Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:20, контрольная работа
1. Славянофильство и западничество – основные течения русской общественно-политической и философской мысли середины XIX века.
2. Славянофильство, его идейные истоки и основные представители. Критика «рационалистической» культуры Запада и западной философии. Учение о соборности. Концепции цельного знания и самобытного исторического пути России.
3. Идейные истоки западничества. Влияние классической немецкой философии. Историческое прошлое и судьба России. В.Г. Белинский и его идейная эволюция. А.И. Герцен Развитие материалистической философии и диалектического воззрения на природу и общество.
Герцен считал, что «вне России нет будущности для славянского мира», но ему чужд и ненавистен «императорский панславизм»; он выступал против соединения западных славян с империей, «где скипетр превратился в заколачивающую насмерть палку». Герцен не случайно встал на защиту польского восстания против русского царизма в 1863-1864 гг. Протестуя против «полицейского усмирения Польши», он заявлял: «Мы не рабы любви нашей к родине, как не рабы ни в чем».
Главу в «Былое и думах», посвященную славянофилам, Герцен назвал «Не наши», в то время как предыдущая глава о западниках названа им «Наши». Но в 50-60-х гг. он сближается со славянофилами в критическом отношении к западному образу жизни и в понимании важности сохранения и развития русской крестьянской общины. Правда, полагая, что артель и сельская община - «краеугольные камни, на которых зиждется храмина нашего будущего свободно-общинного быта», Герцен считал, что «эти краеугольные камни - все же камни <...> и без западной мысли наш будущий собор остался бы при одном фундаменте», «при диком общинном быте». Вместе с тем глава «Не наши» начинается эпиграфом из герценовского некролога, посвященного памяти одного из славянофилов - К. С. Аксакова, и заканчивается большим фрагментом из этого некролога, опубликованного в «Колоколе» в начале 1861 г.
Герцен так пишет о своем отношении
к славянофилам после того, как, по его
выражению, «время, история, опыт сблизили»
его со славянофильством: «Да, мы были
противниками их, но очень странными: у
нас была одна любовь, но не одинокая.
У них и у нас запало с ранних лет одно
сильное, безотчетное, физиологическое,
страстное чувство, которое они принимали
за воспоминание, а мы - за пророчество:
чувство безграничной, обхватывающей
все существование любви к русскому народу,
к русскому быту, к русскому складу ума.
И мы, как Янус или как двуглавый орел,
смотрели в разные стороны, в то время
как сердце билось
одно» (II, 244).
Заключение
Спор славянофилов с западниками XIX век
разрешил в пользу последних. Причем проиграли
не только славянофилы (в середине века),
проиграли и народники (к концу столетия).
Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому
пути развития. XX век этот приговор можно
сказать пересмотрел. Российский «эксперимент»,
основанный на западноевропейской модели
прогресса, потерпел тяжелое поражение.
Потому что уничтожили святая святых -
общину, артель, назвав это «великим переломом»,
- по сравнению с которым «перелом», пережитый
страной в эпоху Петра, был не более чем
легкой коррекцией ее естественного развития.
Список
литературы