Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 10:58, контрольная работа
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 20-30-х ГОДАХ….…3
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………..5
КУЛЬТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ……………………………………..6
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 40 Е ГОДЫ…………..6
КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..7
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ……………..7
ГЛАВА 3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 50-60-х ГОДАХ……..9
КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..9
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В НАУКЕ…………………………………………….10
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………….11
ДИСИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ……………………………………………12
ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 60-80-х ГОДАХ…….13
ГЛАВА 5 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 90-х ГОДАХ………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….19
Репертуар музыкальных театров составляли в целом классические произведения. В 1927 г. Р. М. Глиэр написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки.
Значительным событием в культурной жизни советского общества был
5.
выход
на экраны страны кинокомедий Г. Александрова
«Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»,
«Светлый путь».
Культура русской эмиграции
Около 2 млн. россиян, покинувших родину после Октябрьской революции, оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20-х гг. образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Харбине, Софии. С учетом условий той или иной страны здесь формировались основы культурной жизни русской диаспоры. Культура русской эмиграции базировалась на традициях классической культуры. Своей задачей русская эмиграция видела в сохранении и развитии русской культуры. В налаживании духовной жизни эмиграции заметную роль играли русские газеты. В 1923 г. издавалось около 100 новых газет. В таких странах, как Чехословакия, Болгария, Югославия, открылись учебные заведения русской диаспоры. В Берлине сложились хорошие условия для издания произведений эмигрантских авторов. В среде зарубежной интеллигенции возникали различные идейно-политические течения, в которых отражались поиски путей возрождения России и ее культуры. Одним из таких течений было евразийство.
Произведения известных эмигрантских авторов публиковались в журналах «Современные записки», «Новый град», «Русская мысль», «Числа», «Русские записки».
Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы, находившиеся в эмиграции. С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитора и пианиста С. В. Рахманинова, виртуозно исполняющего собственные произведения и произведения западных композиторов. Ф.И. Шаляпин выдающийся русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучших театров мира, пропагандировал русское искусство и прежде всего творчество М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна.
Осложнение
международной обстановки в 30-х гг.
способствовало возобновлению в
среде эмигрантов споров о судьбе
России и возможности возвращения
на родину. Вернулись в Советский Союз
писатель А.И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева,
художник И.Я. Билибин. Но укреплявшаяся
советская тоталитарная система заставляла
многих отказаться от мысли о возвращении
на родину.
ГЛАВА
2 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 40-е
ГОДЫ
Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале
6.
войны
были созданы фронтовые бригады
и театры. В тяжелейших условиях военного
времени продолжали работать библиотеки,
музеи, театры. Многие учреждения культуры
были перебазированы из прифронтовых
районов на Восток. Так, Узбекистан принял
53 учебных заведения и академических учреждения,
около 300 творческих союзов и организаций.
Редчайшие книги из библиотеки им. В. И.
Ленина, Библиотеки иностранных языков,
Исторической библиотеки были вывезены
в Кустанай. В Перми разместились картины
Русского музея и Третьяковской галереи,
а сокровища Эрмитажа — в Свердловске.
К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные
районы около 60 театров.
Культура в образовании
На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР.
Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов — в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3—3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.
По
мере освобождения советской территории
началось восстановление сети учебных
заведений. К концу 40-х гг. численность
школ и учащихся в них по РСФСР достигла
довоенного уровня. Восстановление части
высших учебных заведений началось в 1943
г. и к концу войны их численность и численность
студентов достигла почти довоенного
уровня, в основном благодаря расширению
высшего образования в Казахстане, Средней
Азии и Закавказье.
Преобразования в художественной культуре
Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М. А. Шолохова, А. Н.
7.
Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.
В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.
Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.
Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.
В годы войны возрос интерес мировой общественности к культуре страны Советов. Указывая на огромное значение советской культуры, английский писатель Дж. Пристли писал: «.. в течение последнего года английский народ узнал о России больше, чем за все предыдущие 20 лет».
В английских и американских газетах и журналах публиковались статьи и очерки М. Шолохова, К. Симонова, Л. Леонова, Б. Полевого, К. Федина.
Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П. И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П. И. Чайковского, картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.
С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.
8.
В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.
В стране усилился идеологический контроль, негативно сказавшийся на развитии культуры. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» и «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». В этих постановлениях содержалась резкая критика деятелей культуры, обвиняемых в безыдейности и пропаганде буржуазной идеологии.
Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и роман А. Фадеева «Молодая гвардия» Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.
Культура
советского общества находилась в кризисном
состоянии.
ГЛАВА
3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В в
50-60-х гг.
Культура в образовании
В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951—1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. Однако в системе образования назрела необходимость серьезных нововведений, которые должны были привести школу в соответствие с тенденциями развития общества. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. Начиная с 9-го класса учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Этим делалась попытка соединения обучения с производительным трудом. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революцией (НТР), не дали желаемого результата. Развертывающаяся
НТР настоятельно требовала перехода ко всеобщему полному среднему образованию, главной задачей которого становилось вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.
В 1956 г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957 г. были изменены правила приема: правом
9.
преимущественного
поступления пользовались лица, имеющие
трудовой стаж после окончания средней
школы и демобилизованные из рядов Советской
Армии. Эта мера расширяла социальный
источник пополнения интеллигенции. В
1970 г. в высших учебных заведениях обучалось
4,6 млн. студентов, что было в два раза больше,
чем в 1958/59 учебном году. Возросло число
вузов: в начале 80-х гг. насчитывалось 866
вузов, в которых обучалось 5 млн. студентов.
По численности специалистов с высшим
образованием СССР занимал одно из ведущих
мест в мире. Вместе в тем качество подготовки
специалистов во многом не отвечало требованиям
времени и мировому уровню.
Преобразования в науке
Государство
оказывало поддержку и
В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 1950 г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий.
Огромны были достижения ученых в области теории реактивного движения и создания реактивных двигателей. В 1957 г. ученые под руководством С. Я. Королева создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г. в космос поднялся первый человек — Ю. А. Гагарин. Была открыта эра освоения космоса. В 60-80-х гг. в СССР было произведено множество запусков пилотируемых космических кораблей.