Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:21, лекция
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
Проблема сознания и ее место в философии.
Структура сознания и его функции.
Материальные предпосылки возникновения сознания.
Сознание как высшая форма отражения действительности.
3. Материальное и идеальное.
4. От психики животных к сознанию человека.
Происхождение сознания.
5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
Заключая первый раздел лекций, следует отметить, что сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время З. Фрейд. Фрейд (Freud) Зигмунд (род. 6 мая 1856г, Австро-Венгрия – ум. 23 сент. 1939г, близ Лондона) – австр. невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 – профессор невропатологии в Вене, с 1938 – в Англии.
Фрейд – создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов.
Он высказал ряд важных
Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т. д.
Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.
О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду 1О 52 0 бит информации, тогда как на бессознательном - 1О 59 0 бит. Для самосознания личности эта информация оказывается "закрытой", но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.
Мы
дали общую характеристику сознания.
Теперь настало время перейти
к более глубокому раскрытию
его сущности путем всестороннего
анализа его соотношения с
материей. А это предполагает, во-первых,
рассмотрение сознания как высшей формы
отражения материи; во-вторых, как
функции особым образом организованной
материи, функции человеческого
мозга, наконец, в-третьих, как продукта,
причем высшего продукта, эволюции
материи. По этим основным направлениям
мы и пойдем в дальнейшем в анализе
сущности сознания.
Философы – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.
Философы - материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание, по отношению к материи, носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:
Надо сказать, что перед философами материалистических взглядов встала непростая для решения проблема: каким образом, в ходе эволюции, из необладающей сознанием материи возникает материя, наделенная сознанием?
В некоторых учебниках по данному вопросу, говоря об идеализме, констатируется, что, дескать, идеализм «снимает» эту проблему простой констатацией первичности сознания по отношению к материи. На самом деле это не соответствует действительности.
Вспомните, Платон, будучи объективным идеалистом, но диалектиком, полагал, что нельзя понять сущность идей без их противопоставления миру материальных вещей, самой материи. Вот почему именно Платон был вынужден ввести в философию понятие «материи» для адекватного объяснения сущности сознания, «мира идеальных сущностей».
Как же материалисты разрешили эту не простую, но достаточно сложную проблему?
Одна часть материалистов просто обходила эту сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. гиле- материя, зоо- жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении сознания и о необходимых для этого предпосылках.
Последующее развитие философской мысли, особенно в XIX в., привело к появлению философии марксизма, представители которого (К. Маркс, Ф. Энгельс) доказали, что всей материи присуще не способность к ощущениям, а свойство отражения, т.е. предпосылкой возникновения сознания является отражение.
Что же такое отражение с философской точки зрения?
Отражение есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств или признаков одной системы в другой.
Поскольку материя имеет различные уровни организации, постольку соответственно существуют различные, историко – генетические формы отражения. К уровням организации материи относятся: а) неживая природа; б) растительный мир; в) животный мир; г) человеческий мир (социум).
Соответственно каждому из них по порядку относятся формы отражения: а) элементарные формы отражения, которые носят пассивный характер; б) раздражимость, как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители; в) чувствительность как способность к ощущениям; г) сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.
В целом, если сравнить живую природу с неживой, то обнаружим, что в живой природе организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействию. В живом мире чувствительность, как правило, уже связана с развитием нервной системы у животных и наличием пяти органов чувств. Здесь ощущения проявляются как способность отражать отдельные свойства или признаки предметов и явлений.
С развитием центральной нервной системы и ее главного носителя или отдела – головного - мозга появляется психическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга?
Прежде всего тем, что психика животных базируется на инстинктах и, как правило, животные приспосабливаются к окружающей среде, а психика человека, основным фундаментом которой является сознание как опосредованная и активная форма отражения мира, таким образом оказывает предметно – практическое воздействие на окружающий мир.
Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию.
Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им.
Во-вторых,
с возникновением абстрактного мышления
психика человека перестала быть
привязанной к непосредственным
чувственным образам, появилась
возможность отлета мысли от непосредственно
данного, возможность не только отражать
действительность и приспосабливаться
к ней, но и изменять ее, творить
новую действительность, т. е. формируется
творчески-конструкторская
Наконец,
отражение приобретает
Наряду с этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением общественного бытия.
Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с уровнем организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических систем.
Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку разумному.
Этот
аспект соотношения материи и
сознания и предстоит рассмотреть
дальше.
Что же такое «идеальное»? Эта проблема идеального, его природы и сущности, занимает достойное место в истории развития философской мысли. Уже в античной философии Платон поставил перед собой сложную задачу: раскрыть природу и сущность идеального бытия как такового. Он, будучи философом - диалектиком, понял, что раскрыть природу и сущность идеального бытия мира нельзя без уяснения природы и сущности материального бытия мира. С этой целью он и вводит в философский категориальный аппарат понятие «материи» как косной и пассивной субстанции, через которую и раскрывается «подлинная» активность и сущность бытия идеального как такового.
Другое дело, что Платон эту проблему не решил и ее разрешение растянулось на целые столетия, вплоть до XIX в. Да и сегодня, в современной философии, неоднозначно понимается ее природа, сущность и значение.
В XIX в. философы – марксисты К. Маркс и Ф. Энгельс поставили перед собой задачу философски обосновать и раскрыть философскую природу и сущность бытия идеального.
До XIX в. все многообразные формы решения проблемы идеального тяготеют к идеалистическим и материалистическим толкованиям.
Идеалисты полагали, что идеальное – это особая субстанция, противостоящая материальному миру. Домарксовские материалисты (Демокрит, Спиноза, Дидро, Фейербах и др.) полагали, что идеальное – это образ как результат отражения одного материального тела в другом, т.е. идеальное выполняло функцию особым образом организованной материи.
Представители же вульгарного материализма (Фогт, Бюхнер, Молешотт и.др.) отождествили идеальное с материальными, нервно – физиологическими структурами мозга и их отправлениями.