Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:46, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, его трансформаций на различных этапах исторического развития и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
- выявить сущность социально-ценностного статуса и представить структуру данного феномена применительно к работнику железнодорожного транспорта;
- установить детерминанты изменений социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта;
- дать характеристику ценностям, определяющим социально-ценностный статус железнодорожника и его структурные компоненты в период трансформаций;
- указать возможные направления развития социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта с целью предотвращения деструктивных процессов в социальной структуре общества и в железнодорожной отрасли.

Работа содержит 1 файл

ar646.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

По данным социологических исследований социальные ценности составляют определяющее ядро  в ценностном сознании железнодорожника, следовательно, социальный подстатус является доминирующим в общей системе социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта. Культурно-духовный  подстатус  поддерживает  социальный статус через отлаженную систему профессионального образования. Если экономический элемент социально-ценностного статуса составляет материальную основу, на которой надстраиваются все другие элементы-подстатусы, то политический подстатус имеет наименьшую значимость в современной структуре социально-ценностного статуса.

4. Изменения социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, как текущие, так и имеющие стратегический, долгосрочный характер, происходят на различных уровнях: макросоциальном (переход к новой ценностной модели, сохранение противоречивости ценностных предпочтений россиян, постепенное социокультурное выравнивание, переход от ценностей «модерна» к ценностям «постмодерна»), мезосоциальном (дальнейшее встраивание работников отрасли в средний класс, развитие человеческого потенциала отрасли, подтягивание все большего количества работников железнодорожного транспорта под соответствующий компании социальный статус) и микросоциальном (повышение всех структурных элементов статуса, поиск путей устранения противоречий между отдельными видами статуса и внутри них, изменение соотношения функций).

В исследовании феномена социально-ценностного статуса выявлены методологические особенности социально-философского анализа. Данный анализ сохраняет метатеоретическую природу в отношении социологических и антропологических посылок.  Учение об обществе, равно как и учение о личности, является вспомогательным средством в изучении сущности социально-ценностного статуса. Основной абстракцией оказывается «социальная система», с помощью которой задается наиболее высокий уровень обобщения эмпирического материала.

В эпистемологическом смысле социальная система допускает любые способы  структурирования. Выделение трех уровней  в изучении социально-ценностного  статуса как раз характеризует сопряжение онтологического гносеологического и аксиологического аспектов рассмотрения проблемы.

На макроуровне социально-ценностный статус отражает степень интегральности социального бытия, тенденции социального  холизма в социальной политике. На мезоуровне социально-ценностный статус характеризует социальную рефлексию в формах ценностного освоения корпоративного бытия. На микроуровне проявляется преимущественно аксиологическая природа социально-ценностного статуса, так как он выступает параметром личностного сознания.

Дальнейшая трансформация  российского общества, перспективы  модернизации и постмодернизации подтверждают мысль о том, что понятие социально-ценностный статус является показателем системности общества и в качестве социально-философской категории отражает сближение социального и гуманитарного знания.

 

III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

 

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и структуре социально-ценностного статуса личности и группы, в выявлении причин и факторов его трансформаций. Основные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблематики социально-ценностного статуса личности и социально-профессиональных групп, определения их места в социальной структуре общества, выработки взвешенного подхода к формированию новой системы ценностей, при изучении экономических, политических, социальных и культурных процессов, происходящих в обществе.

Практическая  значимость работы состоит в возможности использования её результатов в образовательно-педагогическом процессе, в подготовке спецкурсов по социальной философии и социологии в Московском государственном  университете путей сообщения. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, компании ОАО «РЖД», также могут служить основой для выработки рекомендаций по проведению социальной политики, направленной на повышение социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа социально-ценностного статуса, позволяют предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы.

1. Рекомендации, касающиеся  дальнейшей теоретической разработки проблемы:

- углубление и расширение социально-философских знаний о сущности, содержании и структуре социально-ценностного статуса личности и социально-профессиональной группы;

- необходимо продолжить  изучение проблемы воздействия аксиосферы общества на социальную структуру, на положение отдельных социальных групп и личности в обществе;

- выводы исследования  могут быть использованы для  совершенствования методологии  и методики социально-философских  и социологических исследований, связанных с изучением положения  личности и отдельных социальных  групп в обществе.

2. Рекомендации практического характера:

- использовать данные диссертационного исследования для проведения занятий по социальной философии, социологии, политологии, психологии, менеджменту;

- компании ОАО «РЖД»  рассмотреть вопрос о формировании  и реализации социальной политики, направленной на повышение социально-ценностного статуса железнодорожника путем дальнейшего встраивания его в средний класс, проведения мероприятий, направленных на повышение человеческого потенциала отрасли;

- органам властных  структур рассмотреть вопрос о приоритете социальных и культурно-духовных ценностей в формировании социокультурного пространства россиян.

Апробация работы.

Положения и выводы данной диссертации нашли отражение  в выступлениях автора на кафедре  «Философия, социология и история» ГОУ ВПО «Московский государственный  университет путей сообщения» (МИИТ), на научно-практических и научно-методических конференциях, в частности на Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы современности» (Смоленск, апрель 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Социально-философские и экономические аспекты развития современного общества» (Саратов, апрель 2008 г.), Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы и тенденции развития науки» (Смоленск, апрель 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Экономический и социально-философский потенциал современного общества: возможности, тенденции, перспективы развития» (Саратов,  июнь 2009 г.), Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ (Москва, январь  2010 г.), Международной научно-практической конференции «Культурная память: актуальные проблемы и связь времен» (Воронеж, май 2010 г.).  Диссертантка в 2010 году приняла участие в выполнении гранта Президента РФ № 182-рп (руководитель проекта кандидат философских наук Т.П. Довгий) по теме «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе достижений отечественной культуры».

 

IV. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Структура диссертации определилась соответственно цели, задачам и внутренней логике исследования. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень её научной разработанности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, отражается степень апробации полученных выводов и результатов.

В первом разделе «Сущность и структура феномена социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта» на основе анализа источников и литературы уточняется определение ценностей и их структура, выявляется сущность, содержание и структура социального статуса личности и социально-профессиональной группы, устанавливаются причины нагруженности социального статуса ценностной компонентой.

На основании выделенных основных характеристик социально-ценностного  статуса формулируется его общее  определение.

Раскрываются имманентно присущие данному феномену черты: социогуманитарное содержательное наполнение; системность; структурность.

Социально-ценностный статус исследуется в нескольких аспектах. В онтологическом аспекте социально-ценностный статус суть характеристика самого социального явления как такового, его функционирование, многообразие проявления на различных уровнях и в различных ипостасях. В гносеологическом аспекте социально-ценностный статус представляет собой социальную рефлексию в формах ценностного освоения бытия на уровнях общественного сознания и идеологии, отражение в индивидуальном и общественном сознании отдельных людей и социальных групп статусных позиций исходя из их оценочно-ценностной значимости в обществе. В аксиологическом аспекте социально-ценностный статус выступает в качестве параметра социальных ценностей, параметра культуры в целом, индивидуально-личностного, коллективно-группового мировоззрения.

Исследуются объективные  и субъективные детерминанты социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта. Объективное содержание детерминант составляют: потребность отрасли в обеспечении безопасных перевозок пассажиров и грузов; наличие жесткой нормативно-правовой, ценностной, традиционно стабильной системы профессиональных, партнерско-коллективистских отношений.

К субъективным детерминационным показателям относятся: интересы, ценностные ориентации, личные качества и свойства работников корпорации; характер и степень удовлетворенности социальными характеристиками своей группы; престижные оценки отрасли, статусности труда железнодорожника со стороны общества.

Реализуя системный  подход к анализу предмета исследования, социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта представлен в структурно-элементном, содержательном и функциональном аспектах. В структурно-элементном аспекте социально-ценностный статус является совокупностью экономического, политического, социального и культурно-духовного подстатусов. Для каждого подстатуса характерна своя система ценностей. Для экономического: частная собственность и её неприкосновенность, свобода и прибыльность труда, доходы, богатство, зажиточность; политического: общественный порядок, политические права, законопослушание, законность, равенство всех граждан перед законом, народовластие; социального: профессионализм, деловитость, гарантии социальных прав, авторитетность, общение, коллективизм, терпимость, инициативность; культурно-духовного: добро, благо, долг, честь, совесть, взаимопомощь, справедливость, благородство, красота, идеал, гармония,  культурная самобытность.

В содержательном аспекте  социально-ценностный статус работника  железнодорожного транспорта включает в себя личностный и социально-групповой статусы, которые проявляются на индивидуально-личностном и социально-типическом уровнях.

Функциональный аспект социально-ценностного статуса раскрывает потенциал статусных возможностей через реализацию функций: интеграционной, регулятивной, ценностно-оценочной, стабилизирующей, нравственной.

Во  втором разделе – «Трансформация социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли» осуществлен социально-философский анализ процессов трансформации социально-ценностного статуса работника железнодорожного транспорта, выявлены факторы, оказавшие на них влияние. К ним относятся: глобализация, модернизация российского общества, реформирование железнодорожной отрасли, модернизация личности и смена её идентичности.

Рассмотрены модели модернизации, а также процессы изменения ценностных приоритетов в условиях модернизирующегося общества, которые включают переход от традиционных ценностей к современным.

В разделе показано, что система ценностей железнодорожников включает ценности традиционные, современные и опережающие.

Трансформации социально-ценностного  статуса происходят на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

На макроуровне происходит либерализация структуры базовых ценностей, с одной стороны, а с другой, - изменяется место и роль базовых ценностей. В определяющее ядро наряду с ценностями традиционными: порядок, семья, общение, входят  и современные: гарантии социальных прав, законность, равенство всех перед законом, профессионализм, инициативность, стабильность. В срединных слоях базовых ценностей к ценностям нравственность, свобода, жизнь, работа, традиционность добавились и в некоторой степени потеснили их независимость, благополучие, инициативность, достаток. При этом ценности нравственность и традиционность несколько понизили свои позиции.

Изменения социально-ценностного  статуса на мезоуровне вызваны  реформами железнодорожной отрасли и созданием корпорации ОАО «РЖД». В условиях формирующейся в отрасли корпоративной культуры, базирующейся на преемственности железнодорожных традиций, особом характере труда железнодорожников (непрерывное производство, жесткая дисциплина, нацеленность на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов) в ценностном сознании работников железной дороги сосуществуют и традиционные (коллективизм, добро, справедливость, общение), и современные (профессионализм, инициативность, материальное благополучие) ценности.

Информация о работе Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ