Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:01, реферат
Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект.
Каждая социальная
система может быть элементом
более глобального социального
образования. Именно этот факт вызывает
наибольшие сложности при построении
концептуальных моделей проблемной
ситуации и предмета социологического
анализа. Микромоделью социальной системы
является личность – устойчивая целостность
(система) социально-значимых черт, характеристик
индивида как члена общества, группы,
общности. Особую роль в процессе концептуализации
играет проблема установки «границ»
изучаемой социальной системы.
Социальная система и ее структура
Социальная системаопределяется
как множество элементов (индивидов, групп,
общностей), находящихся во взаимодействиях
и отношениях и образующих единое целое.
Такая целостность (система) при взаимодействии
с внешней средой способна изменить отношения
элементов, т. е. свою структуру, представляющую
сеть упорядоченных и взаимообусловленных
связей между элементами системы.
Итак, существенными характеристиками
любой системы являются целостность и
интеграция структурных элементов. Специфика
социальной системы заключается в том,
что ее элементами (компонентами) являются
индивиды, группы, социальные общности,
поведение которых детерминируется определенными
социальными позициями (ролями).
Процесс исторического становления общества
показывает, что индивиды осуществляли
свою деятельность совместно с другими
людьми для удовлетворения своих жизненно
важных интересов и потребностей. В процессе
этого взаимодействия вырабатывались
определенные нормы отношений, стандарты
поведения, которые в той или иной степени
разделялись всеми. Это превращало групповые
отношения в социальную систему, целостность,
обладающую качествами, которые могут
и не наблюдаться в составляющих систему
социальных множествах в отдельности.
Например, систему образования можно представить
в виде элементов: начального, среднего
и высшего образования. Для того чтобы
получить среднее образование, человек
должен освоить ступень начального, а
чтобы получить высшее – ступень среднего,
т. е. как бы соблюсти определенную иерархию
освоения компонентов системы.
Значит, когда мы
говорим о социальной структуре,
то подразумеваем некоторый