Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:52, реферат
Предметом изучения является структура сознания: сознательный и бессознательный уровни.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;
3) Определение роли сознательного и бессознательного в деятельности человека.
1.2. Взгляды философов о бессознательном в человеке.
Одним из больших вопросов, история которых особенно тесно связана с борьбой мнений, является вопрос о бессознательном.
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать [7]. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе (3).
Августин анализировал бессознательное в "Исповеди", где он сравнивает сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное (22).
Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не
психологические процессы (29).
Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя (22).
В
истории философской и
или угасшие представления - малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.
Бессознательными бывают врожденные идеи, приобретенные и вытесненные из сознания идеи, так называемые малые переживания, которые не осознаются из-за своей незначительности. Он пытался "восполнить пробел, когда сознание не подтверждает факта существования психики в субъекте" (26).
Так же проблемой бессознательного занимались и другие философы (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше и др.) Они выдвинули свою концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание. Так, например, Гартман утверждал, что "жизнь мира - не разумный, но целенаправленный процесс, в котором сознание - лишь орудие слепой мировой воли как движущей силы развития (22).
Такие психологи, как Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.
1. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного “Мы”. Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Принципиальное и фундаментальное отличие теоретической позиции З. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что З. Фрейд постулирует первичность бессознательного по отношению к сознанию, и отвергает позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, которая преодолевается благодаря возникновению сознания. Прежде считалось, что неосознаваемые проявления человека лишь недоразвитое сознание. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М., Прогресс-Литера, 1992.
З. Фрейд выдвинул
Бессознательное - вся совокупность
психических явлений и
2.
Сущность сознательного и
2.1. структура сознания, его психологические характеристики.
Для того, что бы понять сущность сознательных процессов в психике человека, и приблизиться к пониманию сферы сознательного, необходимо рассмотреть основные характеристики сознания личности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.
Сознание есть связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, способность целенаправленно, творчески активно, опережающе и конструктивно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах. К сфере сознания следует отнести всю психику, поскольку она поддается контролю человеческого «Я», а ее продукты осознаются. В познавательном отношении к сознанию относятся все познавательные процессы и их продукты, непосредственно осознаются человеческим «Я» в тот или иной момент времени.
Можно выделить такие характеристики сознания:
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.
Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа; когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может; когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
2.2.Структура
и основные характеристики
Как
мы уже могли заметить, сознание
не является единственным уровнем, на
котором представлены психические
процессы, свойства и состояния человека,
и далеко не все, что воспринимается
и управляет поведением человека, актуально
осознается им. Кроме сознания у человека
есть и бессознательное. Это — те явления,
процессы, свойства и состояния, которые
по своему действию на поведение похожи
на осознаваемые психические, неактуально
человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются.
Их по традиции, связанной с сознательными
процессами, также называют психическими.
Бессознательное — это совокупность психических
процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых человек
не дает себе отчета. Являясь психическим
(поскольку понятие психики шире, чем понятие
«сознание», «сознательное»), бессознательное
представляет собой такую форму отражения
действительности, при которой утрачивается
полнота ориентировки во времени и месте
действия, нарушается речевое регулирование
поведения. В бессознательном, в отличие
от сознания, невозможен целенаправленный
контроль за совершаемыми действиями,
невозможна и оценка их результата.
К
сфере бессознательно-
Выделим структуру бессознательного:
1. Ощущения. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных
рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущение как таковое, оказывая, однако, влияние на поведение организма. Существуют подсознательные ощущения. Если бы на каждое воздействие человек должен был реагировать осознанно, он не справился бы с подобной задачей, т.к. был бы не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое или держать в фокусе своего внимания практически бесчисленные раздражители. 22, 29, 31).
2. Автоматизм. Деятельность человека в обычных условиях является
сознательной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются
бессознательно или подсознательно, автоматизированно.
Сознательная деятельность индивида возможна лишь при условии, когда
максимальное число ее элементов осуществляется автоматически.
Автоматизация различных функций составляет существенную и необходимую особенность многих психических процессов (процесс мышления, восприятия, речи; запоминания, практических операций и пр.).
Механизмы
психической автоматизации
В бессознательных действиях наше сознание присутствует, но оно не проявляет пристальности своего внимания за всеми деталями действия, а следит лишь за общей картиной.
Вместе с тем сознание осуществляя как бы суммарное наблюдение, в любое мгновение может взять под контроль автоматизированное действие (остановить его, ускорить или замедлить) (8, 21, 22, 13).
3.
Импульс. Бессознательное
4. Информация. Бессознательное находит свое проявление и в информации. Она накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний, в данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают (23, 24).