Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 10:58, контрольная работа
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-х ГОДАХ….…3
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………..5
КУЛЬТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ……………………………………..6
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 40 Е ГОДЫ…………..6
КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..7
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ……………..7
ГЛАВА 3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 50-60-х ГОДАХ……..9
КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..9
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В НАУКЕ…………………………………………….10
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………….11
ДИСИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ……………………………………………12
ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 60-80-х ГОДАХ…….13
ГЛАВА 5 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 90-х ГОДАХ………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….19
15.
трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам. Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.
Ослабление
цензуры вызвало бурный поток
публикаций на ранее запретные темы.
На первый план выдвинулось обсуждение
И осуждение "деформаций социализма",
которых накопилось немало за 70 лет
существования советской
16.
событиями
у нас в стране. Вместе с тем ликвидация
цензуры и политика "открытых дверей"
в культурном обмене имели и негативную
сторону. В страну устремились сотни проповедников
различных конфессий, религиозных школ
и сект, которые формировали свои отделения
в СССР. На смену идеологическому диктату
в искусстве пришел диктат рынка. В поток
массовой западной культуры вливалась
низкопробная отечественная продукция.
К концу перестройки государственная
культурная политика должна была решать
принципиально новые задачи: как обеспечить
поддержку высокого уровня отечественной
культуры в рыночных условиях и цивилизованными
мерами регулировать распространение
массовой культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, культура СССР — это сложное, противоречивое явление, обладающее внутренним единством. Октябрь 1917 г. выдвинул задачу осуществления культурной революции, включающую задачи создания нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщения миллионов людей к азам культуры; освоения мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Это были реальные и демократические задачи, во многом выполненные Советским государством. В кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образования, которой можно гордиться. Широкие народные массы приобщились к достижениям мировой культуры. Успехи советских ученых обеспечили многим отраслям науки передовые позиции. Художественная культура создала блестящие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.
Культуре советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма-ленинизма; тотальный контроль государства над культурными учреждениями, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.
Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.
Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и
17.
светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.
Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.
В советское время этот разрыв был в значительной мере преодолен благодаря развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного обучения, созданию многочисленного слоя образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиозно-нравственные), а выезд из страны после революции и гибель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обучения специалистов существенно снизили культурный потенциал интеллигенции. Последствия пережитого русской культурой разрыва между этническим и национальным ощущаются до сих пор.
В течение ХIХ – ХХ веков русская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.
Что
ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но
сохранить ее наследие – одна из
главных задач моего и будущих поколений.
18.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
19.