Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:23, курсовая работа
Цель работы: определить значение огня в тюркской фольклористике.
Для реализации данной цели поставлены такие задачи:
Определить роль огня в окружающем мире.
Представить образы огня в тюркской фольклористике.
Введение……………………………………………………………………..3
Символика огня в философских исследованиях……………….5
Огонь в мифологии и религии народов мира…………………..9
Отхан-Галахан – хан Огня в тюркской мифологии…………...16
Культ огня в алтайской и хакаской мифологии……………….20
Заключение……………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………..28
4.Культ огня в алтайской и хакаской мифологии
По мировосприятию древних тюрков окружающий его мир имеет своего духа: будь это огонь, природа или Вселенная.
Не окажись рядом с человеком огня, всё становится бессмысленным, мертворожденным. Не случайно мы величаем огонь матерью (от – эне). Совершая в новолуние обряд окуривания аила можжевельником, человек не только очищает его от злых духов, но в то же время обретает самого себя.
Исследователи XIX в. отмечали слитность алтайца с природой. В.Радлов в своих работах называл алтайцев « детьми природы». Эти слова подтверждает содержание сказки « Ырысту».
Современные писатели ставят в своих произведениях такие проблемы, которые интерпретируются ныне по – новому. Это, прежде всего новое осмысление традиционных мировоззренческих понятий: отношение человека к природе, окружающему миру, самому себе, Вселенной. Во многих произведениях прослеживается концепция единства прошлого настоящего и будущего в духовной жизни народа. Изучение эволюции фольклорного, религиозного и философского мышления остаётся будущей задачей для исследователей.
В настоящее время мы живём бурной жизнью. Постсоветский период изменил социально-экономическое развитие страны, общество разделено на богатых и бедных. В современных условиях безработица влечёт ряд негативных явлений: алкоголизм, моральное разложение молодёжи, средства массовой информации, играющие отрицательную роль в воспитании молодого поколения. Традиционное семейное воспитание рушится. Дети не слушают родителей, родители для детей не авторитет, у молодого поколения выработалось иждивенческое отношение к жизни: «родители должны», «родители обязаны». В этих условиях активным становится возвращение к традиционным ценностям и системе воспитания.
В обычаях и традициях всегда закрепляется то, что достигнуто в общественной и личной жизни; они мощные средства стабилизации утвердившихся общественных отношений. Обычаи и традиции передаются из поколения в поколение, они складываются, изменяются и совершенствуются веками. Обычай вводит молодое поколение в «тропу», проложенную старшим поколением.
Молодёжь должна знать свою историю, культуру и традиции предков, обогащать её новыми знаниями, развивать, ведь без знания прошлого нового не построишь.
О том, как кумандинцы почитали огонь мы можем увидеть в работах известного исследователя А. В. Малинова, который, исследовав культуру и традиции коренных народов Северного Алтая, обратил внимание, что у кумандинцев есть старинный обряд спрашивания плодородия - «Коча-Кан». Согласно рассказу Карстая Шатобалова и Александра Шахова, небо разделяется на несколько слоёв, сфер. На самом нижнем из них живёт Коча-Кан.
Накануне этого празднества производили домашним духам кропление брагой, разбрызгивая её берестяной ложкой.
Сначала кропили духу жилища Урген-Эзи.
После этого шаман производил кропление брагой в передний правый угол и обращался к духам двери.
И, наконец, шаман обращался к хозяину огня, который представлялся в образе женщины:
1. Одыс паштык, от-эне! (Тридцатиглавая мать-огонь!)
2. Кызал тилин кылбыран, (Красным своим языком, разговаривая)
3.
Чажыл тилин чылбыран… (
4. Шок, шок! (Шок, шок!)
Затем все родственники уходят на место празднества.
Хозяйкой домашнего очага у кумандинцев считался женский дух (от-эне), в качестве жертвоприношения ей трёхгранный каменный очаг кропили аракой (молочная водка), жиром, бросали кусочки мяса. Дух огня охранял дымоход от проникновения в жилище злых духов. Огонь также использовали для очищения от скверны, лечения. Так, например, для лечения из муки изготавливали фигурки змеи, лягушки, ящерицы или червя(7 штук) и с чтением заклинания бросали их в огонь. Было распространено окуривание можжевельником. Запрещалось плевать в огонь, сыпать мусор и грязь, лить воду, иначе у человека могли заболеть глаза и руки.
При восходе солнца-дарителя свете, дарителя жизни, проведши ночь под открытым небом. Обозревая бесконечные глубины небес, следя за Jета-Каан, перед восходом солнца, следует, окропляя белым молоком и аракой, предварительно воскурив священный вереск и его священным дымом благопожелав священный огонь, трижды обойти с молитвой очаг:
Одус косту от-Энези! ( Тридцатиглавая мать-огонь)
Тортон косту тор-Энези! (Сорокоглазая мать-светлица)
Одус jалан jалбырат! (Тридцать глав своих распусти)
Тортон Эдек Элбирет! (Сорок подолов своих развей)
После этого начинается основное молебствие-благопожелание священному Каан-Алтаю.
О значении культа огня мы видим в работе В.А. Бурнакова, где он отмечает, что культ огня является одним из важных центральных, структурообразующих в общей системе культов. Своё яркое выражение культ огня получил и у народов Саяно-Алтайского нагорья, и в частности у хакасов.
Человек уже на ранних стадиях своего развития осознал, что он единственный из всех живых существ, владеющих огнём, что это выделяет его из окружающего мира. Уже в глубокой древности огонь стал объектом мифологии. Хакасы считали отцом огня сталь, а матерью кремень. Есть много вариантов о появлении огня. Хакасы также считают огонь живым существом, во многом сходным с людьми. Дух огня (От инези- мать огня) имел антропоморфный облик. Пожилые хакасы про неё говорят: «От ине- это белая, красивая, обнажённая женщина. Она разговаривает, подаёт звуки». Есть также сведения, что хозяйка огня показывалась в образе полной женщины в пёстром платье и платке. Нередко хакасы про неё говорят: « От-ине, ол иней кiзi, хыр пастых»- « Хозяйка огня - это седовласая старушка». В хакасском мифологическом сознании хозяйка огня наделялась не только внешностью, но и многими чертами, которые характеризуют женщин. « Хозяин огня – женщина. Она такая же коварная, как и женщины. С ней нужно обходиться всегда осторожно и хорошо, чтобы она не отомстила».
На антропоморфность духа огня также указывает запрет, что нельзя ворошить огонь ничем острым – можно поранить его, выколоть глаза.
Согласно традиции оным хакасским представлениям, хорошему хозяину юрты богиня огня От – ине обычно представлялась в облике полной и доброй старушки, плохому – худой и злой. Кроме того, облик её изменялся в зависимости от времени суток и даже месяца. При новолунии она бывала прекрасной девой, при ущербном месяце превращалась в глубокую старуху. Вечером она – красная дева, носящая шёлковые одежды, ранним утром – женщина в возрасте, надевающая грубые одежды.
В традиционном понимании хакасов, богиня огня – « огненная мать» давала тепло и свет, постоянно охраняла дом, очаг и семью от злых сил, приносил удачу и богатство хозяину, жила заботами главы дома. Её называли так: чурттын – ээзi – «хозяйка жилища», чурттын хадарчазы – « хранительница жилища», кiзiнiн – хулгы – « оберег человека», хадарганын – халхазы – « щит пасущегося (скота) и т.д. для сохранения благополучия семьи женщины обязаны были ежедневно кормить духа огня. Прежде чем садиться за стол, подкармливали духа огня кусочками мяса, сала, кашицы, бросая их в огонь. Перед употреблением хмельных напитков в первую очередь угощали духов огня и дома (иб ээзи). Если случался пожар, считалось, что дух огня чем-то обижен на хозяина дома и вызвал пожар. Поэтому старались не обижать, не разгневывать духа огня.
О представлении духа – хозяйки огня у шорцев в женском облике встречается в работе Бутанаева « Хозяин огня мыслился в женском образе. К его помощи обращались во всех случаях жизни; охотники приносили жертву духу огня перед отправлением на промысел, при неудачах в тайге и после удачной добычи».
Также и алтайцы представляют духов огня и чтят его. « Защите матери – огня алтайцы приписывают редкость пожара. Если уж кто её совершенно забыл, то она наказывает, поднимая головы свои до верха юрты. Она поиогает живущим в доме: помогает готовить пищу, посылает детей в дом, даёт приплод скоту, она есть богатство дома». Алтайцы обращались к ней со словами
По алтайским поверьям, хозяин огня мог принимать облик ящерицы. Что нашло отображение на шаманских бубнах.
В
поэтическом мире Б.Бедюрова, концентрировано
выражены отдельные стороны
В
стихотворении Бедюрова « Слово
огню после удачной охоты» отражена
мифопоэтическая модель жертвоприношения,
тесно связанная с
Следующий этап ритуала - окуривание огня арчыном (вереском). Алтайцы считали, что это растение обладает особой очистительной силой и способно изгонять злых сил: «Окурим тебя дымком, // Вереск с горных диких круч,// Ароматен и пахуч,// Угощайся, От - Эне,// Будешь ты сыта вполне». Угощение духа огня в охотничьем ритуале имело особый смысл. Огню полагалось отдавать лучшую часть добычи с просьбой содействовать в охоте: « От – Эне, испей сначала, // Кровь горячую марала,// И косули печень съешь -// Лакомый кусочек свеж».
Во время камлания шаман (кам) призывает дух огня следующим образом: «Чёк! Вот это всё прими! Тридцатиглавая мать моя огонь.
Идею противопоставления пространства жилища внешнему миру выражает очаг – семейный центр и наиболее почитаемый объект в юрте. Следовало строго придерживаться этикетных предписаний: не проходить между очагом и сидящим возле него человеком. Запрет наступать на почётное место « тор», где находился семейный алтарь – «jайык», и проходить между ними и очагом был зафиксирован ещё в начале XIX века. Огонь очага – это символ культурного мира, от которого зависело благополучие семьи, поэтому следовало придерживаться следующих запретов: в очаг нельзя лить молоко или воду, бросать мусор, плевать, мешать в нём золу, касаться огня ножом, гасить огонь в очаге, переступать его. Нарушение их могло предвещать падеж скота, распад семьи, вымирание рода и прочее.
О том, как алтайцы представляли огонь, А.В. Анохин писал: «В представлении алтайцев огонь олицетворен. Он имеет голову, ноги и прочие атрибуты человека, как вещественные, так и духовные. Огонь – это антропоморфное существо. На этом основании в юрте огонь в сторону торя имеет голову (оттын бажы), а в сторону двери – ноги (оттын эдеги). Зола (кул) – его постель, а пламя (jалкын) – его уши (кулак)… Там, где голова огня, нельзя ходить женщине и посторонним людям. Можно пройти только около его ног. Место между сидением хозяина и самим очагом – самое высокое и почётное место во всей юрте, потому что тут находится голова огня». В отличие от горизонтального деления жилого пространства на мужскую и женскую стороны, его вертикальное деление определяется по степени почётности: от наиболее почётного места «тор» к порогу согласно возрастному принципу.
Освоенный мир человека наполнен особым смыслом. От правильного соблюдения этикетных предписаний зависело благополучие жизни.
Заключение
Итак, огонь во все времена представлял собой символ благополучия, безопасности, надежды, счастья, любви. Многие народы использовали огонь в ритуалах, обрядах по очищению жилища, лечении больных, управлении погодой, жертвоприношении.
Символика коренится в бессознательном, символы не создаются, а лишь открываются во внелогическом ассоциативном откровении. Огонь – извечный символ бессознательных психических процессов, тот символ, который способен к преобразованию бессознательного и созданию новых качеств личности. Огонь приближает к богам.
Информация о работе Символика огня в мифологии тюркских народов