Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:46, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, его трансформаций на различных этапах исторического развития и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
- выявить сущность социально-ценностного статуса и представить структуру данного феномена применительно к работнику железнодорожного транспорта;
- установить детерминанты изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта;
- дать характеристику ценностям, определяющим социально-ценностный статус железнодорожника и его структурные компоненты в период трансформаций;
- указать возможные направления развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта с целью предотвращения деструктивных процессов в социальной структуре общества и в железнодорожной отрасли.

Работа содержит 1 файл

ar646.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

На микроуровне изменяются все элементы социально-ценностного статуса работника железнодорожной отрасли. В экономическом подстатусе определяющую роль играет доход, материальное благополучие, что в целом отражает общую тенденцию к доминированию в российском обществе материальных ценностей. Политический подстатус, ориентированный на ценности свободы, равноправия, народовластия, играет второстепенную роль в структуре социально-ценностного статуса работников железнодорожного транспорта, большинство из которых скептически относятся к политическому участию в жизни страны. Социальный подстатус, определяемый как традиционными (коллективизм, взаимовыручка), так и современными (профессионализм, инициативность, деловитость) ценностями, обусловленный повышением зависимости от профессионально-квалификационного потенциала сотрудников, имеет устойчиво выраженную тенденцию к позиционированию работников отрасли в составе среднего класса.

Культурно-духовный подстатус  основывается, с одной стороны, на высших этических ценностях (добро, вера, долг, совесть, справедливость), с  другой же, - на повышении значения общекультурной и профессиональной подготовленности работника к исполнению своих обязанностей.

Сравнительный анализ значимости подстатусов в общей системе  социально-ценностного статуса работника  железнодорожного транспорта позволяет утверждать, что доминирующими являются социальный и культурно-духовный подстатусы, так как именно социальные и духовные ценности занимают главное место в аксиосфере работника железнодорожного транспорта.

 В конце раздела делается вывод о том, что на современном этапе взаимоотношения индивидуально-личностного и социально-типического в социально-ценностном статусе работников железнодорожного транспорта, где находят свое выражение индивидуальные, социально-групповые и коллективные ценности, квалифицируются преимущественно как взаимодополнение индивидуального и социального, характеризующееся взаимоположительным восприятием личностью социального и наоборот, определенным балансом интересов личности работника и железнодорожной компании.

В третьем разделе – «Тенденции развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта» выявляются тенденции изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, имеющие как текущий, так и стратегический, долгосрочный характер, которые происходят на макросоциальном (российское общество), мезосоциальном (компания ОАО «РЖД») и микросоциальном (отдельная личность) уровнях.

Общей тенденцией является повышение социально-ценностного  статуса работника железнодорожного транспорта, что выражается в обновлении ценностной системы и выдвижении на первый план смысложизненных ценностей.

На макросоциальном уровне:

- тенденция перехода к новой ценностной модели, направленной на изменение личностной культуры, возрастание  потребности в личностной свободе, в расширении сферы ответственности личности, ответственности самого общества и государства за социальное самочувствие граждан;

- сохраняется тенденция противоречивости ценностных предпочтений россиян и проявления в конкретных противоречиях между: идеализацией прошлого и необходимостью жить в настоящем, ориентируясь на будущее; расширением степени свободы индивидов и боязни принятия ими социальной ответственности; намерением людей видеть социальные преобразования и пассивность в их реализации; важностью роли гражданского общества и ростом бюрократизации государства; расширением возможностей для самореализации личности в обществе и снижением уровня их востребованности в российском социуме;

- обозначилась тенденция постепенного социокультурного выравнивания (через утверждение в общественном сознании современных ценностей) после преодоления раскола общества на консерваторов советского образца и либералов постсоветского толка;

- явной выступает тенденция изменения ценностных приоритетов в рамках социально-ценностного статуса, детерминированного переходом от ценностей «модерна» к ценностям «постмодерна». В результате происходит аксиологическое смещение от материальных (экономических, экзистенциальных) ценностей к постматериальным, ориентированным на самовыражение индивида, на качество жизни.

На мезосоциальном уровне артикулируются тенденции, проявляющиеся в отрасли и компании ОАО «РЖД»:

- тенденция дальнейшего  встраивания работников отрасли  в средний класс социальной  структуры российского общества, признаками которого обладают работники железнодорожного транспорта: наличие образования, высокий уровень профессионализма, творческий характер труда, престижность профессии, высокая самооценка людьми своей социальной значимости.

- тенденция повышения  социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта в связи с развитием человеческого потенциала, основными компонентами которого являются: социально-демографический (относительно высокие половозрастные показатели, состояние физического и психического здоровья), социально-экономический (реализация деловых, интеллектуальных и других личностных качеств в зависимости от личного вклада работника); социокультурный (высокий уровень личной ответственности, развитые моральные качества, уважение к закону, коллективизм и сплоченность для достижения общих целей); деятельностный (сочетание традиционных и инновационных форм мышления, предприимчивость, активность, креативность).

Повышение качества человеческого  потенциала видится через внедрение  как корпоративных ценностей  отрасли (лидерство, качество, безопасность, корпоративность, клиентоориентированность,  компетентность), так и утверждение индивидуально-личностных жизненных ценностей (престиж, материальное положение, креативность, социальные контакты, саморазвитие, духовное удовлетворение, сохранение индивидуальности);

- тенденция подтягивания  все большего количества работников  железнодорожного транспорта под  соответствующий компании социальный  статус посредством утверждения  социально-типического над индивидуально-личностным. При этом с одной стороны, происходит взаимодействие и взаимодополнение индивидуально-личностного и социально-типического, что позволяет достичь некоторого баланса макросоциального и микросоциального уровней, а с другой, - возникают определенные противоречия между ними, так как индивидуальное не всегда считается существенным с точки зрения социально-статусных характеристик железнодорожной отрасли и, наоборот, отдельный железнодорожник не рассматривает для себя в качестве приоритетных черты социального типа работника железнодорожного транспорта.

На микросоциальном уровне следует подчеркнуть:

- тенденцию постепенного  повышения всех структурных элементов  социально-ценностного статуса работника  железнодорожного транспорта (экономического, политического, социального и культурно-духовного), что объективно детерминировано развитием качеств индивида современного информационного общества;

- наличие тенденции  поиска путей устранения противоречий  как между отдельными видами  социально-ценностного статуса (выравнивание  социально-психологической и экономической составляющих в рамках железнодорожной отрасли), так и противоречий внутри подстатусов. Так, в формате экономического подстатуса требует разрешения противоречие между должным и сущим: между внедрением инноваций, вызванных усложнением техники, технологий и сложностью применения данных нововведений, определяемых возможными масштабами последствий их использования для жизнедеятельности людей; между необходимым творчески-креативным характером труда в железнодорожной компании и выполнением многообразной рутинной работы;

- тенденция изменения  соотношения функций социально-ценностного  статуса, исходя из личной оценки  работниками железнодорожной отрасли,  состоящая в возрастании роли стабилизирующей и ценностно-оценочной функции. Востребованность стабилизирующей функции объясняется сложностями переходного периода и условиями модернизации и позволяет обеспечить определенную стабильность, социальные гарантии и социальную защищенность, оградить от негативного влияния со стороны общества. Ценностно-оценочная функция в условиях размытости и несформированности аксиологической системы позволяет обрести идеалы и сформировать соответствующую ценностную систему.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.

Список  литературы отражает основные источники по диссертации.

Основные положения  диссертации изложены в публикациях:

а) публикации в журналах, входящих в обязательный список ВАК:

1. Кузьменкова Т.Л. Проблема социально-ценностного статуса личности (на примере работника железнодорожного транспорта) // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2010. - Вып. 4 (84). - С. 165-169. – 0,6 п.л.

2. Кузьменкова Т.Л. Изменение социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли // Наука и техника транспорта. – 2010. - № 2.  - С. 88-92. – 0,6 п.л.

б) другие публикации по теме диссертационного исследования:

3. Кузьменкова Т.Л. Социальная политика государства и ее роль в формировании социального статуса личности / Актуальные проблемы современности: Научные труды Международной научно-методической конференции. – Вып. 1. – Смоленск: ООО «КОНТЕНТ ПЛЮС», 2007. - С. 23 – 25.  – 0,2 п.л.

4. Кузьменкова Т.Л. Трансформация социального статуса работника железнодорожного транспорта в условиях формирования корпоративной культуры / Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: РГОТУПС, 2007. – Т. 2. - С.91 – 94.  – 0,3 п.л.

5. Кузьменкова Т.Л.    Социальный статус личности: социально-философский анализ / Социально-философские и экономические аспекты развития современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. – Ч.1. -  Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008.- С. 223-226. – 0,3 п.л.

6. Кузьменкова Т.Л. Социально-ценностный   статус работника железнодорожного транспорта / Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МИИТ, 2009. - С. 176-178.  – 0,3 п.л.  

7. Кузьменкова Т.Л. К вопросу о трансформации социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта / Экономический и социально-философский потенциал современного общества: возможности, тенденции, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – Ч.2. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2009. - С. 57-59. – 0,3 п.л.

8. Кузьменкова Т.Л. Изменение системы ценностей в условиях трансформирующегося общества / Научные труды международной научно-практической конференции 20-21 января 2010 г., Т. 4. - Москва-Луганск: Изд-во МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 2010. - С. 168 – 171. - 0,3 п.л.

9. Кузьменкова Т.Л. Культурно-духовная составляющая социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта / Культурная память: актуальные проблемы и связь времен: Материалы международной научно-практической конференции. – Воронеж: ВГТА, 2010. – С. 211-213. – 0,2 п.л.

Общий объём публикаций по теме диссертационного исследования составил 3,1 п.л.

 

      Кузьменкова Т.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

Кузьменкова Татьяна  Леонидовна

 

СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ  АНАЛИЗ

 

 

(Автореферат диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать        23.04.2011 г. Объем – 1,4 п.л.

Тираж 100 экз.

 

1 Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990; Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994. - № 5, С. 169-183; Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000; Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997; Сорокин П.А. Система социологии. Т.2: Социальная аналитика: Учение о строении сложных агрегатов. – М., 1993; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М., 2006; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968; Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты). – М., 1974.

3 Ануфриев Е.Л. Социальный статус и активность личности. (Личность как объект и субъект общественных отношений). – М., 1984.

4 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. – М., 1985.

5 Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. – 1992. - № 7, С. 62-72; Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. – 1996. - № 2, С. 98-106.

6 Арсланов А.Р. Правовой статус человека и социально-философский дискус: Автореф. дис. …канд. филос. наук. – Ставрополь, 2003.

7 Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего (социально-философская концепция): Автореф. дис. …канд. филос. наук. – М., 1997. – С. 22.

8 Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2 От Канта до Ницше. – М., 2007; Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / Культурология. XX век: Антология. – М., 1995;  Гартман Н. Этика. – СПб,  2002; Кант И. Сочинения в 6 т. – М.,  Т. 5. – 1966; Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Культурология. XX век: Антология. – М., 1995; Риккерт Г. Философия жизни. – Киев, 1998; Шелер М. Избранные труды. – М., 1994; Шелер М. Положение человека в Космосе / Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Информация о работе Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ