Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:46, автореферат
Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, его трансформаций на различных этапах исторического развития и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
- выявить сущность социально-ценностного статуса и представить структуру данного феномена применительно к работнику железнодорожного транспорта;
- установить детерминанты изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта;
- дать характеристику ценностям, определяющим социально-ценностный статус железнодорожника и его структурные компоненты в период трансформаций;
- указать возможные направления развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта с целью предотвращения деструктивных процессов в социальной структуре общества и в железнодорожной отрасли.
По данным социологических исследований социальные ценности составляют определяющее ядро в ценностном сознании железнодорожника, следовательно, социальный подстатус является доминирующим в общей системе социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта. Культурно-духовный подстатус поддерживает социальный статус через отлаженную систему профессионального образования. Если экономический элемент социально-ценностного статуса составляет материальную основу, на которой надстраиваются все другие элементы-подстатусы, то политический подстатус имеет наименьшую значимость в современной структуре социально-ценностного статуса.
4. Изменения социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, как текущие, так и имеющие стратегический, долгосрочный характер, происходят на различных уровнях: макросоциальном (переход к новой ценностной модели, сохранение противоречивости ценностных предпочтений россиян, постепенное социокультурное выравнивание, переход от ценностей «модерна» к ценностям «постмодерна»), мезосоциальном (дальнейшее встраивание работников отрасли в средний класс, развитие человеческого потенциала отрасли, подтягивание все большего количества работников железнодорожного транспорта под соответствующий компании социальный статус) и микросоциальном (повышение всех структурных элементов статуса, поиск путей устранения противоречий между отдельными видами статуса и внутри них, изменение соотношения функций).
В исследовании феномена социально-ценностного статуса выявлены методологические особенности социально-философского анализа. Данный анализ сохраняет метатеоретическую природу в отношении социологических и антропологических посылок. Учение об обществе, равно как и учение о личности, является вспомогательным средством в изучении сущности социально-ценностного статуса. Основной абстракцией оказывается «социальная система», с помощью которой задается наиболее высокий уровень обобщения эмпирического материала.
В эпистемологическом смысле социальная
система допускает любые
На макроуровне социально-
Дальнейшая трансформация российского общества, перспективы модернизации и постмодернизации подтверждают мысль о том, что понятие социально-ценностный статус является показателем системности общества и в качестве социально-философской категории отражает сближение социального и гуманитарного знания.
III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и структуре социально-ценностного статуса личности и группы, в выявлении причин и факторов его трансформаций. Основные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблематики социально-ценностного статуса личности и социально-профессиональных групп, определения их места в социальной структуре общества, выработки взвешенного подхода к формированию новой системы ценностей, при изучении экономических, политических, социальных и культурных процессов, происходящих в обществе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования её результатов в образовательно-педагогическом процессе, в подготовке спецкурсов по социальной философии и социологии в Московском государственном университете путей сообщения. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, компании ОАО «РЖД», также могут служить основой для выработки рекомендаций по проведению социальной политики, направленной на повышение социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта.
Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа социально-ценностного статуса, позволяют предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы.
1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки проблемы:
- углубление и расширение социально-философских знаний о сущности, содержании и структуре социально-ценностного статуса личности и социально-профессиональной группы;
- необходимо продолжить изучение проблемы воздействия аксиосферы общества на социальную структуру, на положение отдельных социальных групп и личности в обществе;
- выводы исследования
могут быть использованы для
совершенствования методологии
и методики социально-
2. Рекомендации практического характера:
- использовать данные диссертационного исследования для проведения занятий по социальной философии, социологии, политологии, психологии, менеджменту;
- компании ОАО «РЖД»
рассмотреть вопрос о
- органам властных структур рассмотреть вопрос о приоритете социальных и культурно-духовных ценностей в формировании социокультурного пространства россиян.
Апробация работы.
Положения и выводы данной
диссертации нашли отражение
в выступлениях автора на кафедре
«Философия, социология и история»
ГОУ ВПО «Московский
IV. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Структура диссертации определилась соответственно цели, задачам и внутренней логике исследования. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень её научной разработанности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, отражается степень апробации полученных выводов и результатов.
В первом разделе «Сущность и структура феномена социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта» на основе анализа источников и литературы уточняется определение ценностей и их структура, выявляется сущность, содержание и структура социального статуса личности и социально-профессиональной группы, устанавливаются причины нагруженности социального статуса ценностной компонентой.
На основании выделенных
основных характеристик социально-
Раскрываются имманентно присущие данному феномену черты: социогуманитарное содержательное наполнение; системность; структурность.
Социально-ценностный статус исследуется в нескольких аспектах. В онтологическом аспекте социально-ценностный статус суть характеристика самого социального явления как такового, его функционирование, многообразие проявления на различных уровнях и в различных ипостасях. В гносеологическом аспекте социально-ценностный статус представляет собой социальную рефлексию в формах ценностного освоения бытия на уровнях общественного сознания и идеологии, отражение в индивидуальном и общественном сознании отдельных людей и социальных групп статусных позиций исходя из их оценочно-ценностной значимости в обществе. В аксиологическом аспекте социально-ценностный статус выступает в качестве параметра социальных ценностей, параметра культуры в целом, индивидуально-личностного, коллективно-группового мировоззрения.
Исследуются объективные и субъективные детерминанты социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта. Объективное содержание детерминант составляют: потребность отрасли в обеспечении безопасных перевозок пассажиров и грузов; наличие жесткой нормативно-правовой, ценностной, традиционно стабильной системы профессиональных, партнерско-коллективистских отношений.
К субъективным детерминационным показателям относятся: интересы, ценностные ориентации, личные качества и свойства работников корпорации; характер и степень удовлетворенности социальными характеристиками своей группы; престижные оценки отрасли, статусности труда железнодорожника со стороны общества.
Реализуя системный подход к анализу предмета исследования, социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта представлен в структурно-элементном, содержательном и функциональном аспектах. В структурно-элементном аспекте социально-ценностный статус является совокупностью экономического, политического, социального и культурно-духовного подстатусов. Для каждого подстатуса характерна своя система ценностей. Для экономического: частная собственность и её неприкосновенность, свобода и прибыльность труда, доходы, богатство, зажиточность; политического: общественный порядок, политические права, законопослушание, законность, равенство всех граждан перед законом, народовластие; социального: профессионализм, деловитость, гарантии социальных прав, авторитетность, общение, коллективизм, терпимость, инициативность; культурно-духовного: добро, благо, долг, честь, совесть, взаимопомощь, справедливость, благородство, красота, идеал, гармония, культурная самобытность.
В содержательном аспекте социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта включает в себя личностный и социально-групповой статусы, которые проявляются на индивидуально-личностном и социально-типическом уровнях.
Функциональный аспект
социально-ценностного статуса
Во втором разделе – «Трансформация социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли» осуществлен социально-философский анализ процессов трансформации социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, выявлены факторы, оказавшие на них влияние. К ним относятся: глобализация, модернизация российского общества, реформирование железнодорожной отрасли, модернизация личности и смена её идентичности.
Рассмотрены модели модернизации, а также процессы изменения ценностных приоритетов в условиях модернизирующегося общества, которые включают переход от традиционных ценностей к современным.
В разделе показано, что система ценностей железнодорожников включает ценности традиционные, современные и опережающие.
Трансформации социально-ценностного статуса происходят на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
На макроуровне происходит либерализация структуры базовых ценностей, с одной стороны, а с другой, - изменяется место и роль базовых ценностей. В определяющее ядро наряду с ценностями традиционными: порядок, семья, общение, входят и современные: гарантии социальных прав, законность, равенство всех перед законом, профессионализм, инициативность, стабильность. В срединных слоях базовых ценностей к ценностям нравственность, свобода, жизнь, работа, традиционность добавились и в некоторой степени потеснили их независимость, благополучие, инициативность, достаток. При этом ценности нравственность и традиционность несколько понизили свои позиции.
Изменения социально-ценностного статуса на мезоуровне вызваны реформами железнодорожной отрасли и созданием корпорации ОАО «РЖД». В условиях формирующейся в отрасли корпоративной культуры, базирующейся на преемственности железнодорожных традиций, особом характере труда железнодорожников (непрерывное производство, жесткая дисциплина, нацеленность на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов) в ценностном сознании работников железной дороги сосуществуют и традиционные (коллективизм, добро, справедливость, общение), и современные (профессионализм, инициативность, материальное благополучие) ценности.