Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:21, лекция
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
Проблема сознания и ее место в философии.
Структура сознания и его функции.
Материальные предпосылки возникновения сознания.
Сознание как высшая форма отражения действительности.
3. Материальное и идеальное.
4. От психики животных к сознанию человека.
Происхождение сознания.
5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
Философ П.В. Копнин писал, что «идеальное – это то, что отражает свойства материального, но само этими свойствами не обладает». Э.В. Ильенков окончательно ставит точку: «Идеальное есть не что иное, как форма вещи, но существующее вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа, идеального нет».
Какие здесь напрашиваются выводы?
1. Идеальное по своей природе и сущности носит вторичный, производный характер, т.е. оно есть инобытие материального.
2.
Идеальное есть субъективный
образ объективного мира, т.е.
оно тесно связано с сознанием
человека, с человеческим мозгом,
ибо нормальная
3.
Основным фундаментом
Другими словами, не случайно ведь Э. Ильенков подчеркнул, что идеальное - это форма вещи, но находящаяся вне ее, т.е. в практике. Поэтому результат наших мыслей обнаруживает себя в вещных, материальных образованиях, но истоки их находятся за их пределами. Такова природа и логика становления сущности идеального как всеобщей конструкции бытия.
4. Идеальное всегда носит конструктивный, творческий характер, направленный на поступательное, прогрессивное преобразование мира.
Идеальное бездеятельным быть не может. И все таки: где же истоки мыслей? Где они находятся: в мозгу или за его пределами? Ответ один – в практике.
Теперь
необходимо обратиться к проблеме происхождения
сознания, к обоснованию тезиса:
сознание есть продукт эволюции, развития
материи. Тем самым мы дополним логический
подход к анализу сознания подходом
генетическим, историческим.
Если подойти к проблеме возникновения сознания в крупном, глобальном плане, то этот процесс органически связан с двумя грандиозными по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скачками в развитии материального мира. Первый из них - скачок от неживого к живому, приведший к появлению биологической формы движения материи и началу эволюции живых форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного состояния к человеку и человеческому обществу, который одновременно был скачком от психики животных к человеческому сознанию.
Мы не останавливаемся специально на проблемах, связанных с появлением жизни на Земле, хотя они важны и интересны, принимая как факт, что жизнь возникла естественным путем.
Дальнейшая эволюция живых форм, составляющая предысторию формирования человека и его сознания, исследована Ч. Дарвиным и его последователями.
Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию.
Но
в чем суть скачка? Для ответа
на этот вопрос, очевидно, следует выяснить,
чем отличается сознание человека от
психики животных. Эти отличия
можно свести к трем основным: 1) человеку
свойственно абстрактное, понятийное
мышление, отсутствующее у животных;
2) человек пользуется языком, второй
сигнальной системой, которой нет
у животных; 3) человек способен не
только отражать мир в своем сознании,
но и целенаправленно его
Таково главное содержание очерченного выше скачка. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших животных формируются животные, биологические формы труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие звуковая сигнализация.
Однако это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы.
Социальная
обусловленность возникновения
и развития сознания обоснована в
известном труде Ф. Энгельса "Роль
труда в процессе превращения
обезьяны в человека". Здесь развита
трудовая теория антропогенеза и
генезиса человеческого сознания. Ф.
Энгельс указывает и
Инстинктивные
на первых порах формы трудовой деятельности
наших далеких предков в
Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд.
Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания?
Прежде всего труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели.
Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда.
Труд,
связанный с изготовлением
Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания.
В
процессе труда и в тесной связи
с ним осваиваются и
Но
труд с самого начала был коллективным
трудом, и он не мог носить иной характер
при примитивности
Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка.
Кроме
того, через посредство языка как
средства общения то, чего достиг один
из членов коллектива, становилось
достоянием всех. А наряду с этим
язык служил важнейшим средством
передачи социального опыта от поколения
к поколению, обеспечивал аккумулирование
этого опыта и тем самым
точно так же способствовал развитию
сознания. А в тесной связи с
трудом и языком важнейшую роль играл
в развитии сознания первобытный
коллектив, общение его членов. Именно
первобытный коллектив
Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развивающийся на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества.
Теперь,
когда мы рассмотрели процесс
становления человеческого
Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее однако, и противоречий между ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления.
В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.
Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей.
Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы.
Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т. е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания.
В
языковых формах наши представления, чувства
и мысли приобретают
Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т. д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры.