Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:46, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, его трансформаций на различных этапах исторического развития и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
- выявить сущность социально-ценностного статуса и представить структуру данного феномена применительно к работнику железнодорожного транспорта;
- установить детерминанты изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта;
- дать характеристику ценностям, определяющим социально-ценностный статус железнодорожника и его структурные компоненты в период трансформаций;
- указать возможные направления развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта с целью предотвращения деструктивных процессов в социальной структуре общества и в железнодорожной отрасли.

Работа содержит 1 файл

ar646.doc

— 167.50 Кб (Скачать)


На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

Кузьменкова Татьяна  Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ  АНАЛИЗ

 

 

 

 

 

Специальность 09.00.11 –  социальная философия

 

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  учёной степени

кандидата философских  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

Диссертация выполнена на кафедре  «Философия, социология и история» Российской открытой академии транспорта Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения».

 

 

Научный руководитель:               - доктор философских наук, профессор

                                           Деникина Зоя Дмитриевна

                                              

 

Официальные оппоненты:           - доктор философских наук, профессор

                                                              Чернавин Юрий Александрович

                                                                

                                                   - кандидат философских наук, доцент

                                             Ежов Олег Владимирович

 

 

Ведущая организация:                  - Военно-технический университет при

                                                             Федеральном агентстве специального

                                                             строительства

 

 

Защита состоится «25» мая 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при Московском государственном областном университете (105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а).

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеках Московского  государственного областного университета и Российской открытой академии транспорта Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения».

Автореферат опубликован  на сайте МГОУ www.mgou.ru.

 

 

 

Автореферат разослан  «25» апреля 2011 года.

 

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент                                                 Бондарева Я.В.          

                                                                                  

                                                                                 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

 

Положение индивида и  социальной группы в обществе определяется различными факторами, главный из которых  ценности, являющиеся неотъемлемым компонентом  жизни и деятельности индивида и  выступающие объединяющим началом человека, отдельных социальных групп и общества в целом. Ценностная система предопределяет аксиологическую направленность жизни человека, выбор способа его жизнедеятельности, ориентирует на занятие более высокого положения в социальной системе общества. Группа работников железнодорожного транспорта представляет собой элемент социальной структуры, обладает социально-ценностным статусом.

Изменение аксиологической  системы, иерархии ценностей  в обществе приводит к трансформации социально-ценностного статуса личности. В связи с этим возникает актуальность исследования феномена социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта.

Более конкретно актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, потребностью поиска новой системы ценностей, соответствующей трансформационным процессам в российском обществе и железнодорожной компании. Трансформации конца XX – начала XXI века, вызванные переходом к демократии и рыночной экономике, затронули все сферы жизни общества. Утвердилась новая нормативная модель, изменились условия жизни, возникла совершенно иная социальная дифференциация, социальные группы утратили свое прежнее положение и пытаются обрести новое. Реформы 90-х годов XX века сопровождались разрушением существовавшей системы ценностей. Выход из сложившейся кризисной ситуации возможен только через обретение новой ценностной системы, что непременно будет способствовать изменению социального положения личности и социальной группы в обществе.

Во-вторых, необходимостью социально-философского анализа сложных процессов реформирования железнодорожной отрасли, в ходе которых изменяется социальное положение её работников.

В-третьих, важностью выявления сущности  и содержания социально-ценностного статуса, определения путей его достижения и развития, которые приобретает особое значение в настоящее время в связи с начавшимся выходом из духовного и социально-политического кризиса, когда стала ощущаться потребность в поиске дальнейших путей развития человека и общества. На первый план выходят утилитарные ценности, ориентированные, как правило, на получение материальных благ, а роль духовных ценностей при этом уменьшается. Такое положение неизбежно ведёт к нестабильности процессов формирования аксиологической системы. Перед российским обществом стоит выбор: утверждение либеральных ценностей или развитие собственной системы ценностей как синтез современных  и традиционных.

В-четвертых, необходимостью обоснования социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, в связи с тем, что социально-ценностный статус социальных групп и их представителей предметно не изучался. Профессиональная группа работников железнодорожного транспорта достаточно многочисленна, она объединяет более 1 миллиона человек, а железнодорожная отрасль,  несмотря на все сложности, связанные с ее реформированием, отличается стабильностью. Группа работников железнодорожного транспорта, как и любая другая большая социальная группа, характеризуется собственным набором ценностей, стереотипами поведения, образом и стилем жизни.

В-пятых, целесообразностью формирования должного социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, что возможно при условии проведения человекосоразмерной социальной политики, направленной на формирование  среднего класса российского общества и утверждения соответствующей системы ценностей. Это позволит стабилизировать и повысить социально-ценностный статус и достичь высокой степени согласованности всех его структурных элементов.

Таким образом, актуальность исследования социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта обусловлена потребностями общества на современном этапе.

Для адекватного использования  категории социально-ценностный статус в научном исследовании требуется  корректное формулирование этого понятия, а также использование междисциплинарного подхода при рассмотрении всех его аспектов и взаимосвязей (в частности, сопоставление социально-философского и социологического аспектов).

Степень научной  разработанности проблемы. Проблемы социально-ценностного статуса личности, в том числе выявление его сущности, структурных элементов, трансформаций в социальной философии недостаточно разработаны. В отечественной науке еще не проводилось целостное, системное изучение социально-ценностного статуса социальных групп, в том числе группы работников железнодорожного транспорта.

Анализ научных работ  по теме диссертационного исследования позволяет условно разделить  имеющуюся литературу на четыре группы.

Первая группа источников, ставших основой диссертационного исследования, включает социологические и социально-философские исследования проблемы социального статуса личности.

Впервые понятие «статус» (от лат. status – положение, состояние) использовал английский историк Г. Мейн в работе «Античное право» (1885 г.).

Социальный статус в  рамках теорий «социальной стратификации», «социальной мобильности», «социального действия» исследовали М. Вебер,   Р. Линтон, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.1 Ими рассматривалась социальная дифференциация общества, виды статусов, факторы и показатели, определяющие социальное положение личности в обществе. Были сформулированы  выводы о разнообразии статусов, которыми обладает личность, определены факторы, влияющие на положение индивида в социальной структуре общества, но зачастую статус рассматривался в рамках какой-либо одной сферы жизни общества – экономической, политической или духовной, что не позволяет представить его как систему, и затрудняет выделение его детерминант. Так, для М. Вебера статус - это общность людей, основанная на специфическом стиле жизни, который включает набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести. Р. Линтон отделил понятие статус от социальной роли и понимал под ним позицию в социальной структуре общества, характеризующуюся совокупностью прав и обязанностей. Т. Парсонс в теории «социального действия», раскрывая понятие статус, ограничивался сферой человеческих представлений, возникающих у людей в процессе обыденного общения. П.А. Сорокин соотносил статус с престижем и социальным рангом, определяемым высокой, средней или низкой позицией в социальной структуре.

В разработку проблематики социального статуса внесли вклад  отечественные ученые. Сформировалось несколько подходов к рассмотрению социального статуса личности. Так, Б. Г. Ананьев и Ю.В. Сычев2 рассматривали статус в рамках атрибутивного подхода и понимали под ним положение личности в системе общественных отношений, Е.А. Ануфриев3 в рамках функционально-ролевого подхода соотносил социальный статус с активностью личности, а Н.В. Витрук4 на основе социально-нормативного подхода соотносил социальный статус с нормативно-правовой сферой, а в качестве его главного элемента выделял правовой статус личности.  М.С. Комаров, А.И. Кравченко5 исследовали статус в соотношении с социальной ролью, а также выделяли и рассматривали предписанный и достигаемый статус личности.

В социальной философии правовому статусу человека посвящена работа А.Р. Арсланова6, социальный статус личности на примере группы военнослужащих исследовал Ю.А. Чернавин. Под статусом он понимает положение личности в социальной системе общества, «характеризующееся социально-экономическими, социально-политическими, социально-культурными показателями, престижной оценкой и самооценкой»7.

В целом анализ первой группы источников позволяет заключить, что единой трактовки социального статуса, позволяющей определить положение индивида в социальной системе общества  не сложилось. Несмотря на то, что в работах присутствуют многообразные точки зрения на проблему, глубоко проработаны различные аспекты социального статуса, обобщенно представить социальный статус личности как системное образование и его структуру невозможно.

Вторую группу источников составили исследования проблемы ценностей. Изучение ценностного отношения индивида к объективной реальности начинается с момента появления философии. Но собственно научный статус категория «ценность» получает в XIX веке.

Исходные аксиологические  и социально-философские представления  о ценностях почерпнуты, прежде всего, из трудов В. Виндельбанда, Н. Гартмана, И. Канта, Ф. Ницше,  Г. Риккерта, Ю. Хабермаса, М. Шелера и др.8 Г. Риккерт полагал, что сущность ценностей заключается в их значимости.  Н. Гартман обосновывал точку зрения, что ценности идеальны, объективны, абсолютны, поэтому «бытие ценностей безразлично к реальному бытию и небытию»9. И. Кант понимал ценность как обобщенную «позитивную» характеристику или свойство объекта или сам объект, обладающий этим свойством.

Разработкой проблемы ценностей  в социологии занимались М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин10 и др. Э. Дюркгейм обосновывал трансцендентный характер ценностей, отмечал, что они основаны на реальности. Т. Парсонс определял ценность как нормативный стандарт, определяющий желаемое поведение системы относительно её окружения. Но в то же время он не затрагивал проблемы влияния ценностей на особенности социальной системы.

Аксиологическая проблематика занимала значительное место в трудах русских философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и др.11  В их работах проблема ценностей рассматривается в тесной связи с исследованием сущностных начал мира и развития общества. Ценностные устремления личности обосновываются в аспекте индивидуальной свободы и духовного творчества.

В отечественной философии XX века аксиологическую проблематику глубоко исследовали С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов12. Среди современных исследований особо выделяются работы Г.П. Выжлецова, А.А. Гусейнова, А.А. Ивина, М.С. Кагана, А.Н. Максимова, Н.С. Розова, Л.Н. Столовича13. А.А. Гусейнов и О.Г. Дробницкий анализировали специфику моральных ценностей и формирование нравственных идеалов. Л.Н. Столович исследовал ценность в сфере эстетики. А.А. Ивин характеризовал ценности с позиции диалектики и логики норм и оценок. Н.С. Розов исследовал универсальную природу ценностного сознания в контексте современного развития общества.

 Помимо анализа общих вопросов аксиологии, выявления сущности ценностей, их классификации и функционирования, исследователями второй группы источников затрагивались и узкоспециальные аспекты, такие как культурологический, социологический, психологический.

Анализ данных работ  показывает, что много внимания уделялось  проблеме структуры и динамики ценностей, исследованию ценностных ориентаций различных  социальных общностей. Однако вне поля зрения исследователей остаются вопросы о противоречиях в структуре ценностей на уровне усвоения их индивидами и социальными группами, о причинах этих противоречий.

Третья группа источников рассматривает роль ценностей в процессе социальных изменений в обществе.

 Проблема структуры и динамики ценностей в современном российском обществе достаточно активно изучается в отечественной философии и науке в последние десятилетия. Проблемам влияния ценностей на социальные процессы, социальную динамику и модернизацию общества посвящены работы  П.С. Гуревича, Н.И. Лапина, В.С. Магуна, В.С. Степина, В.Г. Федотовой, В.А. Ядова и др.14 В.С. Степиным был уточнён универсальный характер ценностей в контексте трансформаций техногенного мира. Глубокие многоаспектные исследования динамики ценностей российского общества в условиях социокультурной трансформации провел Н.И. Лапин, трудовые ценности россиян и их изменение изучал В.С. Магун. Но в то же время ценности, декларируемые россиянами, не соотносились в исследованиях с ценностями социальных групп, к которым принадлежат индивиды.

Информация о работе Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ