Социальное действие как предмет философского анализа

Автор: p*************@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе ставится цель: определить методологическое значение концепции социального действия и его типов.
Задачи курсовой работы решаются следующим образом:
1. Выделить основные методологические принципы социологии М.М. Вебера
2.Раскрыть определение социального действия как предмета социологии
3.Обозначить классификацию социальных действий, предложенных М.М. Вебером.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Основные методологические принципы философии М. Вебера..........5
Глава 2. Социальное действие как предмет философского анализа……………………………………………………………………………15
2.1. Виды социальных действий……………………………………………….20
2.2. Формальная рациональность………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………..…..27
Список использованных источников…………………………….……...…......30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.92 Кб (Скачать)

     Формальная  рациональность - это, прежде всего  калькулируемое», формально-рациональное - это то, что поддается количественному  учету, что без остатка исчерпывается  количественной характеристикой. Формальная рациональность хозяйства по М. Веберу, определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Напротив, материальная рациональность характеризуется степенью, в какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется путем экономически ориентированного социального действия с точки зрения определенных ценностных постулатов. Иными словами, экономика, руководствующаяся определенными критериями, лежащими за пределами того, что можно рационально подсчитать и что М. Вебер называет «ценностными постулатами», т. е. экономика, служащая целям, не ею самой определяемым, характеризуется как «материально определяемая». «Материальная» рациональность» - это рациональность для чего-то; Формальная рациональность - это рациональность «ни для чего», рациональность сама по себе, взятая как самоцель. Не следует, однако, забывать, что понятие формальной рациональности - это идеальный тип, и в эмпирической реальности она в чистом виде встречается крайне редко. Однако движение в направлении формальной рационализации - это, как показывает М. Вебер во многих своих работах, движение самого исторического процесса. В прежних типах обществ преобладала «материальная рациональность», в современном - формальная рациональность, что соответствует преобладанию целерационального типа действия над всеми остальными.

     Учение  о формальной рациональности - это по существу теория капитализма М. Вебера. Необходимо отметить тесную связь между методологией М. Вебера, в частности теорией социального действия и выделением типов действия, с одной стороны, и его теорией генезиса капитализма - с другой. В самом деле, М. Вебер подчеркивал, что при создании идеально-типической конструкции исследователь руководствуется, в конечном счете «интересом эпохи», которая и задает ему «направленность взгляда». Характер вопроса предопределил методологический инструментарий М. Вебера. Был создан тип «социального действия», в частности целерационального действия, который послужил точкой отсчета для конструирования других типов действии. Сам М. Вебер считал наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия поведение индивида в сфере экономической. Не случайно примеры целерационального действия М. Вебер приводит, как правило, из этой сферы: это или обмен товаров, или конкурентная борьба на рынке, или биржевая игра и т. д. Соответственно, когда речь заходит о традиционных обществах. М. Вебер отмечает, что целерациональный тип действия там встречается преимущественно в сфере хозяйственной.

     Мы  видели, что теория «рационализации» М. Вебера самым тесным образом связана с его пониманием социального действия. Не менее, тесно с категорией социального действия увязана и социология власти М. Вебера. Как мы уже отмечали, неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию на другого», которая является не чем иным, как традиционной для правоведения категорией «признания»: если категорию «признания» освободить от того нормативного значения, которое она имеет в юриспруденции, и от того «метафизического» значения, которое она имела в учениях о «естественном праве», то мы получим именно понятие «ожидания», которое М. Вебер считает необходимым для социологического исследования общества. 

     Заключение 

     Таким образом, изучив теорию социального действия Макса Вебера, мы поняли, что основными принципами методологии его социологической науки являются концепция «понимания», такое понятие, как «идеальный тип» и такая важная категория как «рациональность».

     В учении М. Вебера социология является «понимающей», так как действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого человека. Понимание мотивации и отнесение его к поведению других людей – это необходимые моменты социологического исследования. Также М. Вебер выделил четыре возможных вида реального поведения людей в жизни: целерацианальное, целостно-рациональное, аффектное и традиционное.

     Определив, таким образом, смысл социального  действия, М. Вебер пришел к выводу, что основным положением его социологии является идея рациональности, которая  нашла свое отражение в современном  М. Веберу капиталистическом обществе, с его рациональным хозяйствованием  и рациональной политической властью.

     Важной  задачей социального гуманитарного  знания называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл, и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основные особенности  данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей: решающее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности, тесная связь с субъективными предпосылками, преобладания качественного аспекта  исследования, особая роль понимания  как специфического способа в  постижении социальных явлений "нацеленного" на смысл.

     М. Вебер убежден, что рационализация, социального действия - это тенденция  самого исторического процесса. Европейская  история последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует, по мнению М. Вебера, о том, что рационализация есть всемирно - исторический процесс.

     М. Вебер разработал теорию "идеальных  типов". Опираясь на идеи и методологические принципы "Капитала" Маркса, который  называл "образцом идеально-типической конструкции". Развивал идеи Риккерта о необходимости четкого различия субъективно-практического "отнесения  к ценностям", сформулировал постулат "свободы от оценки" в качестве важнейшего методологического принципа познания социальных явлений.

     Именно  таким образом в методологии философии М. Вебера воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма, буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде отношений, несомненно, отличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировал различные типы пророчества религиозных организаций, ценностных ориентаций.

     М. Вебер совершил плодотворный отход  от ортодоксального позитивизма  и ввел принцип "понимания" человеческого  действия, которое дается, только если исследователь раскрывает значение смыслов, побуждающих человека действовать  так, а не иначе. Эти смыслы имеют  не индивидуальные или общеантропологическое  значение, а складываются в конструкции, названные М. Вебером "идеальные  типы".

     Именно  благодаря этой конструкции в  поле зрения социологии культуры вошла  проблематика типологии обществ, религий  и культур, а, следовательно, их эволюции в ходе всемирной истории.

     Такого  рода дискуссии, предметом которых  были личность, философия, культура, политические взгляды М. Вебера, показывают, с  моей точки зрения, многочисленные стороны его творчества, дающее право  сказать, что Макс Вебер - наш современник. Он является им, прежде всего потому, что его творчество, как и всех великих мыслителей, настолько богато и двусмысленно, что каждое новое  поколение прочитывает его, изучает  и истолковывает по-разному. Его труд, возможно уже превзойден, но остается всегда актуальным. Идет ли речь о понимающей социологии, об идеальном типе, о различении между ценностным суждением и отнесением к ценностям, о субъективном смысле поведения как самостоятельном объекте научного интереса социолога, противопоставлении понимая своего поведения субъектами и социологом - поэтому поводу можно задавать много вопросов или высказывать возражения.

     Науку М. Вебера можно определить, таким образом, как усилие, направленное на то, что бы понять и истолковать те ценности, которые люди считали своими, и творения, ими созданные.

       Изучение трудов М. Вебера позволяет  сделать необходимый вывод, что  поведение человека целиком и  полностью зависит от его мировоззрения,  а интерес, который каждый человек  испытывает к той или иной  деятельности, обусловлен системой  ценностей, которой человек руководствуется. 

Список  использованных источников 

1. В.А. Бачинин, Ю.А. Сандулов История западной социологии - изд. «Лань» ,2002. – 384 с.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс,1990.

4. Вебер М.Понятие социологии и «смысла» социального действия //Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с.

5. И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семёнов Западная социология : учеб. пособие для ВУЗов. – СПб.гн: ООО «издательство ДНК», -- 560 с

6.Политические мыслители : учеб. пособие / П50 В.А. Бобков, И.Н.Браим, В.Л.Ефременко и др.; Под редакцией В.А.Бобками, Э.А.Корниловича. – Мн.: БГЭУ.1997. – 24 с

7. История социологии: учеб. пособие/ А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; Под общ. Ред. А.Н. Елсукова и др. – 2-е издание, перераб. И доп. – Мн.: Вш. Шк.,1997. – 381 с.

8. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учеб. пособие для вузов: В 3 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2001. –528с.

Информация о работе Социальное действие как предмет философского анализа