Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:52, реферат
Предметом изучения является структура сознания: сознательный и бессознательный уровни.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;
3) Определение роли сознательного и бессознательного в деятельности человека.
Введение
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием. «Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Возникает вопрос о происхождении данных реакций на окружающую действительность. Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. Существует множество подходов к исследованию такого феномена как сознание, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Таким образом, актуальность и значимость исследования сознательного и бессознательного в деятельности человека является очевидной, не только в связи с острыми вопросами современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. но и в ввиду своей неразрывной взаимосвязи и влияния на состояние всех сфер жизнедеятельности человека. Понимание протекания данных процессов и их сущности предоставляет человеку возможность управлять своим поведением и контролировать собственную жизнь.
Объектом изучения являются психические процессы и свойства головного мозга человека.
Предметом изучения является структура сознания: сознательный и бессознательный уровни.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности
сознательного и
3) Определение
роли сознательного и
Целью данной
работы является анализ сознательных
и бессознательных компонентов человеческой
психики, их значение в деятельности человека.
1. Проблема сознания в истории философии
1.1.
Основные концепции
Важнейшим
философским вопросом всегда был
и остается вопрос об отношении сознания
человека к его бытию, вопрос о
включенности человека, обладающего
сознанием, в мир, о тех возможностях,
которые предоставляет человеку
сознание, и о той ответственности, которую
налагает сознание на человека. Фролов
И.Т. // «Введение в философию» Учебное
пособие для высших учебных заведений
// 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Республика,
2003. - 623 с.
Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле - через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности.
Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая. Проблема сознания Фролов И.Т. // «Введение в философию» Учебное пособие для высших учебных заведений // 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Республика, 2003. - 623 с.
Объективно-
Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.
Теория гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.
Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.
Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов это единственно достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (Дж.Беркли, Д. Юм, И. Фихте).
Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).
Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.
Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).
Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.
В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний мир. Античный человек не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.
Христианская трактовка сознания заключалась в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает необходимость познания внутреннего духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем мире, но, прежде всего, как способность знать свой внутренний мир.
В
Новое время сознание полагалось
в качестве основной инстанции в
структуре духовного опыта, направленной
на предметный мир. Сознание человека
отождествлялось с
В связи с появлением в последнее время как в зарубежной, так и в отечественной литературе серьезных философских работ, развивающих традиционные подходы, а также раскрывающих новые, ранее неисследованные аспекты проблемы сознания, хотелось бы выделить один из современных подходов к исследованию данного феномена – когнитивный подход.
Е.Н.Шульга
Философия науки. Вып. 12 Философия сознания: методологические инварианты исследования*
Современный подход к исследованию сознания.
Когнитивный подход к исследованию сознания, на котором настаивают современные философы, состоит в том, чтобы, исходя из рассмотрения самих когнитивных операций, выявить существующие связи (или указать на отсутствие этих связей) в границах сознания, понимаемого как биологическая система. При этом стоит обратить внимание на развитие или, напротив, на сохранение традиционных философских взглядов в описании природы, структуры и эволюции сознания.
Например, обращая внимание на тесную связь между физическим состоянием человеческого организма и психическими процессами, современный философ уже не может ограничивать свои наблюдения над проявлениями деятельности сознания единственным выводом о существовании связи между двумя мирами – природного и духовного, материального и идеального, телесного и духовного, физического и психического.
Со
своей стороны современная
Рассуждая о значении идеи тождества физического и психического в обосновании современной концепции сознания и определяя ее место в современной эпистемологии, И.П.Меркулов пишет: «Ее истоки восходят к хорошо известной идее, выдвинутой в свое время одним из пионеров экспериментальной психологии В.Вундтом, согласно которой каждое психическое явление имеет свое физиологическое измерение. Меркулов И.П. Когнитивная модель сознания // Эволюция. Мышление. Сознание. М., 2004. С. 36.
Эта
идея прекрасно иллюстрировалась известными
явлениями покраснения, испарины, изменения
сердечного ритма, дыхания и т.д.,
связанными с переживаниями и
сильными эмоциями. Парадоксально, но
факт: опираясь на эту гипотезу, были
получены очень точные данные о физических
эффектах сильных эмоций, о локализации
зон мозга, связанных с некоторыми когнитивными
способностями, с когнитивными типами
мышления, о связи между функционированием
мозга и некоторых желез (например, щитовидной
железы) и т.д.»[3]. Статьи этих авторов см.
в книге: Эволюция. Мышление. Сознание.
М., 2004. 349 с. Кроме того, новейшие результаты
исследований этих авторов представлены
в настоящем издании.
Как
можно заметить, здесь идея материального
единства мира уже не представляется
актуальной или нуждающейся в дополнительных
аргументах для обоснования последней,
в том числе и применительно к концепции
сознания. В этом смысле психологи рассматривают
сознание не с точки зрения его материальной
природы, например, как социоприродный
объект или феномен, но, провозглашая принцип
единства сознания и деятельности, приходят
к убеждению, что сознание является результатом
развития человека. Сознание, согласно
наблюдениям и выводам психологов, формирует
внутренний план деятельности, его программу.
Сознание помогает улучшить ориентацию
в отношении среды и повысить саморегуляцию.
Поэтому именно сознание позволяет быть
свободным и принимать решения, несмотря
на инстинкты и побуждения, наследственные
черты и окружающее влияние.