Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по "Философии"
Его главные произведения:
— «Преступление и наказание»;
— «Идиот»;
— «Бесы»;
— «Братья Карамазовы»;
— «Неточка Незванова».
Наиболее важной и определяющей темой его литературы является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но главное для него — это не физическое существование человека и даже не те социальные блага, которые с ним связаны, а внутренний мир человека, диалектика его идей, которые и составляют внутреннюю сущность его героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых, Неточки Незвановой и т. д. Человек весь создан из противоречий, главным из которых является противоречие добра и зла. Вот почему человек для Достоевского — это самое дорогое существо, хотя и самое страшное и опасное.
24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации.
ХХ в. — это эпоха:
— социальных катастроф;
— антигуманных политических режимов;
— многочисленных локальных и мировых войн;
— разрушения природной среды;
— кризиса гуманистических ценностей;
— научно-технической революции;
— расцвета знаний и образования и др.
Другими словами, ХХ в. — это век конфликтов разумного и неразумного в жизни и деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния.
Основными философскими течениями этой эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм.
1. Иррационализм — направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.
Он образовался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют бессознательные эмоционально-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля.
Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, а идея прогресса — неверием в него.
Иррационализм выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррационализму мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.
2. Рационализм — совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей — с объективной.
Рационализм образовался
как выражение прогресса
В ХХ в. рационализм
развивался под непосредственным воздействием
научно-технической революции
К рационализму ХХ в. относятся:
— неопозитивизм;
— структурализм;
— неорационализм;
— критический рационализм.
Философский рационализм ХХ в. представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации.
3. Гуманизм — философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.
Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений.
4. Персонализм — направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию.
Формой проявления персонализма является философская антропология.
Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму и логистике.
25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.
1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер — весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.
В конце 40–50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма».
Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.
Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:
— философский;
— ментальный;
— мир объективной истины (мир роста научного знания).
По мнению Поппера,
будущее науки — за принципом фальсификации, позво
— если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;
— лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;
— важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).
Методология науки. Американский философ и историк науки Томас Кун является представителем одной из школ постпозитивизма — философии науки. Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций», в которой Кун изложил свою концепцию философии науки — это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).
Кун ввел понятие «нормальной науки», под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.
Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм». Основными представителями его являются американские философы Э. Нагель и Д. Мор-голис, австралийский философ Д. Армстронг, аргентинский физик и философ М. Бунге и др.
Основная задача
«научного материализма» —
«Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др.
Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) — искусство и теория интерпретации текстов.
Герменевтики 70–90-х
гг. разрабатывают «понимание» не
как прикладную задачу, возникающую
в процессе истолкования текстов, а
как фундаментальную
Философия интуитивизма. В 80–90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием — медициной, биологией, физикой и др.
Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.
26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
Основные модели философского мышления в XX в.:
— позитивизм;
— марксизм;
— неотомизм;
— экзистенциализм и др.
Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность:
— роль философского и научного познания;
— человек и его жизнедеятельность;
— взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного;
— свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д. Позитивизм. Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX — начале XX вв. Его основные представители:
— немецкий физик Э. Мах;
— швейцарский философ Р. Авенариус;
— французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре;
— английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.
Эта форма позитивизма получила название махизма. В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи.
Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.
Эта форма позитивизма
получила название логического позитивизма. Логический
позитивизм развивается как аналитическая философия, котор
— логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики;
— лингвистической
философии, отвергающей логику как
основной метод исследования и занимающейся
исследованием типов выражений обыденного
языка, в том числе когда он употребляется
для разработки философских понятий. Марксизм. Марксистска
Неотомизм. Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.
Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается:
— философским обоснованием бытия Бога;
— доказательством различных религиозных догм;
— рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала;
— толкованием естественно-научных теорий и социальной практики.
Наиболее яркими представителями неотомизма являются Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер.
Экзистенциализм. Экзистенциали
27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.
Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:
— «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»;
— «По ту сторону принципа удовольствия»;
— «"Я" и „Оно“»;
— «Психология бессознательного»;
— «Неудовлетворенность в культуре»;
— «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др. Фрейд выдвинул:
— гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;
— утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;
— гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.
Для философии Фрейда
основная мысль — это то, что
поведением людей управляют иррациональные
психические силы, а не законы общественного
развития, что интеллект — аппарат
маскировки этих сил, а не средство
активного отражения
Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:
— человека и социальной среды;
— человека и культуры;
— человека и цивилизации.
Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:
— формирование религиозных обрядов и культов;