Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, реферат
Следуя своему учению, он предстал в духовной культуре в образе мудреца, иронического собеседника, общительного и очень добродушного человека. Центральной темой его учения стали человек и его место в мире. Для потомков он интересен не только своей мудростью, но и образом жизни, отношением к смерти. А жизнь его была пронизана смыслом философии. Своим жизненным призванием он считал «воспитание людей» в беседах с учениками, в споре с оппонентами и врагами на площадях Афин. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы его жизни, деятельности и смерти. По мнению Цицерона, Сократ первым «спустил философию с неба на землю»1, т.е. не отвлеченные вопросы бытия занимали его, а самое что ни есть земное существо – человек.
Введение................................................................................................................с.3
1. Жизненный путь Сократа………………………………..……….............….с.5
2. «Сократовский метод» как способ постижения истины.......………………с.7
Философия морали Сократа …………………….................………….......с.12
По страницам диалога Платона……………………………………………с. 18
Горгий…………………………………………………………..с.18
Федон…………………………………………………………….с.21
Заключение .........................................................................................................с.25
Список используемой литературы....................................................................с.27
Нижегородский филиал ИБП
Юридический факультет
Кафедра социально-экономических дисциплин
Реферат
по дисциплине "Философия"
на тему: "Сократ- философ, учитель, мудрец "
Выполнила: студентка 4-го курса заочного отделения, группы ЮЗ-04-10 Проверил: доцент кафедры гуманитарных
и социально-экономических |
г. Н.Новгород
2011год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Жизненный путь Сократа……………………
2. «Сократовский метод» как способ постижения истины.......………………с.7
Заключение ..............................
Список используемой
литературы....................
Философ, учитель, мудрец.… Все это о нем, об одном из величайших представителей человечества. Это о Сократе (469-399 гг. до н.э.)
Следуя своему учению, он предстал в духовной культуре в образе мудреца, иронического собеседника, общительного и очень добродушного человека. Центральной темой его учения стали человек и его место в мире. Для потомков он интересен не только своей мудростью, но и образом жизни, отношением к смерти. А жизнь его была пронизана смыслом философии. Своим жизненным призванием он считал «воспитание людей» в беседах с учениками, в споре с оппонентами и врагами на площадях Афин. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы его жизни, деятельности и смерти. По мнению Цицерона, Сократ первым «спустил философию с неба на землю»1, т.е. не отвлеченные вопросы бытия занимали его, а самое что ни есть земное существо – человек.
Образ жизни
Сократа, нравственные и
Чем же для нас, людей, живущих в XXI веке, может быть интересен человек, живший в глубокой древности?
Как я
уже говорила выше, ключевой темой
у Сократа была тема человека,
жизни и смерти, добра и зла,
добродетелей и пороков, права
и долга, свободы и
Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять самого себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
1Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.Философия: Учебное пособие. 4-е изд.-СПб.: Питер, 2004.-428с.
Да, со
времен Сократа прошли
Сократ
родился в 469г. до н.э. Был
сыном афинского каменотеса
Известно,
что Сократ трижды бывал в
военных походах, защищал
Сократ привлекал людей не только своими мудрыми речами, но и необычным обликом и манерой поведения. Его считали чудаком, таким он и был в жизни. Платон рассказывал, что Сократ всегда ходил босиком, зимой и летом носил один и тот же плащ, который был у него не лучше, чем у рабов. Но мыслитель не обращал на свою одежду никакого внимания. Сократ мог быть очень богатым, но жил в бедности.
Женился он поздно. Его женой стала Ксантиппа, имя которой вошло в мировую литературу как символ сварливой и несносной супруги, вечно ругающей своего мужа. Она не понимала мудрости Сократа и была недовольна бедностью, с которой ей
2 Платон. Собрание сочинений в 4т.: Т.1/Общ. ред. А.Лосева и др.- М.: Мысль, 1990.-«Апология Сократа». – с.86
приходилось бороться самой, т.к. Сократ никогда не брал деньги со своих учеников.
О власти
Сократ говорил, что она
В своих
речах Сократ никогда не
Понятно,
что рассуждения Сократа не
нравились многим: и аристократам,
которые считали его развязным
простолюдином, и
В конце концов, произошло то, чему люди удивляются до сих пор. Афинская власть, которая считала себя демократичной, обвинила философа в развращении афинской молодежи и привлекла его к суду. В это время Сократу только что исполнилось семьдесят лет, и его имя было известно во всей Древней Греции.
Процесс
по делу Сократа подробно
Однако
Сократ отказался изменить
Но философ
отказался бежать и проводил
все время в размышлениях и
беседах с учениками.
Традиция
Сократа была продолжена его
учениками, открывшими после
Показательно,
что афиняне скоро раскаялись
в содеянном. Решением
О Сократе
написано множество
2.«Сократовский метод» как способ постижения истины.
Сократ
полагал, что познать весь
Душа, по
его мнению, является антиподом
тела. Если тело природно и
состоит из природных частиц,
то душа своим содержанием
имеет понятия. Высшие понятия
– Добро, Справедливость, Истина.
Благодаря душе человек
Достижению
истины должен был
«Ирония (от греч. Eironeia – притворство, отговорка) – первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем).
Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они, наконец, могли из своих заключений (устами других) узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости»4.
______________________________
3 Примечание: для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий (Философский энциклопедический словарь. - М.:ИНФРА-М,2003.-с.134)
4 Философский энциклопедический словарь. - М.:ИНФРА-М,2003-с.188
«Майевтика (от греч. Maieutike) – предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов»5.
К примеру, Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале он безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Далее Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос ( но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него. Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал. Сократ снова спрашивал, и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся.
Иначе говоря, майевтика – это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по-гречески называлось «мэевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания. И при этом еще использовалась ирония. Сократ спрашивал: «Да?», что звучало как «Разве?», и это побуждало собеседника
продолжать беседу, искать нужный ответ. Сократ часто имел представление о том, чем завершится беседа, но нередко беседа была способом совместного нахождения ответа. Нередко прямого ответа и истины не требовалось. Нужно было, прежде всего, посеять в душе сомнение, вызвать недоумение, побудить к дальнейшим размышлениям. В любом случае Сократ держался не высокомерно, а скромно, убежденный в верности положения. Назидание было ему чуждо.