Советский период культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-х ГОДАХ….…3

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………..5

КУЛЬТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ……………………………………..6

ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 40 Е ГОДЫ…………..6

КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..7

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ……………..7

ГЛАВА 3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 50-60-х ГОДАХ……..9

КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..9

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В НАУКЕ…………………………………………….10

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………….11

ДИСИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ……………………………………………12

ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 60-80-х ГОДАХ…….13

ГЛАВА 5 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 90-х ГОДАХ………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

      В 60-х гг. академики В. И. Векслер и Г. И. Будкер  разработали принципиально новые направления ускорительной техники для использования элементарных частиц. Группой ученых под руководством Г. Н. Флерова был открыт 102-й трансурановый элемент и синтезирован 104-й элемент периодической системы Д. И. Менделеева. В области квантовой электроники Н. Г. Басов и А. М. Прохоров осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. За эти разработки они были удостоены Нобелевской премии в 1964 г. Теоретические и экспериментальные исследования физики нейтрино и слабых

      10.

      взаимодействий  были выполнены академиком Б. М. Понтекорво И. М. Лившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов. Ученые Р. В. Хохлов и С. А. Ахманов внесли большой вклад в развитие нелинейной оптики, изучающей влияние среды на характер оптических явлений при высокой интенсивности света, а также голографии, позволяющей получить объемные изображения предмета.

      Получила  дальнейшее развитие биологическая  наука, хотя ей был нанесен серьезный  ущерб «исследованиями» Т. Д. Лысенко . П. П. Лукьяненко создал перспективный сорт озимой пшеницы «Безостая-1»; В. С. Пустовойт— сорт подсолнечника, отличающийся высокой масличностью; М. И. Вольский открыл свойство животных и растений усваивать азот из атмосферы; за работу по развитию хромосомной теории мутаций был удостоен Ленинской премии академик Н. П. Дубинин.

      Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы — А. А. Вишневский, А. М. Амосов К. Н. Куприянов; лечение туберкулеза — Л. К. Богуш; получение препарата для лечения полиомиелита — А. А. Смородинцев, М. П. Чумаков. Все это подтверждает, что в 50-х — первой половине 80-х гг. советские ученые занимали передовые позиции по многим направлениям теоретических и экспериментальных исследований в физике, математике, естествознании и других науках.

      В конце 50-х гг. произошло некоторое  раскрепощение в исторической науке, выразившееся в отходе от догм краткого курса истории ВКП (б), разоблачении культа личности И. В. Сталина, реабилитации незаконно репрессированных в период сталинизма. Это означало наступление «оттепели» в политической и духовной жизни советского общества. В этот период получили философское освещение глобальные социально-политические катастрофы XX в. В художественной культуре возникла тема ответственности за злодеяния перед человечеством. 

Преобразования  в литературе

Об оживлении  в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. К концу 50-х гг. в стране было издано 63,3 тыс. книг общим тиражом 1103 млн. экз., 3824 журнала и другой периодики, 10463 газеты разовым тиражом 59 млн. экз. (в 1940 г. было издано 45,8 тыс. книг тиражом 462 млн. экз., 8806 газет тиражом 38 млн. экз). Тенденция роста числа изданий и их тиражей сохранилась и в последующие десятилетия. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник»; возродилось издание журнала «Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов.

      11.

      В литературной и общественной жизни большую роль играл журнал «Новый мир», которым руководил замечательный поэт АЛ. Твардовский , Страницы журнала предоставлялись литературе демократического характера. Впервые на страницах журнала была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

      В литературе появились значительные произведения, в которых советская  действительность находила правдивое  отражение: «Русский лес» Л. Леонова, «Районные  будни» В. Овечкина, «Судьба человека»  М. Шолохова. 

Диссидентское движение

Между тем духовная жизнь советского общества в целом была сложна и противоречива. Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабел. Плохо разбирающийся в вопросах культуры Н. С. Хрущев считал возможным учить писателей, художников, как им работать.

      «Разоблачение отступления» (роман «Не хлебом единым»  В. Д. Дудинцева, и Б. Л. Пастернака (роман  «Доктор Живаго», опубликован за рубежом) от социалистического реализма отразило стремление консервативных сил  не допустить инакомыслия, сохранить  диктат административно-бюрократического руководства над культурой и искусством.

      Все это вызывало непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и  его противников, ставшее почвой диссидентского движения. Его подъем приходится на вторую половину б0-х  гг. Ярким проявлением диссидентского движения стало правозащитное движение. Правозащитники, требовавшие соблюдения положений Конституции страны, организовывали различные акции в защиту прав человека: распространяли листовки, печатали «самиздатом» правозащитные издания, в которых раскрывались нарушения прав человека; оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентства.

      Неравную  борьбу за духовное освобождение общества вел А. И. Солженицын, первые произведения которого («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции  Кочетовка») вызвали широкий отклик общественности, стали началом переворота в сознании людей1.

      Становились известными читателю произведения В. Шаламова «Колымские рассказы», сборники стихов «Огниво», «Дорога и судьба»; Е. Гинзбург «Крутой маршрут»; А. Т. Марченко «Мои показания», «От Тарусы до Чуны».

      Спектакли московских театров «Современник» и «Таганка» воспринимались как протест формирующемуся неосталинизму.

      Критерием диссидентства являлось неприятие, отрицание советской культуры, в  том числе позитивных процессов  в культуре. А это вело к активизации  маргинальных представлений о культуре, умалению значения всей культуры советского периода.

      Деятели культуры, выражавшие открыто протест  против казарменного строя, пытавшиеся заставить общество думать, оказывались  в тюрьмах или в эмиграции. Так, за пределами Родины в разные годы оказались писатели А. Солженицын, А. Зиновьев, В. Максимов, В. Некрасов, В. Аксенов, кинорежиссер А. Тарковский, поэт И. Бродский, музыкант М. Рострапович, певица Г. Вишневская и др. 

ГЛАВА 4  КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В в 60-80-х гг 

Советская культура 60—80-х гг., оставаясь сложной и противоречивой, приобретает черты разнообразия как по тематике, так и в художественных средствах. В литературе продолжали работать писатели, заявившие о себе в 50—60-х гг. Пришло и новое поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина»), В. Распутин («Деньги для Марии», «Последний срок»), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины») В. Астафьев («Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив» и др.)

      Противоречивость, загадочность культуры советского общества 50—80-х гг., проявляются также в том, что в условиях цензуры, идеологического давления. она давала замечательные, непревзойденные всходы во всех видах искусства.

      В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами: М. Савицкий, Т. Салахов, И. Глазунов, А. Шилов, братья А. и С. Ткачевы и др.

      Развивалось музыкальное искусство. Это были произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные оперно-балетные сочинения означали качественно новый этап в музыкальной культуре. В 60—80-х гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического.

      Огромную  популярность приобрели артисты  Е. Максимова, И. Колпакова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиспа, М. Сабирова, Н. Павлова  и др. Владея современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.

      Популярными стали песни В. Соловьева-Седого, А. Бабаджаняна, Д. Тухманова, А. Пахмутовой, Р. Паулса, Е. Мартынова. Для эстрады  было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры

      13.

      вокально-инструментальных ансамблей.

      Богата  тематика отечественной кинематографии: военно-патриотические, исторические фильмы Г. Чухрая, М. Калатозова, М. Хуциева, И. Хейфица, С. Бондарчука; успешная экранизация  произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А- Н. Островского, А. М. Горького. Зрителям многих стран стали известны фильмы С. Ростоцкого, С. Герасимова, С. Бондарчука, Э. Рязанова, Н. Михалкова, Г. Данелия. С, Соловьева, С. Говорухина.

      Неблагоприятно  сказывалась на развитии искусства  практика государственных заказов  на кинофильмы, запретов на публикацию художественных и публицистических произведений, организаций художественных выставок, исполнения некоторых музыкальных  произведений и т.д.

      Рассматривая  состояние культуры российского  общества в современных условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли в сферу духовной жизни  как позитивные, так и негативные моменты. Нельзя не признать, что в  области культуры свобода проявляется в большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это просматривается и в многообразии тематики, и сюжетов, и идейного содержания художественных произведений. Происходит духовное раскрепощение общества. Вместе с тем эти процессы противоречивы. Возвращение обществу забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К. Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам подвергается М. Горький за то, что он явился «основоположником метода социалистического реализма», хотя подобные обвинения давно продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в присвоении чужого труда, хотя эта ложь убедительно отвергнута современными лингвистическими и техническими средствами.

      Происходит  размывание традиционных форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры резко сокращается. В то же время широкое распространение  бытовой радиотехники приводит к  освоению домашних форм досуга, носящих лишь развлекательный характер.

      Остаточный  принцип финансирования сферы культуры, наметившийся в начале 30-х гг., окончательно утвердившийся в 80-х гг., в настоящее  время демонстрирует свои отрицательные  результаты. На подготовку одного специалиста в 1990 г. расходовалось в США в 5,4 раза, в Японии — в 4,7, в Англии — в 5,8 раза больше средств, чем у нас. В 1985 г. наблюдается тенденция снижения числа юношей и девушек, получивших среднее образование. В 1988 г. их было 3,8 млн. чел., т. е. на 1,2 млн. меньше, чем в 1980. В настоящее время закрепилась девятилетняя школа. Все больше подростков выбрасывается на улицу. Налаженная система образования

      14.

      разрушается. Формирующийся рынок оказывает  сильнейшее воздействие на состояние  российской культуры. Коммерциализация ведет не просто к сокращению культурного пространства в обществе, а к созданию атмосферы конкуренции, в которой терпит поражение слабый, т. е. незащищенная в финансовом отношении культура.

      Между тем история показывает, что любая  нация успешно развивается лишь тогда, когда она развивает свою национальную культуру, тогда, когда нация, вбирая культурные ценности других народов, сохраняет специфику своей культуры.

В настоящее  время культура находится в глубоком кризисе. На состояние культуры негативно воздействует не только формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающую экспансию западной массовой культуры, резкое падение значения социалистической идеологии. Разрушается инфраструктура культуры. Задача вернуть потерянные позиции в мировой культуре России сложна, однако пока разрешима 

ГЛАВА 5  КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 90-х гг

Обновление  системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для  всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее. Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества. Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического. Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось

Информация о работе Советский период культуры России