Сознание: его сущность и генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:21, лекция

Описание работы

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.

Содержание

Проблема сознания и ее место в философии.

Структура сознания и его функции.
Материальные предпосылки возникновения сознания.

Сознание как высшая форма отражения действительности.

3. Материальное и идеальное.

4. От психики животных к сознанию человека.

Происхождение сознания.

5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки

Работа содержит 1 файл

Сознание, его сущность и генезис.docx

— 50.44 Кб (Скачать)

      Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям.

      К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и  формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и  словарному составу - национален.

      Наконец, отсутствие тождества языка и  мышления просматривается и в  том, что порой мы понимаем все  слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

      Эти особенности в соотношении языка  и мышления необходимо учитывать  и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления.

      Вместе  с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с  языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т. д.

      Больше  того, формируются искусственные  языки - язык математики, других наук, а  в последнее время и формализованные  языки программирования (Бейсик, Алгол, Фортран и т. д.). Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны.

      Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки  позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения  и выражения объемного мыслительного  материала.

      Наконец, искусственные языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны.

      Завершая  анализ проблемы сознания, необходимо еще раз кратко остановиться на его  общественной природе. Сознание возникает  и развивается в той системе  бытия, которая выступает как  человеческий способ существования  в мире. Этим способом бытия является деятельность, прежде всего практическая, преобразующая деятельность. В ходе этой деятельности человек создает "вторую природу", человеческую среду  обитания, созидает культуру. Опыт этого  созидания и находит свое выражение  и отражение в человеческом сознании.

      Но  само созидание второй природы, а  значит, и культуры имеет общественную природу и осуществляется через  коллективную деятельность. Поэтому  и формы отражения сознания носят  социальный характер, выступают как  коллективные отражения. Иными словами, индивид, лишь будучи включенным в определенные социальные образования и в их деятельность, способен приобщаться к этим "коллективным отображениям".

      Проще говоря, индивидуальное сознание приобщается  к общественному не через пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и в конкретные формы общения в ее ходе.

      Так закладывается основа закрепления  в общественном сознании определенных представлений и норм, идеалов и т. д., регулирующих, программирующих отношение человека к природному и социальному миру, оказывается возможной совместная деятельность людей данного поколения и передача культуры от него последующим поколениям.

      Сознание таким образом, возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства.

      А поскольку практически-преобразующая  деятельность общественного человека многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих  формах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское  сознание, а также в виде науки.

      Анализ  этих форм, а также уровней общественного  сознания, духовного производства и  духовной жизни, в целом духовной культуры предстоит осуществить  позднее, в процессе рассмотрения философско-социологических  проблем.

Информация о работе Сознание: его сущность и генезис