Советский период культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-х ГОДАХ….…3

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………..5

КУЛЬТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ……………………………………..6

ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 40 Е ГОДЫ…………..6

КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..7

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ……………..7

ГЛАВА 3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 50-60-х ГОДАХ……..9

КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..9

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В НАУКЕ…………………………………………….10

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………….11

ДИСИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ……………………………………………12

ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 60-80-х ГОДАХ…….13

ГЛАВА 5 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 90-х ГОДАХ………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образование учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский  государственный университет физической культуры»

Кафедра социально гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Культурология»

ТЕМА: «СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД КУЛЬТУРЫ РОССИИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы БЖД

Сидельников Алексей Сергеевич

Проверил: старший преподаватель

                       кафедры социальных наук

Васьков Денис Васильевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-х ГОДАХ….…3

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  В ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………..5

КУЛЬТУРА  РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ……………………………………..6

ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 40 Е ГОДЫ…………..6

КУЛЬТУРА В  ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..7

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ  В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ……………..7

ГЛАВА 3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 50-60-х ГОДАХ……..9

КУЛЬТУРА  В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..9

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ  В НАУКЕ…………………………………………….10

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ  В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………….11

ДИСИДЕНТСКОЕ  ДВИЖЕНИЕ……………………………………………12

ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 60-80-х ГОДАХ…….13

ГЛАВА 5 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 90-х ГОДАХ………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.

ВВЕДЕНИЕ 

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства. 
     XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Сложность анализа советского периода культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков.. 
          Культуру советского периода  нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода - это и "официально" признанная культура, и культура, находившаяся как бы "в тени", это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья. 
     Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.

Культура  России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности? 
     Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.     
 
 
 
 

2.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД КУЛЬТУРЫ РОССИИ

      ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-х гг. 

      С победой Октябрьской революции  советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской  идеологии и общественной собственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский. В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР.

      На  местах под контролем местных  Советов были образованы отделы народного  образования.

      С образованием СССР координация руководства  культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отходить органы управления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса.

      Политика  Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи.

      Тяжелое экономическое положение Советской  республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные  события нанесли значительный ущерб  российской культуре. Были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Неприязнь отрицательно настроенных слоев общества к интеллигенции, дворянству также привела к разрушению культуры: в пожарах гибли книги, произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы.

      Советская власть должна была энергично взяться  за восстановление и развитие культуры.

      Первоочередной  задачей культурного строительства  была ликвидация безграмотности 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на

      3.

      родном  или русском языке. Повсеместно  создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917—1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.

      В 1920 г. при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), которая на местах создавала курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы образования.

      После ряда экспериментов к концу 20-х  гг. система народного образования  была радикально перестроена: образование  стало доступным для рабочих  и крестьян, утверждена идеологическая основа образования — марксистское учение.

      Новая система образования включала в  себя начальную, среднюю, среднюю специальную  и высшую школы. В 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них — на 1,7 млн. чел. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодежи в институты в 1919 г. при вузах начали работать рабфаки. В 1920/21 учебном году насчитывалось 244 вуза.

Мировая и Гражданская войны сильно подорвали  научный потенциал России. Из более  чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки и возникали новые учреждения — специализированные научно-исследовательские институты. В 1917—1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г., возросло количество научных работников, составив 25 тыс. чел. к 1927 г. К концу 30-х гг. в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел. 

4.

Культурные  преобразования в литературе

      Социальные  потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения и в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели  искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А. И. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов.

      В 1934 г. возникла профессиональная организация литераторов — Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшийся в СССР М. Горький, пользующийся непререкаемым авторитетом в литературной и общественной жизни. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной России.

      В 20—30-х гг. получил развитие исторический роман. Вернувшийся из эмиграции в 1924 г. А.Н. Толстой писал роман «Петр I»

В 20-х гг. продолжало знакомить широкую публику с  российской живописью Товарищество передвижных выставок. Возникли новые  организации: Ассоциация пролетарских художников, Ассоциация художников революционной  России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью..

      Быстро  обновили свой репертуар драматические  театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции. Хотя театральное искусство, казалось, не испытывало потрясений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращения к зрителю. В 1920 г. В. Э. Мейерхольд выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакля. Однако поиск талантливого режиссера не увенчался успехом. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован.

      В 1918 г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы. В годы Гражданской войны были написаны песни как самодеятельными авторами, так и профессиональными композиторами.

Информация о работе Советский период культуры России