Сократ- философ, учитель, мудрец

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Следуя своему учению, он предстал в духовной культуре в образе мудреца, иронического собеседника, общительного и очень добродушного человека. Центральной темой его учения стали человек и его место в мире. Для потомков он интересен не только своей мудростью, но и образом жизни, отношением к смерти. А жизнь его была пронизана смыслом философии. Своим жизненным призванием он считал «воспитание людей» в беседах с учениками, в споре с оппонентами и врагами на площадях Афин. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы его жизни, деятельности и смерти. По мнению Цицерона, Сократ первым «спустил философию с неба на землю»1, т.е. не отвлеченные вопросы бытия занимали его, а самое что ни есть земное существо – человек.

Содержание

Введение................................................................................................................с.3
1. Жизненный путь Сократа………………………………..……….............….с.5
2. «Сократовский метод» как способ постижения истины.......………………с.7
Философия морали Сократа …………………….................………….......с.12
По страницам диалога Платона……………………………………………с. 18
Горгий…………………………………………………………..с.18
Федон…………………………………………………………….с.21
Заключение .........................................................................................................с.25
Список используемой литературы....................................................................с.27

Работа содержит 1 файл

Сократ (реферат).doc

— 151.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Нижегородский филиал ИБП

Юридический факультет

Кафедра социально-экономических  дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине "Философия"

на тему: "Сократ- философ, учитель, мудрец "

 

 

 

 

 

 

   

Выполнила:

студентка 4-го курса заочного отделения, группы ЮЗ-04-10

Проверил:

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук


 

 

г. Н.Новгород

2011год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................с.3

1. Жизненный путь Сократа………………………………..……….............….с.5

2.  «Сократовский метод» как способ постижения истины.......………………с.7

  1. Философия морали Сократа …………………….................………….......с.12
  2. По страницам диалога Платона……………………………………………с. 18
    1. Горгий…………………………………………………………..с.18
    2. Федон…………………………………………………………….с.21

Заключение .........................................................................................................с.25

Список используемой литературы....................................................................с.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философ, учитель, мудрец.…  Все это о нем, об одном из величайших представителей человечества.  Это  о Сократе (469-399 гг. до н.э.)

     Следуя  своему учению, он предстал в  духовной культуре в образе мудреца, иронического собеседника, общительного и очень добродушного человека. Центральной темой его учения стали человек и его место в мире. Для потомков он интересен не только своей мудростью, но и образом жизни, отношением к смерти. А жизнь его была пронизана смыслом философии. Своим жизненным призванием он считал «воспитание людей» в беседах с учениками, в споре с оппонентами и врагами на площадях Афин. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы его жизни, деятельности и смерти. По мнению Цицерона, Сократ первым «спустил философию с неба на землю»1, т.е. не отвлеченные вопросы бытия занимали его, а самое что ни есть земное существо – человек.

     Образ жизни  Сократа, нравственные и политические  коллизии в его судьбе, популярный  стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал – окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

     Чем же  для нас, людей, живущих в XXI веке, может быть интересен человек, живший в глубокой древности?

     Как я  уже говорила выше, ключевой темой  у Сократа была тема человека, жизни и смерти, добра и зла,  добродетелей и пороков, права  и долга, свободы и ответственности.  А сократовские беседы – это поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в бездне этих вечно актуальных вопросов.

Обращение к Сократу  во все времена было попыткой понять самого себя и свое время. И мы, при  всем своеобразии нашей эпохи  и новизне задач, не исключение.


 

1Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.Философия: Учебное пособие. 4-е изд.-СПб.: Питер, 2004.-428с.

 

      Да, со  времен Сократа прошли тысячелетия.  Но так ли уж сильно изменился  человек? Он все так же загадочен  и неизвестен для самого себя; он слаб и силен одновременно; его все так же терзают соблазны и пороки; он все так же жаждет свободы, но боится ответственности. А значит, знаменитый девиз Сократа «Познай самого себя!» все еще не потерял своей актуальности. Поэтому мой реферат посвящен этому великому философу. Как жил Сократ? В чем специфика его философской мысли? Почему его называют одним из выдающихся философов Древней Греции? На мой взгляд, интересно будет в этом разобраться. Поэтому изложение  имеет следующие цели:

  1. Познакомиться с биографией Сократа, выяснить интересные факты личной жизни;
  2. Рассмотреть основные способы, методы, с помощью которых Сократ считал возможным постижение истины;
  3. Понять суть философии морали Сократа;
  4. Уяснить специфику философской мысли Сократа на примере диалогов Платона («Горгий», «Федон»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Жизненный путь Сократа

     Сократ  родился в 469г. до н.э. Был  сыном афинского каменотеса Софрониска  и повитухи Филареты. Как и  все свободные афинские граждане, Сократ прошел положенные стадии  обучения, потом решил продолжить  дело отца. Однако работа каменотеса его не привлекала, и он занялся скульптурой. Одну из его работ – скульптурное изображение трех граций – даже выставили для всеобщего обозрения в афинском Акрополе: настолько искусно она была изваяна. Но скульптура не увлекла его надолго.

       Известно, что Сократ трижды бывал в  военных походах, защищал Афины  во время Пелопонесской войны.  После войны он часто посещал  народное собрание, но никакой  государственной или общественной  деятельностью не занимался. Он  считал, что внутри него существует некий голос, который не допускает до занятий государственными делами. «И кажется, прекрасно делает, что не допускает. Будьте уверены, о мужи афиняне, что если бы я попробовал заниматься государственными делами, то уже давно бы погиб и не принес бы пользы ни себе, ни вам. И вы на меня не сердитесь, если я вам скажу правду: нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен»2 

      Сократ привлекал людей не только своими мудрыми речами, но и необычным обликом и манерой поведения. Его считали чудаком, таким он и был в жизни. Платон рассказывал, что Сократ всегда ходил босиком, зимой и летом носил один и тот же плащ, который был у него не лучше, чем у рабов. Но мыслитель не обращал на свою одежду никакого внимания. Сократ мог быть очень богатым, но жил в бедности.

Женился он поздно. Его женой стала  Ксантиппа, имя которой вошло  в мировую литературу как символ сварливой и несносной супруги, вечно ругающей своего мужа. Она не понимала мудрости Сократа и была недовольна бедностью, с которой ей


 

2 Платон. Собрание сочинений в 4т.: Т.1/Общ. ред. А.Лосева и др.- М.: Мысль, 1990.-«Апология Сократа». – с.86

 

       приходилось  бороться самой, т.к. Сократ никогда не брал деньги со своих учеников.

      О власти  Сократ говорил, что она должна  принадлежать справедливым и  опытным гражданам. Он считал, что умение управлять государством  не приходит само собой. Этому  надо специально и долго учиться.  Говорил он и о том, что нельзя использовать власть в личных целях, закон должен быть одинаковым для всех.

      В своих  речах Сократ никогда не допускал  прямых нападок на действующих  правителей, но его речи были  настолько ироничны и красноречивы, что все прекрасно понимали, о ком и о чем он говорит.

      Понятно,  что рассуждения Сократа не  нравились многим: и аристократам, которые считали его развязным  простолюдином, и правительству,  которое видело в нем своего  разоблачителя и обличителя.

      В конце  концов, произошло то, чему люди удивляются до сих пор. Афинская власть, которая считала себя демократичной, обвинила философа в развращении афинской молодежи и привлекла его к суду. В это время Сократу только что исполнилось семьдесят лет, и его имя было известно во всей Древней Греции.

      Процесс  по делу Сократа подробно описан  его учеником Платоном. Он рассказывает, что суд рассмотрел обвинение  и приговорил философа к смерти. Поскольку у него были маленькие  дети, ему достаточно было публично  отказаться от своих убеждений, и его бы оправдали.

      Однако  Сократ отказался изменить своим  взглядам и отправился в тюрьму, где должен был находиться  в ожидании казни. Друзья и  ученики напрасно убеждали его  совершить побег; ему пришлось  ждать казни больше месяца, пока  в Афинах шли Фаргелии – празднества, посвященные Аполлону.

      Но философ  отказался бежать и проводил  все время в размышлениях и  беседах с учениками. Бесстрашно  выпив чашу с ядом, он ушел  из жизни, оставшись в веках  примером стойкости, мудрости  и верности своим убеждениям.

      Традиция  Сократа была продолжена его  учениками, открывшими после смерти  своего учителя сократовские  школы – сократики – в различных  городах Греции.

     Показательно, что афиняне скоро раскаялись  в содеянном. Решением Ареопага  обвинители и судьи, виновные в гибели Сократа, были навсегда изгнаны из Афин. Знаменитый скульптор Лисипп изваял бронзовую статую мудреца, которая была выставлена в афинском Акрополе.

      О Сократе  написано множество художественных  произведений. Он стал героем комедии Аристофана, книги Платона «Апология Сократа», пьесы Б.Брехта «Раненый Сократ»; итальянский художник Рафаэль написал картину «Афинская школа», в центре которой изобразил Сократа и Аристотеля в окружении своих учеников.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.«Сократовский  метод» как способ постижения  истины.

 

      Сократ  полагал, что познать весь космос  невозможно, ибо человек в таком  случае запутывается в безвыходных  противоречиях. Познать человек  может только то, что в его  власти, т.е. свою собственную душу.

     Душа, по  его мнению, является антиподом  тела. Если тело природно и  состоит из природных частиц, то душа своим содержанием  имеет понятия. Высшие понятия  – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает  вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.

      Достижению  истины должен был способствовать  так называемый «сократовский  метод», т.е. метод, имевший своей  задачей обнаружение истины путем беседы, спора, полемики. Именно этот метод явился источником идеалистической диалектики.3 В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Сократ впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части «сократовского метода»: ирония и майевтика. Чтобы лучше разобраться в этих понятиях обратимся к философскому словарю, где встретим следующие объяснения.

      «Ирония  (от греч. Eironeia – притворство, отговорка) – первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем).

Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся  глупым перед невеждами, которые  кажутся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они, наконец, могли из своих заключений (устами других) узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости»4.

__________________________________________________________________________________________________________________

3 Примечание: для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий (Философский энциклопедический словарь. - М.:ИНФРА-М,2003.-с.134)

4 Философский энциклопедический словарь. - М.:ИНФРА-М,2003-с.188

      «Майевтика (от греч. Maieutike) – предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов»5.

К примеру, Сократ выбирал  известного политического деятеля  или просто известного человека, после  того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале он безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Далее Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос ( но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него. Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал. Сократ снова спрашивал, и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся.

      Иначе  говоря, майевтика – это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по-гречески называлось «мэевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания. И при этом еще использовалась ирония. Сократ спрашивал: «Да?», что звучало как «Разве?», и это побуждало собеседника             

продолжать беседу, искать нужный ответ. Сократ часто имел представление  о том, чем завершится беседа, но нередко беседа была способом совместного нахождения ответа. Нередко прямого ответа и истины не требовалось. Нужно было, прежде всего, посеять в душе сомнение, вызвать недоумение, побудить к дальнейшим размышлениям. В любом случае Сократ держался не высокомерно, а скромно, убежденный в верности положения. Назидание было ему чуждо.

Информация о работе Сократ- философ, учитель, мудрец