Советский период культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-х ГОДАХ….…3

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………..5

КУЛЬТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ……………………………………..6

ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 40 Е ГОДЫ…………..6

КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..7

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ……………..7

ГЛАВА 3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 50-60-х ГОДАХ……..9

КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..9

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В НАУКЕ…………………………………………….10

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………….11

ДИСИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ……………………………………………12

ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 60-80-х ГОДАХ…….13

ГЛАВА 5 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 90-х ГОДАХ………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

15.

трудностью  раздела собственности, принадлежавшей союзам. Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление  цензуры вызвало бурный поток  публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение И осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет  существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники". 80-е годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе). Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года "толстые" литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались "полочные" (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов. Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе. Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока "возвращенной" художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, И.Бродского, а также В.В.Набокова, Э.Лимонова, В.Аксенова, М.Шемякина, Э.Неизвестного. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.  Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими

16.

событиями у нас в стране. Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция. К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Итак, культура СССР — это сложное, противоречивое явление, обладающее внутренним единством. Октябрь 1917 г. выдвинул задачу осуществления культурной революции, включающую задачи создания нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщения миллионов людей к азам культуры; освоения мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Это были реальные и демократические задачи, во многом выполненные Советским государством. В кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образования, которой можно гордиться. Широкие народные массы приобщились к достижениям мировой культуры. Успехи советских ученых обеспечили многим отраслям науки передовые позиции. Художественная культура создала блестящие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.

      Культуре  советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести  следующие: господство в культуре официальной  идеологии марксизма-ленинизма; тотальный  контроль государства над культурными  учреждениями, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.

      Россия  прошла путь из культурной изоляции –  к интеграции с европейской культурой.

      Возник  разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила  Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и

      17.

      светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской  этнической культуры.

      Разрыв  между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.

      В советское время этот разрыв был  в значительной мере преодолен благодаря  развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного обучения, созданию многочисленного слоя образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиозно-нравственные), а выезд из страны после революции и гибель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обучения специалистов существенно снизили культурный потенциал интеллигенции. Последствия пережитого русской культурой разрыва между этническим и национальным ощущаются до сих пор.

      В течение ХIХ – ХХ веков русская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.

      Что ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но сохранить ее наследие – одна из главных задач моего и будущих поколений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Культурология : — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
  2. А.Н. Маркова История мировой культуры — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с
  3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000. -350с
  4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990. -230с
  5. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб:     Изд-во «Лань», 1997. – 512 с.
  6. Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Лань», 2001.-832 с.
  7. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001. – 496 с.
  8. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой – М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. – 368 с.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19.

Информация о работе Советский период культуры России