Социальная система, как единство подсистем и из взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Несомненно, социальная философия – это занимательный и необходимый предмет для изучения. Ведь именно в социальной философии происходит осмысление мира, общества и человека.

Содержание

Введение с.3

Структура общества как целостного организма с.4

Основные сферы жизни общества……………………………………………...с.7

Выявите особые свойства общества как целого с.10

Заключение с.12

Список литературы с.12

Работа содержит 1 файл

филДокумент Microsoft Office Word (4).docx

— 34.46 Кб (Скачать)
 
  
 
 
Контрольная работа по философии  на тему:Социальная система, как единство подсистем и из взаимоотношений.
      

ВАРИАНТ№12

   
 
 

Содержание.

 Введение с.3

 Структура общества как целостного организма с.4

 Основные сферы жизни общества……………………………………………...с.7

 Выявите  особые свойства общества как  целого с.10

 Заключение с.12

 Список литературы с.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

   Несомненно, социальная философия – это занимательный  и необходимый предмет для  изучения. Ведь именно в социальной философии происходит осмысление мира, общества и человека. Именно в этой философии человечество начинает сознавать  и познавать само себя. И вопросы, поставленные философами, жившими задолго  до нашего времени, будоражат наши умы  до сих пор: “Откуда мы произошли?”, “Что с нами будет?”

   Все мы – элементы общества, народа, нации. Все – мельчайшие частицы социальной системы, “моменты”, как сказал бы Гегель. И в том, что человека интересует устройство этой системы и взаимосвязях в ней, нет ничего удивительного. Поэтому изучение темы моей работы вполне актуально и познавательно.

   Целью данной работы является изучение элементов  социальной системы и их взаимоотношений. Также поставлен ряд задач, которые  предстоит решить в процессе написания  контрольной работы. Этими задачами являются: изучение структуры общества как целостного организма, выделение  основных сфер жизни общества и выявление  особых свойств общества как целого. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура общества как целостного организма.

   В истории философии и социологии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения “социальных инстинктов” [5, с.436]. Так, можно сказать, что общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации [4, с.272]. А структура – это общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Мир не только разделен, но и един [1, с.381].

   Общество  представляет собой специфическую  систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различные общности, структурные  связи [4, с.272]. Конечно, нет и не может быть общества без отдельных индивидуумов, выступающих в качестве далее неделимых “социальных атомов”. Но всё же общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, поскольку оно также включает те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, семьи, нации, государства, в сообщество [1,с. 381].

   Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное  единство двух основных составляющих: (1) Совокупности индивидов, людей, их объединений и (2) совокупности взаимодействий, связей, взаимоотношений между людьми и социальными группами. Первый из указанных пунктов обнаружить не трудно, а второй увидеть значительно сложнее. Дело в том, что связи и отношения между людьми носят скрытый, бесплотный, невещественный характер. Поэтому значение этих незримых отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу.

   Немало  предрассудков в оценке их роли сохраняется  и поныне. Самые распространенные из них: крайний индивидуализм (анархизм) и воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм [2, с.529].

   С точки зрения крайнего индивидуализма, существуют только отдельные люди, индивидуумы, общественных связей, и, следовательно, общества, не существует. Отсюда следует, что общество есть чистая фикция. Следствием подобного индивидуалистического  подхода является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, значение общественных организаций  и государства.

   По  мнению сторонников крайнего, воинствующего  коллективизма, общество, государство  не только не существуют, но и являются более высокими ценностями, чем индивиды, из которых это общество состоит. С этой точки зрения существует только общество, отдельные же люди – всего лишь частицы, “моменты”, как выражался Гегель, более широкого целого[1, с.382].

   Конечно, указанные два компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения  – ещё не выражают всего содержания социальной структуры. Они представляют собой лишь две её главные, несущие, системообразующие опоры. Но, конечно, в действительности, структура общества не двухмерна, она сложна, многомерна. Она представляет собой совокупность множества различных частей и  элементов, которые могут быть сведены  к двум основным лишь в теоретическом  анализе.

   Общество  отличается от других природных систем своей особой сложностью. Поэтому  при социально – философском  анализе социальной системы используется весьма сложный понятийный аппарат. Так, наряду с понятиями, широко применяемыми для описания природных систем, такими, как “элемент”, “отношение”, “система”, “структура”, в социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как “субъект”, “объект”, “идеальное”, “социальная деятельность”, и др. Создание этого понятийного аппарата явилось результатом длительного исторического развития философской мысли [2, с.531].

   Первые  представления о системности  в природе и в обществе зародилась уже в античной философии в  виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно  проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX-XX вв., как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин и др. Именно этим мыслителям принадлежит заслуга детальной разработки содержания основных для решения данной проблемы понятий.

   Под элементом или частью общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей общества могут выступать те или иные социальные субъекты, отношения, институты. Составляющие общество элементы весьма многообразны, иерархичны.

   Под отношениями понимается определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения – своего рода цементирующий материал, который сплачивает людей в общество. Устойчивые, повторяющиеся, постоянные отношения между людьми постепенно приводят к формированию стабильных социальных групп, организаций, вступающих в свою очередь во взаимоотношения между собой.

   Понятие “структура” и отражает степень развития общества, сложившуюся в нем определенную форму устойчивых связей, отношений, совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.

   При характеристике социальной жизни часто  употребляются также понятия  “субъект” и “объект”. Они противоположны по смыслу. Под объектом понимается явление, на которое направлена активность субъекта.

   И, наконец, социальная система является обобщающим понятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный организм [1, с.383-384].

   Как уже отмечалось, социальная система  отличается от систем, существующих в  природе. Эти отличия состоят  в следующем:

  • множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней, а также их функций, связей и взаимоотношений;
  • разнокачественность, неоднородность социальных элементов, среди которых, наряду с разнообразными материальными, имеются и ещё более многокрасочные идеальные, духовные явления;
  • уникальность основного элемента социальной системы – человека, который обладает широкими творческими возможностями свободного выбора форм своего поведения, что и придает развитию общества большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости [2, с.533].      

                

  Основные сферы жизни общества.

   Существуют  четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства  порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру  в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам  простейшего социального действия выделяются и четыре сферы общественной деятельности: материальная, духовная, управленческая (регулятивная), деятельность обслуживания (гуманитарная или социальная в узком смысле слова).

   Материальное  производство призвано создавать определенные материальные вещи, товары, необходимые  для удовлетворения базовых потребностей людей, поддержания их физиологической  активности в любой форме деятельности. Основным субъектом деятельности здесь  является работник физического труда, хотя материальным производством заняты и работники умственного труда, доля которых увеличивается. В этой сфере трудятся машиностроители, рабочие  и инженеры, агрономы и руководители предприятий. Значимость этой сферы  для всего общества общепризнана. Трудом работников этой сферы создается  все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки и медицины. Кроме того, в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей.

   Важную  роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Эти ценности материализуются  в книгах, картинах, скульптурах. В  процессе духовной деятельности человек  познает окружающий мир, разрабатывает  систему целостного сознания, определяя  значимость тех или иных явлений  для человека. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы  деятельности, человек глубже познает  самого себя, свой духовный мир.

   Большое значение имеет управленческая (регулятивная) сфера. Специфическая задача этой сферы  состоит в поддержании всеми  возможными средствами созидательных  и блокирование разрушительных тенденций  во всех сферах общественной жизни, а  также создание благоприятных условий  для жизни людей и роста  их благосостояния. Деятельность специализированных регулятивных организаций призвана обеспечить  согласованность, упорядоченность  различных сфер общественной жизни, их развитие в направлении всё  более полного удовлетворения разнообразных  потребностей людей. Управление людьми и вещами осуществляется на различных  уровнях: от уровня семьи, предприятия  до уровня государства.

   Высшей  формой управленческой деятельности является политическая. Именно на этом уровне решаются судьбы  миллионов людей. И именно поэтому цена допущенных здесь ошибок может быть особенно велика.

   Но  при всей важности политической и  других видов социальной деятельности следует отметить, что все они  возможны при наличии живых и  активных людей. Создание предпосылок  для человеческой жизни, для высокого уровня активности людей составляет содержание четвертого вида общественной деятельности – гуманитарной (социальной) сферы. Воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности настолько  важное социальное дело, что общество не может доверить его полностью отдельным людям. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, создает систему здравоохранения [2, с. 536-539].

   Социальная  сфера имеет общности. Основные –  это народ и нация. Народ как  социальная общность - это объединение, союз людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в общественный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. Складывание народа как общности означает, что союз людей обретает свою определенность. Народная общность представляет собой качественное целое, которое, как и любая другая качественная целостность, имеет внутреннюю границу, свои пределы, отделяющие данный народ от других общностей. Конкретно речь идет о таком социальном явлении, как народ страны. Народ страны — это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе определенного исторического отрезка времени [3, c.105-106].

Информация о работе Социальная система, как единство подсистем и из взаимоотношений