Сократ- философ, учитель, мудрец

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Следуя своему учению, он предстал в духовной культуре в образе мудреца, иронического собеседника, общительного и очень добродушного человека. Центральной темой его учения стали человек и его место в мире. Для потомков он интересен не только своей мудростью, но и образом жизни, отношением к смерти. А жизнь его была пронизана смыслом философии. Своим жизненным призванием он считал «воспитание людей» в беседах с учениками, в споре с оппонентами и врагами на площадях Афин. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы его жизни, деятельности и смерти. По мнению Цицерона, Сократ первым «спустил философию с неба на землю»1, т.е. не отвлеченные вопросы бытия занимали его, а самое что ни есть земное существо – человек.

Содержание

Введение................................................................................................................с.3
1. Жизненный путь Сократа………………………………..……….............….с.5
2. «Сократовский метод» как способ постижения истины.......………………с.7
Философия морали Сократа …………………….................………….......с.12
По страницам диалога Платона……………………………………………с. 18
Горгий…………………………………………………………..с.18
Федон…………………………………………………………….с.21
Заключение .........................................................................................................с.25
Список используемой литературы....................................................................с.27

Работа содержит 1 файл

Сократ (реферат).doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      Аргумент  четвертый основан на представлении  о душе как о сущности, привносящей  жизнь во все, чем бы она  ни овладевала. Кроме того, душа никогда не принимает противоположного тому, что она привносит. Смерть противоположна жизни. Стало быть, душа не принимает смерти, а потому является бессмертной.        

      Конечно,  не всегда можно согласиться  с Сократом в оценке строгости доказательств. Иногда, то, что он считает строгим доказательством, вообще     доказательством не является. Но я думаю, не стоит предавать этому значения. Для меня диалоги ценны не строгостью доказательств, а своим особым стилем, оригинальными высказываниями и доступностью передачи обсуждения серьезных нравственных вопросов.

       Последние  минуты Сократа, сцена его физического  умирания – все это очень  трогательно. Критон спрашивает  о каких-нибудь распоряжениях,  например насчет детей; ответ  Сократа может показаться странным: «…думайте и пекитесь о себе самих, и тогда, что бы вы не делали, это будет доброю службой и мне, и моим близким, и вам самим, хотя бы вы сейчас ничего и не обещали»20 

         Тот, кто привык к речам Сократа,  понимает, что он имеет в виду – заботу о душе, а тогда уж все дела будут добрыми.

 

 

 

 

 


19 Платон. Избранные диалоги/Платон; Сост. и коммент. В.В.Шкоды.-М.: «Издательство АСТ», 2004.- с.151

20 Платон. Избранные диалоги/Платон; Сост. и коммент. В.В.Шкоды.-М.: «Издательство АСТ», 2004.- с.191

 

 

    Сократ обмывает  себя сам, потом прощается с  сыновьями и родственниками, затем  выпивает яд. Какое-то время ходит,  потом ложится, палач фиксирует  медленное движение холода смерти  от ног к сердцу. Последние  слова Сократа обращены к Критону, чтобы тот не забыл принести жертву богу врачевания Асклепию (петуха в жертву обычно приносил выздоравливающий). Сократ парадоксален и в последнюю минуту, и в последней фразе. Он считает, что физическое умирание есть выздоравливание души. Чему же учил Сократ? Видимо, он учил жить и умирать… 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Платон. Избранные диалоги/Платон; Сост. и коммент. В.В.Шкоды.-М.: «Издательство  АСТ», 2004.- с.191

 

 

Заключение

Таким образом, подводя итог всего  вышесказанного, можно сделать следующие  выводы:

  • Сократ – выдающийся философ, мудрец, мыслитель, который совершил духовную революцию в античном сознании и вошел в историю как человек справедливый, мужественный, принципиальный.
  • Центральной темой его учения был человек, его ценности и потенциальные возможности, его место в мире.
  • Сократ был искусным собеседником, мастером диалога, отсюда его основные методы познания истины – ирония и майевтика.
  • Одна из основных мыслей его философии – добродетель тождественна знанию, а значит, человек, знающий, что такое добро, не будет поступать плохо.

     В различных  источниках часто говорится о  магическом действии речей Сократа.  Один из его собеседников говорил  так: «…ты меня заколдовал  и зачаровал и до того заговорил,  что в голове у меня полная  путаница. А еще, по-моему, если можно пошутить, ты очень похож и видом, и всем на плоского морского ската: он ведь всякого, кто к нему приблизится и прикоснется, приводит в оцепенение, а ты сейчас, мне кажется, сделал со мной то же самое – я оцепенел»21. Этот человек испытал на себе всю силу сократовских речей, однако мне ближе другое высказывание о Сократе: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от речей его льются слезы…он приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось – нельзя больше жить так, как я живу…»22

    Действительно,  речи Сократа уникальны. Читая  диалоги Платона, я не переставала  восхищаться яркостью и оригинальностью  сократовских доводов и доказательств.  Меня поразил его интеллект,  а его принципиальность  воистину заслуживает уважения. Это высочайший пример честного неподкупного мыслителя, ставящего поиск истины превыше всего.

_______________________________________________________________________

21 Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т1/Общ. ред. А.Лосева и др.М.:Мысль, 1990,-с.13

22 там же, стр.13

    Благодаря  речам Сократа, я действительно  начала задумываться над некоторыми  «вечными» вопросами и стала  сомневаться в том, что казалось  мне очевидным. Казалось бы, что  может быть проще, чем определить сущность добра или зла. Однако, Сократ  достаточно ясно доказал, что эти понятия, нельзя считать однозначно благими или дурными. Что значит «добрый человек»?  Кто-то скажет, что добрый в первую очередь должен быть душевным, заботливым, внимательным к людским бедам и страданиям. А можно ли заботиться обо всех людях или забота должна носить избирательный характер?  Должен ли, например, быть добрым и душевным врач или достаточно одного профессионализма?  В конце концов (ведь все мы люди), способен ли добрый человек совершить недобрый поступок?  Наверное, точные ответы на эти вопросы способна дать только жизнь. Но очевидно, что «формула» Сократа сработала: через сомнения, вызванные его речами, появилась тяга к новым знаниям, появилось что-то, что побудило мои собственные мысли к работе.

    Всю свою  жизнь Сократ превратил в философию.  Сказать, что мы сейчас должны  следовать его примеру, будет  чересчур пафосно. Но рассуждать, думать, мыслить, чтобы не заблудиться,  не запутаться в жизни, чтобы  верно отыскать свою дорогу, наконец, чтобы не прожить никчемную жизнь, обязательно нужно. А этому тоже нужно учиться: у родителей, у друзей, у себя самого, у мудрых людей – философов.  И Сократ, на мой взгляд, является одним из видных учителей всего человечества в целом и каждого в отдельности.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.   Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье,             переработанное и дополненное – М.: «ПРОСПЕКТ», 2000.- 608с.

2.    Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 428с.

3.    Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 331с.

4.    Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 512с.

5.    Платон. Избранные диалоги/Платон; Сост. и коммнт. В.В.Шкоды. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 506с.

6.    Платон. Собрание сочинений в 4т.:Т.1/Общ. ред. А.Лосева и др. М.: Мысль, 1990.

7.   Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. В.И.Кириллова. – Изд. 2-е.- М.: Юристъ, 1999. – 304с.

8.   Философия: Учебник/Под ред. проф.В.Н.Лавриненко. – 2-е изд.- М.: Юристъ, 1998.- 520с.

9.   Философия: Учебное пособие для слушателей заочн. обуч. Юридических вузов./Под ред. В.П.Сальникова, Г.Н.Хона. СПб.: «Университет», 2000.- 320с.

10.  Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 576с.

11.  Хрусталев Ю.М.Философия. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 640с.  




Информация о работе Сократ- философ, учитель, мудрец