Шпора по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на экзаменационные вопросы по "Философии"

Работа содержит 1 файл

шпора по философии.docx

— 257.25 Кб (Скачать)

Среди неязыковых знаков выделяются:

— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);

— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);

— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);

— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).

39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА

Артур Шопенгауэр (1788–1860). Артур Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении.

Интуиция — это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.

Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием  может быть только созерцание, свободное  от любого отношения к практике и  к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах  и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную  сущность.

Фридрих Ницше (1844–1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше — это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации.

По мнению Ницше, в сознании соединяются:

— античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него;

— личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. Мир, по мнению Ницше:

— это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак — становление;

— это воля к власти.

Карл Маркс (1818–1883). Карл Маркс был родоначальником идеи вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего — экономическими.

По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир  явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание — это осознанное бытие.

Карл Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся  его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями.

Маркс предложил  анализировать сознание и его  содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т. е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей.

Анри Бергсон (1859–1941). Анри Бергсон — один из ярчайших представителей философии жизни.

Важнейшим философским  произведением Бергсона является «Опыт  о непосредственных данных сознания», в котором он вводит понятие «чистой  длительности» — сути сознания и  бытия.

Бергсон в своей  философии обращался к жизни  нашего сознания: ведь она дана нам  непосредственно в нашем самосознании, которое показывает, что тончайшая  ткань психической жизни есть длительность, т. е. непрерывная изменчивость состояний.

Учение Бергсона о природе сознания и условиях возможности открытого общества в свое время было охарактеризовано как революция в философии.

Уильям  Джеймс (1842–1910). Уильям Джеймс — североамериканский философ, по его мнению, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру.

Одна из наиболее известных работ Джеймса —  «Существует ли сознание», в ней  философ отрицает существование  сознания как особой сущности, относящейся  к чему-либо.

По его мнению, личность (некий волевой центр), а  не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, являющихся нам последней реальностью, данной нам в опыте.

40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.

Основные  работы Фрейда, которые содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно“»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.

Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности  его познания через толкование сновидений.

Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.

Главной в философии  Зигмунда Фрейда была идея о том, что  поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного  развития, что интеллект — это  аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни  человека является «либидо» (половое  влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

В своем психоанализе Фрейд рассмотрел:

— формирование религиозных культов и обрядов;

— появление искусства и общественных институтов;

— возникновение науки;

— саморазвитие человечества.

Фрейд утверждал, что  основная часть психики человека бессознательна, что человек находится  в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое  стремится ограничить или полностью  лишить человека удовлетворения его  страстей.

По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).

Оно — это сфера  бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет  сомнений, противоречий и отрицаний.

Любые инстинкты  и связанные с ними влечения Фрейд  разделяет на две противоположные  группы:

— влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения);

— половые инстинкты (инстинкты жизни).

Фрейд предлагает рассматривать  сознание личности как систему внешних  запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как  нечто «надсознательное» (Оно), которое  содержит импульсивные влечения и страсти.

Согласно философии  Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.

Подсознательная сфера  проявляет себя в областях:

— анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);

— ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм — направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:

— Карен Хорни;

— Гарри Салливен;

— Эрих Фром и др.

Основной идеей  неофрейдистов стали межличностные  отношения. Их главным вопросом был  вопрос о том, как человеку жить и  что делать.

Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных  ценностей и идеалов.

41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO

Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект-объектных  реляций.

Уточнение истины в  традиции сogito осуществляется соответствием: слова субъекта должны соответствовать  его суждению; суждения субъекта должны соответствовать действительности.

Параметры истины Объективность. Объективная  истина — это независимое от общества в целом и человека в частности познавательное содержание.

Истина — свойство человеческого знания, поэтому она  по своей форме субъективна. Истина не зависит от произвола сознания, определена отображающимся в нем материальным мире, поэтому по содержанию она объективна.

Абсолютность. Абсолютность истины — это ее полнота, безусловность, присущность ей независимого от субъекта познавательного содержания, сохраняющегося и воспроизводящегося в ходе прогресса знания.

От абсолютной истины следует отличать вечную истину, которая  обозначает неизменность истины, ее справедливость для всех времен и условий. Преувеличивая  элемент абсолютного в истине, теистические и догматические системы  философии, разворачивающие учение о вечной истине, игнорируют такие  параметры истины, как: относительность; конкретность; процессуальность; историчность.

Относительность. Относительность истины — это ее неполнота, условность, незавершенность, приблизительность, вхождение в нее лишь субъективно значимых компонентов, устраняющихся из знания перманентно как не совместимые с природой вещи.

Процессуальность. Истина является динамическим качеством познания, которое возникает как суверенный итог отдельных несуверенных познавательных актов, предпринимаемых человечеством в заданных условиях.

Конкретность. Конкретность истины является синтетическим, интегральным параметром, он вытекает из абсолютности, относительности, процессуальности истины. Истина всегда конкретна, потому что получена субъектом в некоторой наличной обстановке, которая характеризуется единством места, времени, действия.

Конкретность истины является ее определенностью — независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной  применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории.

Основные пункты конкретности истины:

— истина исторична — реализуется в некоторой ситуации, характеризуемой единством места, времени, действия;

— истина динамична — абсолютное дано относительно и через относительное, оно имеет свои границы и исключения;

— истина качественна — есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима.

Хотя базой для  науки является истина, наука содержит массу неистинного:

— теории, содержащие противоречия;

— недоказанные теоремы;

— неразрешенные проблемы;

— гипотетические объекты с неясным познавательным статусом;

— парадоксы;

— противоречивые объекты;

— неразрешимые положения;

— необоснованные предположения;

— порождающие антиномии представления и рассуждения и др.

Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются  надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического  знания провоцирует производство нового знания и др.

42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ

Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были:

— Джон Дьюи (1859–1952);

— Мартин Хайдеггер (1889–1976);

— Людвиг Витгенштейн (1889–1951).

Джон Дьюи — американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.

Прагматизм —  направление в философии, которое  ведет свое начало от американского  философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость  от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной  практике.

Основным понятием философии этого мыслителя был  опыт, под которым имелись в  виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась  не из удивления, как полагали еще  в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей  философии является такая организация  жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.

Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, — инструментализм.

Инструментализм — направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.

По мнению этого  мыслителя, истинны те идеи, концепции  и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.

Мартин  Хайдеггер — немецкий философ, сторонник экзистенциализма.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.

Информация о работе Шпора по "Философии"