Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:46, автореферат
Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, его трансформаций на различных этапах исторического развития и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
- выявить сущность социально-ценностного статуса и представить структуру данного феномена применительно к работнику железнодорожного транспорта;
- установить детерминанты изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта;
- дать характеристику ценностям, определяющим социально-ценностный статус железнодорожника и его структурные компоненты в период трансформаций;
- указать возможные направления развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта с целью предотвращения деструктивных процессов в социальной структуре общества и в железнодорожной отрасли.
Проблематика социокультурной реформации в России, трансформации социально-ценностной системы общества отражена в трудах А.С. Ахиезера, В.Э. Бойкова, Т.И. Заславской, В.А. Лекторского, Д.А. Леонтьева и многих других15. Анализ истории российского общества, возможности его модернизации, проблема социокультурного раскола и пути его преодоления содержится в работах А.С. Ахиезера и С.Я. Матвеевой16
Ценностным основаниям стратификации российского общества, проблемам формирования среднего класса, анализу ценностей ему соответствующих посвящены исследования О.А. Александровой, Л.А. Беляевой, З.Т. Голенковой, М.К. Горшкова, С.В. Горюновой, Т.И. Заславской, Е.Д. Игитханян, Н.Е. Тихоновой и др.17
Анализ работ третий группы источников показал, что в них достаточно подробно рассмотрено влияние социальных процессов на формирование аксиосферы, тем не менее, в исследованиях вышеупомянутых авторов ценностные изменения рассматриваются только в контексте социальных изменений. В работах этого направления характеризуются условия жизнедеятельности индивида в современном обществе в период его трансформаций, но в них не затронута проблема влияния трансформирующейся аксиосферы на социально-ценностный статус личности, его структуру и динамику.
На современном этапе изучение ценностной проблематики носит междисциплинарный характер, и философский анализ аксиосферы опирается на данные социологии, психологии, культурологи.
Четвертую группу источников, рассматривающих реформирование железнодорожной отрасли, процессы, происходящие в компании ОАО «РЖД», социальное положение работников железнодорожного транспорта и его трансформации, составляют публикации в научных и периодических изданиях, которые дают некоторый эмпирический материал, позволяющий определить социально-ценностный статус железнодорожника18. В.Н. Морозов рассматривает состояние и перспективы развития железной дороги, А.Е. Росляков и В.В. Царицынский затрагивают проблемы корпоративного строительства, управлению персоналом и человеческими ресурсами железнодорожной отрасли посвящены статьи Л.И. Васиной, Г.В. Корнилова, Н.М. Шеремета. Однако представленный материал даёт разрозненные сведения и не позволяет составить целостную картину исследуемого явления.
Анализ всей совокупности источников даёт возможность выявить круг не исследованных или недостаточно исследованных вопросов. В частности, авторы рассмотренной научной литературы оставляют за исследовательскими рамками проблемы влияния ценностей на социальное положение личности, взаимосвязи ценностей и социально-ценностного статуса личности. Не в полной мере обосновано взаимодействие социально-ценностного статуса личности со статусом той группы, к которой принадлежит индивид. Практически не изучался социально-ценностный статус отдельных социальных групп, и полностью отсутствуют исследования социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта и динамики его развития.
В свете сложившегося противоречия между возрастающей потребностью в формировании социально-ценностного статуса конкретных социальных групп и отсутствием научного исследования возникает необходимость в анализе феномена социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта.
Актуальность
Объектом диссертационного исследования является работник железнодорожного транспорта в качестве элемента системы социальных связей и отношений.
Предметом выступает социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта как особый вид социального статуса, проявляющийся на социально-личностном и социально-типическом уровнях.
Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, его трансформаций на различных этапах исторического развития и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
- выявить сущность социально-ценностного статуса и представить структуру данного феномена применительно к работнику железнодорожного транспорта;
- установить детерминанты
изменений социально-
- дать характеристику
ценностям, определяющим
- указать возможные
направления развития
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили философские и социологические идеи и положения отечественных и зарубежных авторов, исследовавших положение личности в обществе, место и роль ценностей, аксиосферу современного российского общества. Непосредственно методологическую основу диссертационного исследования составили базовые положения социальной философии, её методологические принципы, понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются общенаучные методы сравнительного анализа и системного подхода, принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, верификации, научный принцип холизма. С помощью компаративистской методологии эксплицируется социально-философское содержание понятия социально-ценностный статус личности. Для выявления трансформации социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта во времени и определения дальнейших направлений его развития используется историко-логический подход. Применение социокультурного подхода позволяет выделить устойчивое и изменчивое в механизме функционирования ценностей. Деятельностно-ценностный подход позволяет выявить, проанализировать и систематизировать ценности, составляющие ядро деятельности и саморазвития человека и способствующие определению его социально-ценностного статуса.
Эмпирическая база исследования включает результаты проведенного автором в 2009-2010 годах социологического исследования ценностных приоритетов железнодорожников; социологические данные, полученные и использованные отечественными и зарубежными авторами по теме диссертации; контент-анализ материалов научной и периодической печати по проблеме.
II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем:
- представлено авторское понимание сущности социально-ценностного статуса личности;
- установлены факторы, влияющие на изменение аксиосферы и социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта;
- выявлены ценностные
системы и соответствующие им
ценности, определяющие структуру
социально-ценностного статуса
- обоснованы приоритетные
направления развития
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Социально-ценностный статус личности и социальной группы является особой разновидностью социального статуса, имеющего аксиологическое измерение. Социально-ценностный статус выражает соотносительное положение индивида или группы в социальной системе общества, проявляющееся в самоидентификации и формах ценностного освоения бытия, детерминированного ценностями, имеющими как объективный, так и субъективный характер. Он выступает как сложно структурированный феномен, включающий экономический, политический, социальный и культурно-духовный подстатусы, а также личностный и социально-групповой, проявляющиеся на индивидуально-личностном и социально-типическом уровнях и реализующийся в закрепленных функциях.
Специфика феномена социально-ценностного статуса заключается в социогуманитарном содержательном наполнении. С одной стороны, система социально-ценностных статусов характеризует степень развитости и целостности социальной системы, а с другой, - её ценностно-гуманитарную направленность. Социально-ценностный статус является сложным синтетическим явлением, выступает показателем системности богатых социальных связей и отношений, демонстрирует способ, характер, степень активности, включенности субъектов общественного развития в социальное бытие.
В структурно-элементном
аспекте социально-ценностный статус
являет собой совокупность экономического,
политического, социального и культурно-
В содержательном аспекте социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта включает в себя личностный и социально-групповой статусы, которые проявляются на индивидуально-личностном и социально-типическом уровнях и выступают результирующей общих коллективных требований со стороны железнодорожной корпорации, которые в процессе социализации трансформируются в индивидуальные, присущие отдельно взятой личности.
Функциональный аспект
социально-ценностного статуса
2. Динамичные изменения социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта и всех его структурных компонентов, обусловлены усиливающейся глобализацией мирового пространства; коренной модернизацией всего российского общества в рамках национальной модели с элементами вестернизации его аксиологической системы; качественными изменениями в железнодорожной отрасли; трансформацией самой личности, для которой характерны изменение внутренней системы ценностей и смена идентичности.
Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта является динамичной системой, трансформирующейся под воздействием целого ряда факторов. На макроуровне его трансформации вызваны процессами глобализации и модернизации российского общества, которая осуществляется в рамках национальной модели. Социально-ценностный статусный ландшафт характеризуется либерализацией структуры базовых ценностей, с одной стороны, а с другой, - изменением места и роли базовых ценностей в общей аксиоструктуре.
Изменения социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта на мезоуровне обусловлены реформированием железнодорожной отрасли, созданием ОАО «РЖД» и формированием соответствующей корпоративной культуры. Утверждение корпоративной культуры способствует созданию и сохранению целостности и стабильности предприятия и коллектива, формированию команды и развитию командного духа, что является условием успешности и эффективности функционирования. Реализация данных задач происходит одновременно с внедрением таких ценностей, как ответственность, дисциплина, инициативность, мобильность.
На микроуровне трансформации вызваны изменением ценностного сознания личности (для современного человека характерны интерес к новому, разнообразие взглядов, оптимизм, эффективность) и сменой идентичности, подразумевающей определение новых рамок самоотождествления, которые соответствуют современным установкам и ценностям, таким как соблюдение прав человека, инициативность, активность и др.
3. Процессы трансформации аксиосферы и социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта реализуются посредством неоднозначного, противоречивого усвоения взаимосвязанных традиционных и современных ценностей. Трансформация социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта происходит в результате взаимодействия традиционной, современной и опережающей ценностных систем, при этом доминируют социальные и культурно-духовные ценности, что свидетельствует о приоритетности социального и культурно-духовного подстатусов в структуре социально-ценностного статуса.
Исследование ценностных предпочтений работника железнодорожного транспорта позволяет заключить, что его аксиосфера включает три типа систем ценностей:
1. Традиционная система ценностей, которая по самым различным основаниям продолжает играть определяющую роль в жизни общества и человека. Её можно соотнести с ценностями: коллективизм, добро, долг, взаимовыручка и т.д.
2. Современная система ценностей, соответствующая эпохе, её потребностям и в большей степени содействующая гармоничному развитию. Она включает ценности: профессионализм, свобода, инициативность и т.д.
3. Опережающая система ценностей, которая чаще нарушает гармонию развития. Основной ценностью, ярко выраженной уже сегодня, является - уровень и качество жизни.
Данные системы взаимодополняют друг друга, сталкиваются друг с другом и оказывают непосредственное влияние на элементы социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта.