Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, реферат
Следуя своему учению, он предстал в духовной культуре в образе мудреца, иронического собеседника, общительного и очень добродушного человека. Центральной темой его учения стали человек и его место в мире. Для потомков он интересен не только своей мудростью, но и образом жизни, отношением к смерти. А жизнь его была пронизана смыслом философии. Своим жизненным призванием он считал «воспитание людей» в беседах с учениками, в споре с оппонентами и врагами на площадях Афин. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы его жизни, деятельности и смерти. По мнению Цицерона, Сократ первым «спустил философию с неба на землю»1, т.е. не отвлеченные вопросы бытия занимали его, а самое что ни есть земное существо – человек.
Введение................................................................................................................с.3
1. Жизненный путь Сократа………………………………..……….............….с.5
2. «Сократовский метод» как способ постижения истины.......………………с.7
Философия морали Сократа …………………….................………….......с.12
По страницам диалога Платона……………………………………………с. 18
Горгий…………………………………………………………..с.18
Федон…………………………………………………………….с.21
Заключение .........................................................................................................с.25
Список используемой литературы....................................................................с.27
Вот
пример его беседы. В ней принимают
участие полководцы Лахет и
Никий, а также почтенные
______________________________
5 там же с.253
добродетели вообще. Сократ выслушивает мнение других (он замечает, что моложе Лахета и Никия, менее опытен и хочет узнать, что они скажут, хочет поучиться у них). На вопрос «Что такое мужество?» Лахет заявляет: «Клянусь Зевсом, Сократ, это нетрудно сказать. Если кто добровольно остается в строю, чтобы отразить врагов, и не бежит, знай, это и есть мужественный человек»6 Сократ отвечает: «Ты хорошо сказал, Лахет. Но, быть может, моя вина в том, что я неясно выразился, ибо ты ответил не на задуманный мною вопрос, но совсем другое»7
И далее поясняет, что скифы, убегая, сражаются не хуже, чем преследуя, а лакадемоняне под Платеями не пожелали держать строй и продолжать сражение и побежали; когда же ряды персов расстроились, они развернулись обратно и таким образом выиграли сражение. Речь идет также о любом бое, в том числе о конном виде боя и, кроме того, о мужестве не только в бою, но и среди морских опасностей, в болезнях, в бедности, в государственных делах, а вдобавок и о тех, кто мужествен не только перед лицом бед и страхов, но умеет искусно бороться со страстями и наслаждениями. Сократ постепенно подводит к ответу на вопрос об общем понятии мужества. «Попытайся же, - обращается он к Лахету, - снова определить мужество – каким образом во всех этих различных вещах оно оказывается одним и тем же. Или ты и сейчас еще не постигаешь, что я имею в виду?»8 Далее Сократ обращается к понятиям «скорость» вообще, «проворство» вообще, а когда Лахет определяет мужество через стойкость, ведет того дальше, к другим понятиям, связанным с понятием «мужество», и в конце концов заключает, что теперь его определили в значительной его части и что следует об этом думать и далее.
Вот
один из ярких примеров того,
как Сократ побуждал
Главным же средством общения он считал живую беседу и спор. В книгах, по его мнению, заключено мертвое знание; книгам нельзя задавать вопросы; живой
6 Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.1/Общ. ред.А.Лосева. М.: «Мысль»1990 с.281
7 там же
8 Платон. Собрание сочинений в 4т.: Т.1/Общ. ред.А.Лосева. М.: «Мысль» с.282
разговорный диалог, считал он, превыше того, что написано в книгах. Поэтому он не наставлял своих учеников, он беседовал с ними, отвечал на их вопросы, задавал им вопросы сам, заставляя их спорить с собой, и всегда доказывал им полное невежество в том, о чем они с такой уверенностью рассуждали. Это вовсе не означает, что Сократ унижал своих учеников. Нет. Главной добродетелью он считал разум, а настоящей мудростью – признание своего невежества. Именно с этих позиций следует понимать его знаменитое высказывание, его кредо: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Испытывая
других на мудрость, Сократ сам
отнюдь не претендовал на
премудрым пескарем.
«Я ничего не знаю» - это
значит, что как бы далеко я
ни продвинулся в пучину мысли,
3.Философия морали Сократа.
1. Наряду с материалистическим направлением в древнегреческой философии складывалось и развивалось идеалистическое направление. Возникновение идеализма имеет свои социальные и гносеологические причины.
Социальные
причины состоят в том, что
идеализм призван теоретически
обосновать приоритет
Поскольку умопостигаемый мир недоступен нашим чувствам, а доступен только разуму, то вполне логично было предположить:
а) что этот умопостигаемый мир доступен нашему сознанию потому, что он имеет не материальную (чувственно воспринимаемую) природу, а идеальную, постигаемую только разумом (умом);
б) что только знания об этом
истинном мире являются
Первые зачатки идеализма мы
находим у пифагорейцев. Они учили,
что сущностью мира является
число. Постигается эта
Именно эту линию продолжил Сократ, у которого космологическая натурфилософия греков сменяется антропологической этикой. Он разработал метод получения истинного знания о многом. Суть этого метода состоит в том, что, анализируя отдельные нравственные поступки, Сократ выделял в них то общее, что присуще всем нравственным поступкам. Этому всеобщему знанию дается определение, и оно закрепляется в понятии.
Таким
образом, основная идея
Именно этот метод
использовался Сократом для
2.Нравственность, мораль – это неисчерпаемые по своей сложности и многообразию феномены человеческого духовного бытия, без которых немыслима цивилизация. Философия морали исследует вопросы: откуда берутся моральные правила и законы, на чем они держатся? Что заставляет людей следовать этим законам? Есть ли у человека иммунитет против варварства, зверства, насилия? Есть ли прогресс в морали? Ни один философ, ни одно философское направление ни обошло стороной эту проблему. И Сократ не исключение.
Первыми законами, скреплявшими человеческое общество, вырывавшими его из естественного состояния, были законы морали. Они запрещали браки между родственниками, ибо люди заметили, что это ведет к вырождению. Они запрещали кражу, убийство и т.п. Ничего подобного нет в животном мире. Животному все можно. Человеку, поскольку он становится человеком, почти ничего нельзя: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя есть ту или иную пищу, нельзя не работать и т.д. Человек с самого своего возникновения был окружен, как частоколом этими многочисленными «нельзя». Но одно дело, когда эти законы выполняются по традиции – их выполняли твои деды, отцы, твои старшие братья, и ты, не задумываясь, тоже их выполняешь. Все это естественно для общества на примитивной стадии его развития. Совсем другое дело, когда ты выполняешь их сознательно, не можешь не выполнять. Не потому, что так хотят старшие, что так повелось от века, а потому, что ты не можешь считать себя человеком, если жизнь другого для тебя ничего не стоит. Или ты не воруешь не потому, что запрещает закон, а потому что не можешь украсть, ибо иначе сам себя уважать не будешь. Такое сознание свойственно уже развитому обществу, на этапе цивилизации. Это уже в полном смысле слова человеческое сознание, искусственное сознание, потому что убивать – совершенно естественно в животном мире.
Выразителем такого
сознания стал Сократ, которого
называют первым учителем
Сократ был удивительным человеком. Да, он не писал философских произведений. Он жил так, как учил. Таких примеров мало в истории мировой философии, мало тех, кто всю свою жизнь сделал своей философией. Учение его знаменовало тот факт, что появился новый человек, появилась мораль, идущая не от инстинкта, а от разума. Все, что не от меня, все, что я не преломил через свою душу, через свои сомнения – все недостоверно. Откуда я знаю, что нужно делать то добро, которого ждет от меня общество, может это вовсе и не добро? Все, что говорят мне со стороны общества, государства, начальства, моего окружения, все это я должен подвергнуть сомнению – а вдруг все это ложь? Я должен во всем сомневаться, должен сам прийти к тому, что такое добро и зло, что такое счастье и что такое беда.
Так что
же такое Добро и Зло?
- Слышал я, друг мой, что ты очень умный!
- Да уж дураком себя не считаю, Сократ, - отвечал знакомый.
- А знаешь ли ты, что такое добро и зло?
- Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает!
- Тогда скажи: обман – это зло?
- Несомненно!
- А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?
- Да вроде нет.
- А убийство, конечно, зло?
- Еще бы!
- А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью – это зло?
- Клянусь собакой, не знаю, Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь.
- Ничего ты не думал раньше, - говорил ему Сократ, - ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас, может быть начнешь задумываться»9
Кроме того, Сократ говорил, что мудрый человек никогда не делает ошибок: если человек усомнился в очевидных вещах, продумал все последствия своих поступков, пересмотрел все возможные варианты и только после этого совершил поступок, велика вероятность того, что он не ошибется. Мудрость – это как бы образующаяся с годами способность всегда поступать правильно.
Сократ старался на примере каждого отдельного случая образовать у человека ясное понятие об истинно нравственном. Таковым является то действие, которое дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание. Если я знаю, что именно я есть, то, согласно Сократу, я знаю также, чем я должен быть. Наибольшей добродетелью Сократ считает умеренность: чем меньшим довольствуешься, тем ближе к Богу. Вот что говорит Сократ по этому поводу в своем обращении к жителям Афин:
«Желать вам
всякого добра – я желаю,
о мужи афиняне, и люблю вас,
а слушаться буду скорее бога,
чем вас, и, пока есть во
мне дыхание и способность,
не перестану философствовать,
уговаривать и убеждать
______________________________
9 Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2001.- с.258
силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь? Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».10
Таким образом, целью Сократа
было подведение человека к
пониманию самого себя для
оздоровления собственной