Сознание: его сущность и генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:21, лекция

Описание работы

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.

Содержание

Проблема сознания и ее место в философии.

Структура сознания и его функции.
Материальные предпосылки возникновения сознания.

Сознание как высшая форма отражения действительности.

3. Материальное и идеальное.

4. От психики животных к сознанию человека.

Происхождение сознания.

5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки

Работа содержит 1 файл

Сознание, его сущность и генезис.docx

— 50.44 Кб (Скачать)

      Лекция  №1

      Сознание, его сущность и  генезис

  1. Проблема сознания и ее место в философии.

          Структура сознания и его функции.

  1. Материальные предпосылки возникновения сознания.

      Сознание  как высшая форма отражения действительности.

     3.  Материальное и идеальное.

     4.  От психики животных к сознанию человека.

          Происхождение сознания.

     5.  Сознание и язык. Естественные и искусственные языки. 

    1. Проблема  сознания и ее место  в философии.

            Структура сознания  и его функции.

      Философия ставит в центр своего внимания как  основной вопрос отношение материи  и сознания, а тем самым и  проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что  вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен  для правильного понимания места  и роли человека в мире.

      Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими  исходных мировоззренческих и методологических установок.

      В современных условиях углубленная  разработка философских вопросов сознания диктуется к тому же развитием  информатики и компьютеризацией человеческой деятельности, обострением  ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей.

      Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем  вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько  сложен, что его исследует целый  ряд наук - психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др.

      При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в  рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую  установку в подходе и сознанию. Это придает решению вопроса  о природе сознания с философских  позиций особый, дополнительный смысл  и значение.

      При этом философия, в отличие от других наук, исследует общую природу  сознания. И здесь, при подобном подходе  к сознанию сталкиваются две альтернативные принципиально противоположные позиции - материалистическая и идеалистическая, а также близкая к последней - религиозная.

      Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его  в качестве продукта души, превращая  сознание в нечто таинственное и  недоступное рациональному, с научных  позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение  материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки  зрения оно является продуктом развития материального мира.

      Обширные  данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них  реализованы, запечатлены знания, мысли  и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает  различные стороны сознания.

      Наконец, очень тесно можно сказать, органически  связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный  анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен  для осмысления сущности, природы  сознания.

      При этом главное, о чем следует постоянно  помнить, состоит в том, что "нельзя отделить мышление от материи, которая  мыслит".

      Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная  реальность, характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи.

      Иными словами, сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность вся  пронизана сознанием и без  него не существует. Но бытие - более  широкая система, и сознание выступает  как условие и средство для  того, чтобы человек мог вписаться  в эту более широкую, целостную  системы бытия.

      Сознание, как определяемое бытием, выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением.

      При этом сама эволюция форм отражения  определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей  отражения с окружающей средой. У  человека это взаимодействие реализуется  в практически-преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ.

      Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна  в его органической связи с  языком и в особенности - с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения.

      К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается  и развивается у каждого нового поколения только в обществе через  деятельность и общение с себе подобными.

      После этих предварительных замечаний  попытаемся разобраться, какова структура, организация сознания, какие основные элементы оно включает.

      Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

      Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.

      Далее, видимо, следует  назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности.

      Но  мы не только знаем нечто и нечто  запоминаем. Сознание неотделимо от выражения  определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения  в виде эмоций.

      К эмоциональной сфере сознания относятся  собственно чувства радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты  или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т. д.

      К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент  сознания (которого, кстати, многим из нас так часто не хватает), каким  является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

      Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

      Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

      Самосознание - исторический продукт, оно формируется  лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно  является и продуктом индивидуального  развития: у ребенка его основания  закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.

      В развитии, динамике самосознания можно  выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.

      Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

      Самый высокий уровень (третий) развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки.

      Таким образом, самосознание характеризует  не только самопознание, но и сопоставление  себя с некоторым идеалом "Я", а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности  или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком  своего "Я" опять-таки может реализоваться  лишь через сопоставление себя с  другими людьми.

      Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в  ходе коллективной деятельности и человеческого  общения.

      Самосознание  характеризуется  двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир.

      Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры.

      При этом в оценках и самооценках  возможны и ошибки. Проверка и корректировка  здесь возможны при условии внимательного  отношения к оценкам других людей  и трезвого сопоставления с ними своих самооценок.

      Поэтому самосознание не только возникает в  процессе совместной деятельности и  общения с другими людьми, но и  постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

      А теперь зададимся следующим вопросом: каково назначение, а точнее, каковы основные функции сознания?

      Первая  и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.

      Вторая, тесно связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук.

      Третья  функция - регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

      Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

      Можно еще указать систематизирующую  функцию, критически-оценочную и  описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

      Все сказанное ранее позволяет нам  дать общую характеристику сознания.

      Сознание - это высшая, свойственная только человеку и  связанная с речью  функция мозга, состоящая  в обобщенном и  целенаправленном отражении  действительности, в  предварительном  мысленном построении действий и предвидении  их результатов, в  разумном регулировании  и самоконтролировании поведения человека.

Информация о работе Сознание: его сущность и генезис