Сознание: его сущность и генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:21, лекция

Описание работы

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.

Содержание

Проблема сознания и ее место в философии.

Структура сознания и его функции.
Материальные предпосылки возникновения сознания.

Сознание как высшая форма отражения действительности.

3. Материальное и идеальное.

4. От психики животных к сознанию человека.

Происхождение сознания.

5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки

Работа содержит 1 файл

Сознание, его сущность и генезис.docx

— 50.44 Кб (Скачать)
>    В целом, представители домарксовского материализма исходили из понимания человека как части природы, не доводя понимания человека как продукта труда, преобразующего как внешний мир, так и самого себя, свой внутренний мир. Вот почему идеальное, в силу этого, и не могло быть понято как результат и деятельная функция  трудовой, практически – предметной деятельности общественного человека, как образ внешнего мира, возникающий в мыслящим теле не в виде результата пассивного содержания, а как продукт и форма активного преобразования природы трудом многих поколений людей. Это и дало основание К. Марксу сделать вывод, что «идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

    Философ П.В. Копнин писал, что «идеальное – это то, что отражает свойства материального, но само этими свойствами не обладает».  Э.В. Ильенков окончательно ставит точку: «Идеальное есть не что иное, как форма вещи, но существующее вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа, идеального нет».

    Какие здесь напрашиваются выводы?

    1. Идеальное по своей природе  и сущности носит вторичный,  производный характер, т.е. оно  есть инобытие материального.

    2. Идеальное есть субъективный  образ объективного мира, т.е.  оно тесно связано с сознанием  человека, с человеческим мозгом, ибо нормальная физиологическая  деятельность мозга является  необходимой материальной основой  идеального, сознания в целом.

    3. Основным фундаментом идеального  является практика как предметно  – материальная деятельность, направленная  на познание и преобразование  мира.

        Другими словами, не случайно ведь Э. Ильенков подчеркнул, что идеальное - это форма вещи, но находящаяся вне ее, т.е. в практике. Поэтому результат наших мыслей обнаруживает себя в вещных, материальных образованиях, но истоки их находятся за их пределами. Такова природа и логика становления сущности идеального как всеобщей конструкции бытия.

    4. Идеальное всегда носит конструктивный, творческий характер, направленный на поступательное, прогрессивное преобразование мира.

    Идеальное бездеятельным быть не может. И все таки: где же истоки  мыслей? Где они находятся: в мозгу или за его пределами? Ответ один – в практике.

      Теперь  необходимо обратиться к проблеме происхождения  сознания, к обоснованию тезиса: сознание есть продукт эволюции, развития материи. Тем самым мы дополним логический подход к анализу сознания подходом генетическим, историческим. 
 
 
 
 
 
 

      
    1. От  психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания.

      Если  подойти к проблеме возникновения  сознания в крупном, глобальном плане, то этот процесс органически связан с двумя грандиозными по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скачками в развитии материального  мира. Первый из них - скачок от неживого к живому, приведший к появлению биологической формы движения материи и началу эволюции живых форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного состояния к человеку и человеческому обществу, который одновременно был скачком от психики животных к человеческому сознанию.

      Мы  не останавливаемся специально на проблемах, связанных с появлением жизни  на Земле, хотя они важны и интересны, принимая как факт, что жизнь возникла естественным путем.

      Дальнейшая  эволюция живых форм, составляющая предысторию формирования человека и его сознания, исследована Ч. Дарвиным и его последователями.

      Именно  в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и  предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики  животных к человеку и человеческому  сознанию.

      Но  в чем суть скачка? Для ответа на этот вопрос, очевидно, следует выяснить, чем отличается сознание человека от психики животных. Эти отличия  можно свести к трем основным: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет  у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна  творчески-конструкторская функция.

      Таково  главное содержание очерченного  выше скачка. Однако при всей его  глубине он был подготовлен еще  в пределах животного царства, где  у высших животных формируются животные, биологические формы труда, зачатки  орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а  также получает определенное развитие звуковая сигнализация.

      Однако  это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы.

      Социальная  обусловленность возникновения  и развития сознания обоснована в  известном труде Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения  обезьяны в человека". Здесь развита  трудовая теория антропогенеза и  генезиса человеческого сознания. Ф. Энгельс указывает и биологические  факторы, подготовившие почву для  становления человека; переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также стадность. Однако определяющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыграли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми.

      Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное  сознание с зачатками логического  мышления, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный  характер. Сознание на этом этапе еще  было непосредственно вплетено в  материальную деятельность людей.

      Глубокий  качественный сдвиг в труде и  сознании произошел с началом  изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд.

      Именно  на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал  на формирование сознания?

      Прежде  всего труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели.

      Именно  эти моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда  в том и состоит, что его  результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как внутренний образ, как  потребность, как побуждение и как  цель. Этим в первую очередь и  объясняется, что сознание могло  сложиться лишь в процессе труда.

      Труд, связанный с изготовлением орудий труда, опять-таки "работал" на формирование абстрактного мышления, поскольку он требует абстрагирования от непосредственных, биологических потребностей, так  как направлен на создание лишь средств  удовлетворения этих потребностей.

      Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания.

      В процессе труда и в тесной связи  с ним осваиваются и определенные логические операции, например, анализа  и синтеза, вырастающие на основе практического анализа и синтеза.

      Но  труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение  сознания и его развитие тесно  связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и  координации действий членов первобытного коллектива в процессе совместного  труда. Он так же древен, как и  сознание.

      Язык  выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял успехи в  развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка.

      Кроме того, через посредство языка как  средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось  достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством  передачи социального опыта от поколения  к поколению, обеспечивал аккумулирование  этого опыта и тем самым  точно так же способствовал развитию сознания. А в тесной связи с  трудом и языком важнейшую роль играл  в развитии сознания первобытный  коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал  и передавал от поколения к  поколению опыт освоения мира, обеспечивал  непрерывность и преемственность  процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезъяны постепенно превратился в человеческий мозг.

      Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно  развивающийся на базе труда и  всей системы общественных отношений  между членами общества.

      Теперь, когда мы рассмотрели процесс  становления человеческого сознания, вскрыли роль труда и языка  в этом процессе, остановимся несколько  более подробнее на вопросе о соотношении языка и мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сознание  и язык. Естественные и искусственные  языки.

      Выше  мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с  развитием труда и общества. При  этом одной из предпосылок его  возникновения на биологическом  уровне явились существующие уже  у высших животных системы звуковой сигнализации.

      В языке с особой отчетливостью  обнаруживает себя общественная природа  сознания. Язык так же древен, как  и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее однако, и противоречий между ними.

      Сущность  языка обнаруживает себя в его  функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления.

      В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как  единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.

      Но  язык не только средство общения, но и  орудие мышления, средство выражения  и оформления мыслей.

      Дело  в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и  усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы.

      Выполнение  языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого  рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах  обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать  в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т. е. в  роли знака понятия.

      Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания.

      В языковых формах наши представления, чувства  и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут  стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое  в наши дни приобрели средства массовой информации.

      Вместе  с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т. д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры.

Информация о работе Сознание: его сущность и генезис