Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:21, лекция
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
Проблема сознания и ее место в философии.
Структура сознания и его функции.
Материальные предпосылки возникновения сознания.
Сознание как высшая форма отражения действительности.
3. Материальное и идеальное.
4. От психики животных к сознанию человека.
Происхождение сознания.
5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям.
К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.
Эти
особенности в соотношении
Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т. д.
Больше
того, формируются искусственные
языки - язык математики, других наук, а
в последнее время и
Немаловажно
уже то, что в этих языках преодолена
многозначность терминов, свойственная
естественным языкам и недопустимая
в науке. Искусственные языки
позволяют в предельно сжатой
форме выражать определенные понятия,
выполняют функции своеобразной
научной стенографии, экономного изложения
и выражения объемного
Наконец, искусственные языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны.
Завершая анализ проблемы сознания, необходимо еще раз кратко остановиться на его общественной природе. Сознание возникает и развивается в той системе бытия, которая выступает как человеческий способ существования в мире. Этим способом бытия является деятельность, прежде всего практическая, преобразующая деятельность. В ходе этой деятельности человек создает "вторую природу", человеческую среду обитания, созидает культуру. Опыт этого созидания и находит свое выражение и отражение в человеческом сознании.
Но само созидание второй природы, а значит, и культуры имеет общественную природу и осуществляется через коллективную деятельность. Поэтому и формы отражения сознания носят социальный характер, выступают как коллективные отражения. Иными словами, индивид, лишь будучи включенным в определенные социальные образования и в их деятельность, способен приобщаться к этим "коллективным отображениям".
Проще говоря, индивидуальное сознание приобщается к общественному не через пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и в конкретные формы общения в ее ходе.
Так закладывается основа закрепления в общественном сознании определенных представлений и норм, идеалов и т. д., регулирующих, программирующих отношение человека к природному и социальному миру, оказывается возможной совместная деятельность людей данного поколения и передача культуры от него последующим поколениям.
Сознание таким образом, возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства.
А
поскольку практически-
Анализ этих форм, а также уровней общественного сознания, духовного производства и духовной жизни, в целом духовной культуры предстоит осуществить позднее, в процессе рассмотрения философско-социологических проблем.