Шпаргалка по "История и философия науки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по предмету "История и философия науки".

Работа содержит 1 файл

ф.doc

— 626.00 Кб (Скачать)

36.Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.В мышлении категория С. выражает переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижениесущности предмета составляет задачу науки.В античной философии сущность  мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление - как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по мнению". Согласно Демокриту, сущность  вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность ("идея") несводима к телесно-чувственному бытию, то есть совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность ("скорма вещей") не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той "материи", из которой строится вещь. В средневековой философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.И. Кант, признавая объективность сущности ("вещи в себе"), считал, что сущность  принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизическое противопоставление С. и я., Г. Гегель утверждал, что сущность  является, а явление есть явление сущности.В буржуазной философии 20 в. категория С. получает идеалистическое истолкование: неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, "чувственные данные"; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность - как чисто идеальной образование; в экзистенциализме категория  сущности  вытесняется понятием существования, явление же трактуется в субъективистском духе.Подлинное содержание взаимоотношений С. и я. впервые было раскрыто марксистской философией. С. и я. - универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории  С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности , последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: "... если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня..." В категории  сущности  фиксируется тождество предмета с самим собой во всех метаморфозах его жизненных судеб: само понятие метаморфозы имеет смысл только тогда, когда есть то, что подвергается превращениям, а это и есть  сущность . В  категории   сущности  выражается также "непознаваемая глубина" предмета;  сущность  есть, по выражению А.Ф.Лосева, "апофатический икс". Термины апофатизм, апофатический, т. е. `отрицание', `отрицательный', являющиеся очень важными в контексте лосевской философии имени, восходят к традициям восточно-православного богословия. Апофатическое богословие, в противоположность катафатическому, есть путь восхождения к Богу через отрицательные определения того, что не есть Бог: "Отрицательное богословие есть путь к мистическому соединению с Богом, природа Которого остается для нас непознаваемой". Сколько мы ни познаем предмет, наше познание никогда не может исчерпать его содержания, "всегда остается некий иррациональный "остаток", который от этого анализа ускользает и понятиями выражен быть не может: это - непознаваемая основа вещей, то, что составляет их истинную, неопределимую  сущность ". Будучи сама в себе неопределимой,  сущность  диалектически служит источником всех своих определений. Этот-то иррациональный "остаток" ,эту неопределимую до конца  сущность  А.Ф.Лосев называет апофатическим иксом, а С.Н.Булгаков, говоря о том, что на  сущность  можно только указать, например, при помощи местоимения , называет такое указание мистическим жестом. Видимо, эту иррациональность  сущности , эту диалектику иррационального и рационального и не выносят всякого рода позитивисты. " Сущность  начинается с апофатического момента.  Сущность  насыщена смыслом и бытием, и из недр ее бьет неистощимый ключ ее жизни и все новых и новых определений. Насколько плоско, неумно и ограниченно рассечение  сущности  на отдельные понятийные моменты , насколько оно изобличает у философа отсутствие тонкости и чуткости в мировосприятии, настолько необходимо признание в  сущности  прежде всего апофатического момента, бьющегося и трепещущего в ее глубине и неустанно проявляющегося в новых и новых манифестациях явленного лика. Такова живая  сущность . Но остаться на стадии такого апофатизма значило бы впасть в мертвящий агностицизм, который так же туп и безжизненен, как и грубый рационализм". Чтобы о  сущности  можно было что-то сказать, она должна явиться.



Информация о работе Шпаргалка по "История и философия науки"