Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа
Главной целью системы социального обеспечения является строго определенная материальная поддержка тех категорий граждан, на которых по законодательству распространяется действие этой системы. Благодаря системе выплат из фондов социального обеспечения часть средств, заработанных профессионально активными гражданами, перемещаются к группе граждан менее профессионально активных или пассивных. Одной из приоритетных задач государства сегодня является развитие системы социальной защиты, которая не только бы соответствовала насущным потребностям общества, но и имела бы определенную перспективность.
ВВЕДЕНИЕ 3
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 4
1 Социальная защита населения 4
2 Этапы по реформированию системы социальной защиты населения 13
3 Проблемы взаимодействия субъектов управления социальной защиты населения в условиях рыночных отношений 16
4 Основные направления совершенствования системы социальной защиты 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПЛАН
В условиях экономического роста и повышения благосостояния населения Республики Казахстан, формирования ее нормативной правовой базы социальная защита граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Конституция Республики Казахстан гарантирует минимальный размер пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям гражданам республики. Поощряются выплаты добровольных пенсионных взносов, создание дополнительных форм социального обеспечения. Особый характер данных гарантий подчеркивается и в Послании Президента страны народу Казахстана “Казахстан-2030”. Среди семи долгосрочных приоритетов развития государства Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выделяет здоровье, образование и благополучие Казахстана.
Социальная защита населения входит в систему мер социальной политики государства и направлена на соблюдение социальных прав человека, что проявляется в системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных правовых, экономических и социальных гарантий граждан. Наиболее часто социальную защиту населения определяют как систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям социальной среды на человека и обеспечивающие достижение социально-приемлемого уровня жизни в соответствии с конкретными условиями общественного развития.
Главной
целью системы социального
Для Казахстана такая государственная стратегия пока нехарактерна, поскольку с началом рыночных преобразований первостепенное внимание уделялась экономическим преобразованиям, а преобладающими в социальной защите в переходный период оказались пожарные меры в отношении отдельных социальных групп населения. При этом в системе социальной защиты преобладали денежно-компенсационные механизмы. Этот выбор был обусловлен не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и просчетами в определении общей стратегии социального развития.
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Поддержание соответствующего качества жизни предполагает защиту доходов, нормального потребления, занятость, получение необходимых общеобразовательных и медицинских услуг. Таким образом, социальная защита населения, в конечном счете, направлена на обеспечение приемлемого качества жизни для всех слоев населения. В обществоведческой литературе постсоветских стран термин "социальная защита" появился сравнительно недавно - в 90-х годах как символ общественно необходимого и социально значимого процесса вследствие резкого снижения уровня жизни и населения. Он используется политиками, правоведами, социологами и экономистами преимущественно в обыденном смысле слова, в то время как научного определения категории мы не находим.
Это
обусловлено тем, что, несмотря на кажущуюся
простоту, понятие "социальная защита"
чрезвычайно многозначно и
Система
социальной защиты предполагает обеспечение
минимальных жизненных
Таким
образом, при правовом рассмотрении
категории общие рамки
В широком понимании механизм социальной защиты маргинальных (социально уязвимых) слоев населения является лишь частью и не охватывает целого, т.е. всей системы социальной защиты. Его (механизм социальной защиты маргинальных групп) можно охарактеризовать как социальную помощь. Социальная же защита, кроме того, включает в себя защиту доходов и заработной платы, совершенствование распределительных отношений и др.
В системе социальной защиты населения выделяются следующие уровни:
- социальная защита со стороны государства и муниципальных органов управления;
-
социальная защита со стороны
работодателей, администрации
- социальная защита со стороны профсоюзов, различного рода неправительственных организаций и трудовых коллективов;
- семейная защита и самозащита.
По объекту формами социальной защиты могут быть:
- социальная защита детства;
-
социальная защита
- социальная защита женщин и многодетных матерей;
- социальная защита безработных;
-
социальная защита лиц
- социальная защита больных и инвалидов;
-
поддержка социальных отраслей:
При
прочих равных условиях, чем больше
средств к существованию
-
социальная ответственность
- осуществление в необходимых случаях медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
-
всеобщий и обязательный
- расширение сферы применения системы социальной защиты к большей части населения.
Поводом для предоставления денежных пособий является снижение дохода в результате старения, устойчивой потери трудоспособности, краткосрочного заболевания или производственного травматизма, а также из-за потери кормильца, рождения ребенка, безработицы. К натуральным формам социальной защиты относятся госпитализация, медицинское обслуживание, реабилитационный уход и др. Большая часть социальных пособий осуществляется за счет социального страхования, касающегося выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Размер пособия часто связан с предыдущим заработком (доходом). Если индивид не имеет права пользоваться услугами социального страхования, а его фактический доход (установленный путем социальной проверки) ниже гарантируемого минимального дохода в стране, вступает в силу программа социальной помощи в форме выплаты пособий по малообеспеченности. Сюда же необходимо отнести социальные пособия для выполнения специальных расходов, связанных с женитьбой, рождением, смертью и др. Большинство социальных выплат и льгот предоставляется без предварительной проверки нуждаемости, что резко снижает эффективность системы социальной помощи в целом. В связи с этим представляется необходимым сохранить категориальный принцип предоставления социальных льгот только там, где это действительно остро необходимо (инвалиды войны и I группы). Во всех остальных случаях должен доминировать адресный принцип, базирующийся на предварительном установлении дохода. По сути, речь идет о появлении в обществе в связи с развитием адресной социальной помощи отряда социальных паразитов. Это характерно и для новых независимых государств, имеющих социалистическое прошлое и "богатые" традиции социалистического иждивенчества. Например, многие лица, занятые в неформальном секторе и не платящие налоги с весьма высоких доходов дополнительно получают пособия по многодетности; одинокие люди, живущие в благоустроенных 3-х комнатных квартирах и не желающие сдавать жилье в аренду в связи с низкими доходами, получают компенсацию и др.
Проблема повышения пенсионных выплат приобрела особую остроту в условиях перехода от плановой экономики к рыночной. Начиная с 1992 года государство решало ее путем «осовременивания» среднемесячной заработной платы, принятой для исчисления пенсии. Затем повышение, основанное на увеличении минимальных пенсий и индексации их в соответствии с уровнем инфляции, привели к сужению дифференциации трудовых пенсий и их выравниванию, независимо от трудового стажа и прежней заработной платы. В 2002 году миллион пенсионеров (или 64 процента от их общего числа) получали пенсию в пять-шесть тысяч тенге, что лишь ненамного превышает прожиточный минимум. В полном объеме солидарная пенсионная система будет функционировать до 2018 года. Тем не менее, в условиях стабильного улучшения экономической ситуации в стране возникла необходимость дальнейшего совершенствования механизма повышения пенсий. Поэтому президент Нурсултан Назарбаев и поручил правительству осуществить дифференцированное повышение пенсий.
Предложенный
механизм широко используется во многих
развитых странах. В результате дифференцированного
повышения с 1 июня 2004 года увеличенные
пенсии получили 1 млн. 30 тыс. пенсионеров
из 1,6 миллиона пенсионеров (или более
64 процентов). Средний размер увеличения
пенсионных выплат составил по республике
около 2 300 тенге.
Повышение получили те, кто до сего времени
имел низкую пенсию вне зависимости от
прежнего трудового вклада. В результате
перерасчета почти вдвое сократилась
численность получавших наименьшие пенсии
(в пределах 5 000-6 000 тенге). Средний размер
пенсий возрос на 22,2 процента (с 6 485 тенге
до 7 927 тенге). Почти в два раза увеличилась
доля пенсионеров, получающих пенсию в
размере от 6 000 до 12 000 тенге. С 1,5 тыс. до
498 тысяч человек возросла численность
пенсионеров, получающих максимальную
пенсию. Если до 1 июня доля пенсионеров,
получающих пенсии ниже среднего размера
и на уровне среднего размера пенсий, составляла
75,2 процента, то после повышения она снизилась
до 40,1 процента. Также если до повышения
доля пенсионеров, получающих пенсии выше
среднего размера, составляла 24,8 процента,
то после она увеличилась до 59,9 процента.
Размеры пенсии не повышены тем, у кого
выплаты превышали 9 810 тенге, либо тем,
чьи пенсии соответствовали прежнему
трудовому вкладу, или пенсионерам, которые
уходили на пенсию с низкоквалификационной
должности, с невысоким уровнем зарплаты
(таких около 549 тыс. чел.). При этом не допускалось
уменьшения прежних размеров пенсионных
выплат.
Необходимо отметить, что новый порядок повышения пенсий не ставил задачей исправление ошибок и упущений предшествующих периодов, потому что они в свое время обсуждались в судебных и других инстанциях, и по ним приняты соответствующие решения. При повышении пенсионных выплат с 1 июня 2003 года за основу взяты данные по условиям, которые применялись на момент обращения гражданина за пенсией. Применены общие правила по ограничению трудового стажа и дохода, предусмотренные условиями действующего пенсионного законодательства Республики Казахстан, а не отмененных ранее законодательных и нормативных правовых актов. При этом установленное законодательно ограничение в размере 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсии, является нормой, принятой в мировой практике при определении ставки замещения дохода. Отличие принятой методики повышения пенсии от механизма повышения, реализованного в предыдущие годы, заключается в корректировке повышения размеров пенсий на основе учета отраслевой заработной платы. Это было связано с различной трудоемкостью в отраслях экономики именно в переходный период, далеко не всегда учитывавшийся в заработной плате.