Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:21, лекция
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
Проблема сознания и ее место в философии.
Структура сознания и его функции.
Материальные предпосылки возникновения сознания.
Сознание как высшая форма отражения действительности.
3. Материальное и идеальное.
4. От психики животных к сознанию человека.
Происхождение сознания.
5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
Лекция №1
Сознание, его сущность и генезис
Структура сознания и его функции.
Сознание
как высшая форма отражения
3. Материальное и идеальное.
4. От психики животных к сознанию человека.
Происхождение сознания.
5. Сознание и язык. Естественные и искусственные
языки.
Структура сознания и его функции.
Философия
ставит в центр своего внимания как
основной вопрос отношение материи
и сознания, а тем самым и
проблему сознания. Значение этой проблемы
обнаруживается уже в том, что
вид, к которому принадлежим мы, люди,
обозначают как человек разумный.
Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ
сущности сознания исключительно важен
для правильного понимания
Уже
поэтому проблема сознания изначально
привлекала самое пристальное внимание
философов при выработке ими
исходных мировоззренческих и
В современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей.
Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др.
При
этом рассмотрение отдельных аспектов
сознания как специфически человеческой
формы регуляции взаимодействия
человека с действительностью в
рамках различных дисциплин всегда
опирается на определенную философско-мировоззренческую
установку в подходе и
При этом философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания. И здесь, при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативные принципиально противоположные позиции - материалистическая и идеалистическая, а также близкая к последней - религиозная.
Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира.
Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания.
Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания.
При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том, что "нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит".
Сознание,
как и материя, это реальность.
Но если материя это объективная
реальность, характеризующаяся
Иными словами, сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы бытия.
Сознание, как определяемое бытием, выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением.
При
этом сама эволюция форм отражения
определяется не изнутри, а на основе
определенных взаимоотношений носителей
отражения с окружающей средой. У
человека это взаимодействие реализуется
в практически-преобразующей
Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения.
К
тому же сознание не только изначально
формировалось в первичных
После этих предварительных замечаний попытаемся разобраться, какова структура, организация сознания, какие основные элементы оно включает.
Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.
Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.
Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности.
Но
мы не только знаем нечто и нечто
запоминаем. Сознание неотделимо от выражения
определенного отношения к
К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т. д.
К
названным ранее следует
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.
В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.
Самый высокий уровень (третий) развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки.
Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом "Я", а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего "Я" опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир.
Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры.
При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок.
Поэтому
самосознание не только возникает в
процессе совместной деятельности и
общения с другими людьми, но и
постоянно проверяется и
А теперь зададимся следующим вопросом: каково назначение, а точнее, каковы основные функции сознания?
Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.
Вторая, тесно связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук.
Третья функция - регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.
Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Можно еще указать систематизирующую функцию, критически-оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.
Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.