Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:46, автореферат
Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, его трансформаций на различных этапах исторического развития и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
- выявить сущность социально-ценностного статуса и представить структуру данного феномена применительно к работнику железнодорожного транспорта;
- установить детерминанты изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта;
- дать характеристику ценностям, определяющим социально-ценностный статус железнодорожника и его структурные компоненты в период трансформаций;
- указать возможные направления развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта с целью предотвращения деструктивных процессов в социальной структуре общества и в железнодорожной отрасли.
На микроуровне изменяются все элементы социально-ценностного
статуса работника железнодорожной отрасли.
В экономическом подстатусе определяющую
роль играет доход, материальное благополучие,
что в целом отражает общую тенденцию
к доминированию в российском обществе
материальных ценностей. Политический
подстатус, ориентированный на ценности
свободы, равноправия, народовластия,
играет второстепенную роль в структуре
социально-ценностного статуса работников
железнодорожного транспорта, большинство
из которых скептически относятся к политическому
участию в жизни страны. Социальный подстатус,
определяемый как традиционными (коллективизм,
взаимовыручка), так и современными (профессионализм,
инициативность, деловитость) ценностями,
обусловленный повышением зависимости
от профессионально-
Культурно-духовный подстатус основывается, с одной стороны, на высших этических ценностях (добро, вера, долг, совесть, справедливость), с другой же, - на повышении значения общекультурной и профессиональной подготовленности работника к исполнению своих обязанностей.
Сравнительный анализ значимости
подстатусов в общей системе
социально-ценностного статуса
В конце раздела делается вывод о том, что на современном этапе взаимоотношения индивидуально-личностного и социально-типического в социально-ценностном статусе работников железнодорожного транспорта, где находят свое выражение индивидуальные, социально-групповые и коллективные ценности, квалифицируются преимущественно как взаимодополнение индивидуального и социального, характеризующееся взаимоположительным восприятием личностью социального и наоборот, определенным балансом интересов личности работника и железнодорожной компании.
В третьем разделе – «Тенденции развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта» выявляются тенденции изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, имеющие как текущий, так и стратегический, долгосрочный характер, которые происходят на макросоциальном (российское общество), мезосоциальном (компания ОАО «РЖД») и микросоциальном (отдельная личность) уровнях.
Общей тенденцией является
повышение социально-
На макросоциальном уровне:
- тенденция перехода к новой ценностной модели, направленной на изменение личностной культуры, возрастание потребности в личностной свободе, в расширении сферы ответственности личности, ответственности самого общества и государства за социальное самочувствие граждан;
- сохраняется тенденция противоречивости ценностных предпочтений россиян и проявления в конкретных противоречиях между: идеализацией прошлого и необходимостью жить в настоящем, ориентируясь на будущее; расширением степени свободы индивидов и боязни принятия ими социальной ответственности; намерением людей видеть социальные преобразования и пассивность в их реализации; важностью роли гражданского общества и ростом бюрократизации государства; расширением возможностей для самореализации личности в обществе и снижением уровня их востребованности в российском социуме;
- обозначилась тенденция постепенного социокультурного выравнивания (через утверждение в общественном сознании современных ценностей) после преодоления раскола общества на консерваторов советского образца и либералов постсоветского толка;
- явной выступает тенденция изменения ценностных приоритетов в рамках социально-ценностного статуса, детерминированного переходом от ценностей «модерна» к ценностям «постмодерна». В результате происходит аксиологическое смещение от материальных (экономических, экзистенциальных) ценностей к постматериальным, ориентированным на самовыражение индивида, на качество жизни.
На мезосоциальном уровне артикулируются тенденции, проявляющиеся в отрасли и компании ОАО «РЖД»:
- тенденция дальнейшего
встраивания работников
- тенденция повышения социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта в связи с развитием человеческого потенциала, основными компонентами которого являются: социально-демографический (относительно высокие половозрастные показатели, состояние физического и психического здоровья), социально-экономический (реализация деловых, интеллектуальных и других личностных качеств в зависимости от личного вклада работника); социокультурный (высокий уровень личной ответственности, развитые моральные качества, уважение к закону, коллективизм и сплоченность для достижения общих целей); деятельностный (сочетание традиционных и инновационных форм мышления, предприимчивость, активность, креативность).
Повышение качества человеческого потенциала видится через внедрение как корпоративных ценностей отрасли (лидерство, качество, безопасность, корпоративность, клиентоориентированность, компетентность), так и утверждение индивидуально-личностных жизненных ценностей (престиж, материальное положение, креативность, социальные контакты, саморазвитие, духовное удовлетворение, сохранение индивидуальности);
- тенденция подтягивания
все большего количества
На микросоциальном уровне следует подчеркнуть:
- тенденцию постепенного
повышения всех структурных
- наличие тенденции
поиска путей устранения
- тенденция изменения
соотношения функций социально-
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.
Список литературы отражает основные источники по диссертации.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
а) публикации в журналах, входящих в обязательный список ВАК:
1. Кузьменкова Т.Л. Проблема социально-ценностного статуса личности (на примере работника железнодорожного транспорта) // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2010. - Вып. 4 (84). - С. 165-169. – 0,6 п.л.
2. Кузьменкова Т.Л. Изменение социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли // Наука и техника транспорта. – 2010. - № 2. - С. 88-92. – 0,6 п.л.
б) другие публикации по теме диссертационного исследования:
3. Кузьменкова Т.Л. Социальная политика государства и ее роль в формировании социального статуса личности / Актуальные проблемы современности: Научные труды Международной научно-методической конференции. – Вып. 1. – Смоленск: ООО «КОНТЕНТ ПЛЮС», 2007. - С. 23 – 25. – 0,2 п.л.
4. Кузьменкова Т.Л. Трансформация социального статуса работника железнодорожного транспорта в условиях формирования корпоративной культуры / Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: РГОТУПС, 2007. – Т. 2. - С.91 – 94. – 0,3 п.л.
5. Кузьменкова Т.Л. Социальный статус личности: социально-философский анализ / Социально-философские и экономические аспекты развития современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. – Ч.1. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008.- С. 223-226. – 0,3 п.л.
6. Кузьменкова Т.Л. Социально-
7. Кузьменкова Т.Л. К вопросу о трансформации социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта / Экономический и социально-философский потенциал современного общества: возможности, тенденции, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – Ч.2. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2009. - С. 57-59. – 0,3 п.л.
8. Кузьменкова Т.Л. Изменение системы ценностей в условиях трансформирующегося общества / Научные труды международной научно-практической конференции 20-21 января 2010 г., Т. 4. - Москва-Луганск: Изд-во МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 2010. - С. 168 – 171. - 0,3 п.л.
9. Кузьменкова Т.Л. Культурно-духовная составляющая социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта / Культурная память: актуальные проблемы и связь времен: Материалы международной научно-практической конференции. – Воронеж: ВГТА, 2010. – С. 211-213. – 0,2 п.л.
Общий объём публикаций по теме диссертационного исследования составил 3,1 п.л.
Кузьменкова Т.Л.
На правах рукописи
Кузьменкова Татьяна Леонидовна
СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА:
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
(Автореферат диссертации на соискание учёной степени
кандидата философских наук)
Подписано в печать 23.04.2011 г. Объем – 1,4 п.л.
Тираж 100 экз.
1 Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990; Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994. - № 5, С. 169-183; Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000; Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997; Сорокин П.А. Система социологии. Т.2: Социальная аналитика: Учение о строении сложных агрегатов. – М., 1993; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М., 2006; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968; Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты). – М., 1974.
3 Ануфриев Е.Л. Социальный статус и активность личности. (Личность как объект и субъект общественных отношений). – М., 1984.
4 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. – М., 1985.
5 Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. – 1992. - № 7, С. 62-72; Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. – 1996. - № 2, С. 98-106.
6 Арсланов А.Р. Правовой статус человека и социально-философский дискус: Автореф. дис. …канд. филос. наук. – Ставрополь, 2003.
7 Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего (социально-философская концепция): Автореф. дис. …канд. филос. наук. – М., 1997. – С. 22.
8 Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2 От Канта до Ницше. – М., 2007; Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / Культурология. XX век: Антология. – М., 1995; Гартман Н. Этика. – СПб, 2002; Кант И. Сочинения в 6 т. – М., Т. 5. – 1966; Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Культурология. XX век: Антология. – М., 1995; Риккерт Г. Философия жизни. – Киев, 1998; Шелер М. Избранные труды. – М., 1994; Шелер М. Положение человека в Космосе / Проблема человека в западной философии. – М., 1988.