Шпора по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на экзаменационные вопросы по "Философии"

Работа содержит 1 файл

шпора по философии.docx

— 257.25 Кб (Скачать)

— появление искусства и общественных институтов;

— возникновение науки;

— саморазвитие человечества.

Со стороны философии  Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.

В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод  о том, что прогресс культуры уменьшает  человеческое счастье, усиливает у  человека чувство вины из-за ограничения  его природных желаний.

В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует  свое внимание не на ее надындивидуальном  характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая  может быть обуздана культурой.

Карл Густав Юнг — швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр  идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснение сексуальности и всех проявлений бессознательного через  «Сверх-Я».

«Либидо» в понимании  Юнга — это не просто некое половое  влечение, а поток витально-психической  энергии. Юнг ввел в научные исследования такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические  феномены и др. Основные работы К.Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между  Я и бессознательным»; «Попытка психологического истолкования догмата о троице».

Интереснейшим представителем неофрейдизма был Эрих Фромм.

Основные работы: «Бегство от свободы»;«Концепция Маркса о человеке»; «Искусство любви»; «Революция надежды»; «Кризис психоанализа»; «Человек для самого себя» и др.

28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН

Модернизм (фр. moderne — новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в католицизме, которое стремится к обновлению вероучения на основе науки и философии; как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии.

Так, к модернизму в свое время относили:

— позитивизм;

— марксизм;

— Просвещение.

Философский постмодерн — специфика философской мысли, которая представлена следующими именами:

— Жак Лакан;

— Жак Деррида;

— Жорж Батай;

— Жиль Делез;

— Жан Франсуа Лиотар;

— Жан Бордрийяр;

— Ричард Рорти и др.

Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

— объективная сущность — иллюзия;

— истина неоднозначна, множественна;

— обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря;

— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге  «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию  на универсалистское видение мира в  модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской  философии от марксистской — в  утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько  в исторической конфигурации жизненных  практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен  современными:

— постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

— прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти  совмещает прагматизм с аналитической  философией, утверждая, что предметом  философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника».

Постмодернист, французский  философ Жак Деррида — один из ярчайших представителей современного постструктурализма.

Деррида критикует  понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как  такового не существует: оно распадается  на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.

Постмодернизм —  это реакция на изменение места  культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи  с новейшей техникой постиндустриального  общества.

Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.

29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология (ontologie; от греч. on — сущее и logos — учение) — наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология — это метафизика бытия.

Метафизика — научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.

Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие — это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.

Термин «онтология»  появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.

Основные модусы бытия: — бытие как субстанция (истинное бытие — исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее. Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. е. носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей);

— бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос);

— бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части — универсально-всеобщие идеи — эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия:

— бытие вещей «первой природы» и «второй природы» — отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком,т. е. «вторую природу» — сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.;

— духовный мир человека — единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и внеинди-видуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.

30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Первыми философами, которые ввели категорию «бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель.

Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие — это  не весь мир, а основа мира. Этот философ  отождествлял бытие с простыми физическими  неделимыми частицами — атомами. Все богатство и множество  мира он объяснял наличием бесконечного множества атомов.

Бытие для Платона  — это нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Философ противопоставил  чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям, тем самым сведя  бытие к бестелесному созданию —  идее.

Аристотель отверг платоновское учение об идеях как  сверхъестественных и самостоятельных  сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать  разные уровни бытия (от чувственно-конкретного  до всеобщего).

Аристотель предложил  десять категорий бытия:

— сущность;

— качество;

— количество;

— отношение;

— место;

— время;

— положение;

— обладание;

— действие;

— страдание.

В древнегреческой  философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения:

— проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос);

— в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи).

С наступлением христианской эры произошло соединение философии  с интенсивным богопознанием.

В Средние века сформировалось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, которое состояло в  выводе Абсолютного Бытия из понятия  бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Либо о нем можно помыслить  и возможно существование вне  ума, что противоречит исходной посылке.

В эпоху Возрождения  и особенно в Новое время происходит обмирщение философии, а впоследствии явное разделение философии и  естественной науки. В связи с  этим происходит объективизация понятия  бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.

Термин «онтология»  появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию. Тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.

В XIX в. философское понимание бытия было дополнено принципом историзма, соответственно которому бытие объекта раскрывается только через полноту его истории. Философы того времени считали, что можно найти способ в процессе познания перейти от предмета, данного в мысли через явление (феномен), к его бытию как таковому.

Первым философом, который обосновал принцип тождества  бытия и мышления, был Гегель. Он отрицал «внешнего» познающего субъекта, чуждого миру бытия.

Исходя из гегелевского объективного идеализма понятие  бытия приобрело смысл не состояния, а закономерного и вечного  движения. Его наличное бытие —  это реальность, ограниченность, конечность, бессознательность, объективность.

31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА

Иммануил  Кант (1724–1804) — один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии.

Основные работы Канта:

— «Всеобщая естественная история и теория неба»;

— «Критика чистого разума»;

— «Критика практического разума».

В творчестве Канта  усматриваются два основных блока:

— теория познания;

— учение о бытии, нравственности и морали. Лейтмотивом всей философии этого мыслителя стали его три знаменитых вопроса:

— «Что я могу знать?»

— «Что я должен делать?»

— «На что я могу надеяться?»

Творчество Иммануила  Канта принято делить на два периода:

— «докритический» — до начала 70-х гг. XVIII в., в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас;

— «критический» — это период, когда Кант сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности.

Информация о работе Шпора по "Философии"