с137-139.
Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Под. ред.
А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассин. Тбилиси, т 1, 1978, 786с.; т 2,
1978, 686с.; т 3, 1978, 796с.
Бжалава И.Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, 230с.
Бочаришвили А.Т. Проблема бессознательного в психологии. Тбилиси, 1961.
Виттельс Ю. Фрейд, его школа и учение. Л., 1934.
Вольнерт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Л., 1966, 274с.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965, 569с.
Григолава В.В. Бессознательное и установка. Вопросы психологии, 1984, №3,
с.145-150.
Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси, 1982.
Касаткин В.Н. Теория сновидений: Некоторые закономерности возникновения и
структуры. Л., 1967, 351с.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975, 304с.
Ломов Б.Ф. Ответ профессору Ф.В. Бассину. Психологический журнал, 1982, №6
с.152-153.
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная модель бессознательного.
Бессознательное как проявление семантической вселенной. Психологический
журнал, 1984, т.5, №6, с.111-122.
Наэм Психология и психиатрия в США. М., 1983.
Павлов И.П. Полн. собр. соч., т.3. кн.1, с.105.
Прангишвили А.С., Бассин Ф.В., Шошин П.Б. Существует ли дилемма
"бессознательное или установка"? Вопросы психологии, 1984, №6, с.95-101.
Розет И.М. Психология Фантазии. Минск, 1977.
Ротонберг В.С. Разные формы отношений между сознанием и бессознательным.
Вопросы философии, 1978, №2.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, 328с.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,: Политиздат, 1972, 303с.
Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969,
304с.
Тихомиров О.К. Теоретические проблемы исследования бессознательного.
Вопросы психологии, 1981, №2, с.31-39.
Узнадзе Д.Н. Место бессознательного и психология установки. Труды, т.6,
Тбилиси, 1977.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
Уэллс Г. Павлов и Фрейд. М., 1959.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ, т.1. М,, 1923, с.28.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977, 145с.
Чхортишвили Ш.Н. Проблема бессознательного в советской психологии. Тбилиси,
1966.
Шерозия А. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси,
1969.
3. Роль сознательного и бессознательного в деятельности человека.
3.1.
Классификация бессознательных
процессов в структуре
Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.
Вообще, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей.
В школе А.Н.Леонтьева предлагались возможные классификации бессознательных процессов и явлений в психологии. Наиболее строгим критериям соответствует классификация, разработанная А. Г. Асмоловым, которая опирается на учение о структуре деятельности. Разные группы бессознательных явлений занимают различное место в этой структуре. Как уже говорилось, сознание человека имеет множество разных свойств и признаков, однако одним из главных признаков, отличающих сознательное явление от бессознательного, является то, что субъект отдает себе отчет в его наличии во внутреннем мире. Эти характеристики бессознательного станут более понятными, когда мы обратимся к предложенной А. Г. Асмоловым классификации бессознательных (неосознаваемых) процессов по их месту в структуре деятельности.
1.
В первую группу попадают
2.
Неосознаваемые побудители
3.
Неосознаваемые регуляторы
4.
Неосознаваемые резервы
Такова одна из возможных классификаций бессознательных процессов в структуре деятельности человека. Что бы понять роль сознательного и бессознательного в человеческой деятельности необходимо рассмотреть данные процессы в их взаимосвязи.
А.Г. Асмоловым и Ю.Б. Гиппенрейтер [Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. Глава 7. §7. С. 242-249]
3.2. Диалектика сознательного и бессознательного.
Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.