Сознание в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

Предметом изучения является структура сознания: сознательный и бессознательный уровни.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;
3) Определение роли сознательного и бессознательного в деятельности человека.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     5. Установка. Кардинальной формой  проявления бессознательного является

     установка - психический феномен, направляющий течение мыслей и чувств личности. Установка представляет собой целостное состояние человека, выражающее определенность психической жизни, направленность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

     Устойчивая  ориентация к объекту сохраняется, поскольку ожидания

     оправдываются.

     а) человек, очевидно, перестал бы остерегаться волка, если бы при каждой встрече с ним, волк, ласково вилял хвостом у его ног.

     б) если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его поступки вызывают подозрение.

      (22, 25, 27).

     6. Воображение: психическая деятельность, состоящая в создании

     представлений и мысленных ситуаций, никогда  в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

     Главная Функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач.

     Творческое  воображение состоит в самостоятельном  создании новых образов, воплощаемых  в оригинальные продукта научной, технической  и художественной деятельности. Оно  является одним из психологических  факторов, объединяющих науку и искусство, теоретическое и эстетическое познание.

     7. Интуиция: способность постижения  истины путем прямого ее усмотрения  без основания с помощью доказательства. Процесс научного познания, а  также различные формы художественного  освоения мира не всегда осуществляется в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко человек

     схватывает  мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при  определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого  и т.п.).

     Роль  интуиции особенно велика там, где необходим  выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.

     Таким образом, бессознательное - не просто нечто "закрытое" для

     самосознания  субъекта. Оно свободно от устоявшихся  шаблонов, более гибко в направлениях своего движения, в способах образования ассоциативных связей.

     Структурные элементы бессознательного связаны  как между собой, так и с сознанием и действием. Они оказывают влияние на них и в свою очередь

испытывают их влияние на себе.

     Подводя итоги и делая выводы можно определить основные общие положения для дальнейшего развития теории бессознательного: бессознательное есть реальный психологический феномен; психологическую структуру поведения человека нельзя понять, отвлекаясь от фактов бессознательного; при построении научной теории бессознательного необходимо использовать данные концепции психологический установки (3).

     Литература:

     Адамар  Ж. Исследование психологии процесса изобретения  в области

     математики, М., 1974.

     Бассин  Ф.В. 0 статье В.В.Налимова и Я.А.Дрогалиной "Вероятностная модель

     бессознательного". Психологический журнал, 1985,т.6, №1. с137-139.

     Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Под. ред.

     А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассин. Тбилиси, т 1, 1978, 786с.; т 2,

     1978, 686с.; т 3, 1978, 796с.

     Бжалава И.Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, 230с.

     Бочаришвили А.Т. Проблема бессознательного в психологии. Тбилиси, 1961.

     Виттельс  Ю. Фрейд, его школа и учение. Л., 1934.

     Вольнерт  И.Е. Сновидения в обычном сне  и гипнозе. Л., 1966, 274с.

     Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965, 569с.

     Григолава В.В. Бессознательное и установка. Вопросы психологии, 1984, №3,

     с.145-150.

     Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной  психологии. Тбилиси, 1982.

     Касаткин  В.Н. Теория сновидений: Некоторые закономерности возникновения и

     структуры. Л., 1967, 351с.

     Коршунова Л.С. Воображение и его роль в  познании. М., 1979

     Леонтьев  А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975, 304с.

     Ломов Б.Ф. Ответ профессору Ф.В. Бассину. Психологический журнал, 1982, №6

     с.152-153.

     Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная  модель бессознательного.

     Бессознательное как проявление семантической вселенной. Психологический

     журнал, 1984, т.5, №6, с.111-122.

     Наэм  Психология и психиатрия в США. М., 1983.

     Павлов И.П. Полн. собр. соч., т.3. кн.1, с.105.

     Прангишвили А.С., Бассин Ф.В., Шошин П.Б. Существует ли дилемма

     "бессознательное  или установка"? Вопросы психологии, 1984, №6, с.95-101.

     Розет И.М. Психология Фантазии. Минск, 1977.

     Ротонберг В.С. Разные формы отношений между сознанием и бессознательным.

     Вопросы философии, 1978, №2.

     Рубинштейн  С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, 328с.

     Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,: Политиздат, 1972, 303с.

     Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969,

     304с.

     Тихомиров О.К. Теоретические проблемы исследования бессознательного.

     Вопросы психологии, 1981, №2, с.31-39.

     Узнадзе Д.Н. Место бессознательного и психология установки. Труды, т.6,

     Тбилиси, 1977.

     Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

     Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

     Уэллс Г. Павлов и Фрейд. М., 1959.

     Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

     Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ, т.1. М,, 1923, с.28.

     Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977, 145с.

     Чхортишвили Ш.Н. Проблема бессознательного в советской  психологии. Тбилиси,

     1966.

     Шерозия А. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси,

     1969. 

     3. Роль сознательного и бессознательного в деятельности человека.

     3.1. Классификация бессознательных  процессов в структуре деятельности.

     Разнообразие  форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых  случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном  в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

     Вообще, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей.

     В школе А.Н.Леонтьева предлагались возможные классификации бессознательных процессов и явлений в психологии. Наиболее строгим критериям соответствует классификация, разработанная А. Г. Асмоловым, которая опирается на учение о структуре деятельности. Разные группы бессознательных явлений занимают различное место в этой структуре. Как уже говорилось, сознание человека имеет множество разных свойств и признаков, однако одним из главных признаков, отличающих сознательное явление от бессознательного, является то, что субъект отдает себе отчет в его наличии во внутреннем мире.  Эти характеристики бессознательного станут более понятными, когда мы обратимся к предложенной А. Г. Асмоловым классификации бессознательных (неосознаваемых) процессов по их месту в структуре деятельности.

     1. В первую группу попадают надындивидуальные  подсознательные явления, которые  описывались разными авторами  как «врожденные идеи» (Р.Декарт), «архетипы коллективного бессознательного»  (К.Г.Юнг)2, «коллективные представления» (Э.Дюркгейм) и т.п. С точки зрения школы А.Н.Леонтьева, эти явления представляют собой прижизненно усвоенные индивидом (как членом той или иной социальной общности) образцы поведения и способы познания, характерные для этой общности. Таким образом, надындивидуальные надсознательные явления, присутствуя в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Несмотря на то что их влияние на деятельность субъекта не осознается и не контролируется последним, они играют огромную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта. Формой, в которой эти образцы существуют объективно, выступает, по мнению А. Г. Асмолова, «система значений» (как мы помним, они могут быть словесными, предметными, операциональными, ролевыми). 

     2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности). Данные бессознательные явления побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др. 

     3. Неосознаваемые регуляторы способов  выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Возникают, развиваются и стабилизируются в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических и др.) и выполняют функции обеспечения успешного достижения целей при повторяющихся условиях действия, аккумулируют прошлый опыт поведения субъекта в подобных ситуациях, переработку информации на разных уровнях и одновременное выполнение множества мелких действий и движений без обязательного контроля сознания. Эти бессознательные регуляторы, обеспечивающие автоматическое выполнение осуществляемых действий (операций), часто называются автоматизмами. 

     4. Неосознаваемые резервы органов  чувств. Речь идет о восприятии  человеком не осознаваемых им  в обычных условиях подпороговых (слабых) раздражителей, которые  тем не менее влияют на его ориентировочную деятельность в мире, обеспечивая «преднастройку» на лучшее восприятие ситуации. Физиолог Г. В. Гершуни предложил называть совокупность подобного рода раздражителей «субсенсорным диапазоном (субсенсорной областью)». То, что субъект, не осознавая подобный раздражитель, реагирует на него, можно установить по объективно наблюдаемой реакции (например, по расширению или сужению зрачка).

     Такова  одна из возможных классификаций  бессознательных процессов в  структуре деятельности человека.  Что бы понять роль сознательного и бессознательного в человеческой деятельности необходимо рассмотреть данные процессы в их взаимосвязи.

     А.Г. Асмоловым и Ю.Б. Гиппенрейтер [Общая  психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. Глава 7. §7. С. 242-249]

3.2. Диалектика сознательного и бессознательного.

     Быть  сознательным — это прежде всего  чисто описательный термин, который  опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

Информация о работе Сознание в философии