Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:36, шпаргалка

Описание работы

В1.Проблема истины. Проблема истины в философии является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. И. — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий:

Работа содержит 1 файл

шпоры по философии!!!.doc

— 133.89 Кб (Скачать)

 

В48. Традиция и новаторство в искусстве Современное искусство развивается всегда во взаимодействии с художественным наследием. Художественное наследие - все исторические непреходящие в культуре, созданной в предшествующие эпохи, художественные ценности прошлого, имеющие общенациональную или общечеловеческую значимость. Из художественного наследия формируется традиция.Традиция - это память художественной культуры, это актуальное и современное в ее арсенале, это то наследие, которое живо сегодня, то прошлое, которое важно для наших современников. Традиция - это присутствие прошлого в настоящем.Традиция и новаторство - между этими полюсами, в поле их взаимодействия расположено все искусство каждой эпохи: его художественные качества, средства, форма, идейно - тематическое содержание, характер его гуманистической обращенности к личности.Традиция - память. Но память не абсолютна, она избирательна. Культура всегда помнит и хранит лишь то, что нужно современности, и в том виде, в котором оно актуально. Культура современного человечества позабыла, например, ритуальные жертвоприношения, бои гладиаторов, шутов при правителях и т. д. Вместе с тем из глубин памяти иной раз извлекается забытое, если в нем появится необходимость. Так, классицизм воскресил средства художественной выразительности далекой античности и создал на ее основе не одно бессмертное произведение.Культура каждой новой эпохи “ помнит ” прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. По существу, традиция - это актуализированная культура прошлого. Это путь мобилизации опыта прошлого в интересах настоящего. Традиции впитывают в себя основные достижения культуры, которые непреходящи и не зависят от того, большой или маленький народ создал эту традицию. Искусство Древней Греции создал маленький народ, но насколько велик его вклад в мировую культуру!Традиции - это не только архетипы творческого мышления, восходящие к предыстории человечества. Традиции бывают и старые, и относительно новые, и новейшие.В художественном процессе истинное и плодотворное продолжение традиция находит не в эпигонстве, а в преемственности, главным созидательным фактором которой является новаторство. Не все новое в искусстве - новаторство. Новаторство - существенное изменение искусства, способствующее приращению выразительных средств, углублению и развитию художественной концепции, расширению смысла жизни. Даже улучшающие изменения бытия не всегда желательны, т. к. разлучают с привычным. В этом исток консерватизма наших вкусов, одна из причин значения стиля ретро. Он есть овеществление тоски по старому, устойчивому, привычному, укорененному в традиции. Нарочитое погружение в прошлое, в традицию в стиле ретро есть свидетельство нашего вкусового консерватизма, нашей тоски по корням, по истокам, по прошлому, быстро уходящему благодаря стремительности изменений вокруг нас и в нас. Ничего нет в искусстве более слитного с формами нашего социального бытия, чем стиль архитектурных сооружений и бытовых вещей, наполняющих наш дом. И вот в этих вещах и в архитектурных формах стиль ретро пытается сочетать остановившуюся и даже повернувшуюся в спять традицию с новыми техническими возможностями, с современными условиями комфорта, технического совершенства. Так углублению идейно - эмоционального воздействия на личность, а в прикладных искусствах и архитектуре также совершенствованию функциональности. Новаторство- изменение, ведущее искусство по пути прогресса, способствующее повышению художественно- концептуальный возможностей произведения. Самое яркое новаторство опирается на традицию, и самая новаторская художественная культура требует бережного отношения к художественному наследию.Рассмотрим проблемы преемственности, взаимодействия традиции и новаторства на примере некоторых стилистических тенденций, характерных для современной художественной культуры.Традиция и новаторство по - разному осуществляют себя в разных стилях. Стиль есть внутренняя программа построения предмета, “ генная программа ” организации его целостности, предающая каждому элементу свойство быть частью некоего целого и содержать в себе основные особенности этого целого. Два разных по сути своей типа взаимоотношения традиции и новаторства проявляют себя в двух современных стилях: ретро и модерн.В прошлом обычно несколько поколений жили в неизменной бытовой среде, современный же человек в среднем 4-5 раз в жизни меняет среду и пит обитания. Психологически человек привыкает к тем формам бытия, которые сопровождали его в предшествующей электросветильники стилизуют под форму керосиновой лампы, между тем в стекле - трубе горит не керосиновый фитиль, а накаляется под действием электротока вольфрамовая спираль. Стиль ретро - способ консервации и реализации традиции в сочетании с новаторским содержанием, вливаемым в старые формы.Стиль модерн принципиально противоположен стилю ретро. Модерн предполагает новаторскую форму, приближенную к утилитарно - функциональному обличию предмета или сооружения, при этом данная новаторская форма наполняется старым функциональным и духовным содержанием. Традиции здесь живут в функции вещи, новаторство же охватывает ее функциональное содержание.Преемственность, диалектика традиции и новаторства - необходимые составляющие художественного процесса, осуществляющие себя через разные типы и уровни художественных взаимодействий.

В50.Проблема  субъекта  исторического  развития. Субъект-личность, действующая сознательно и ответственная за  свои  действия. Группа тоже может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы,  цели действия, то есть если она представляет собой некоторую целостность.  Т.е.  в данном случае группу можно рассматривать как социальный субъект,  в качестве  которого могут выступать та или иная соц. группа, народ, человечество. Основные  соц.  субъектами  исторического процесса  явл.  общественные  классы.   Борьба  классов- была движущей силой общественного развития на определенной его стадии.  Роль соц. субъекта могут играть  также и такие исторические  общности,  как народности и нации, когда они обретают  самосознание  и сплачиваются  во  имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами,  которые и в этом  случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса.  В современном мире проблема субъекта исторического творчества преобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос  о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса.

 

 

В51. Политическая власть.Определение власти.В своем общем значении понятие "власть" означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть действует на основе права от имени всего общества;легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.Легитимность политической власти. - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ.В науку понятие "легитимность власти" впервые было введено Максом Вебером.Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:традиционная легитимность (при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству.);харизматическая легитимность(политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. сharisma) означает божественный дар, милость. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя.) ;рационально-правовая легитимность(Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.)Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне -подвластные, подчиненные (объект).

 

В56.Свобода  как продукт общест.прогресса. Становление нового общества — это скачок человечества из царства необходимости в царство свободы. Гегель полагал, что мировая история — это прогресс в сознании свободы. В отождествлении реальной свободы с сознанием свободы проявился его идеализм. Однако он был прав в том, что свобода не дана человеку изначально, что он должен ее постепенно завоевывать. С точки зрения материалистического понимания, свобода есть продукт исторического развития человечества. Действия объективных законов человек избежать не может, и свобода вовсе не означает противопоставления субъекта этим законам или «освобождения» от них. Такой путь к свободе — иллюзия. Реальная свобода достигается посредством познания и овладения необходимостью, а не бегством от нее. Овладение природной необходимостью реализуется в развитии производительных сил, и потому их прогресс можно интерпретировать как постепенный процесс освобождения человечества от подчинения стихийным силам природы, то есть рост свободы общества по отношению к природе. Ныне многие могут воспринять это положение скептически в свете тех сложных экологических проблем, источником которых является производственная деятельность людей. Но разрешения и этих проблем человечество сможет добиться лишь на путях дальнейшего развития науки, техники, производства, установления гармоничных отношений с природой. Отношение к природе всегда опосредствовано определенной общественной формой, законами общественного развития. Общество свободно, если оно овладевает этими законами, ставит их действие под сознательный контроль, преодолевает господство социальной стихии. Марксизм считает, что, лишь опираясь на общественную собственность на средства производства и на высокое развитие производительных сил, человечество способно справиться с этой задачей.

В58.Диалектика как метод..Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Законы диалектики: 1.единства и борьбы противоположностей .Тождество - это такой вид отношений вещи к самой себе самой и к другим вещам, который характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого отношения. Различие - это такой вид отношения вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения. Противоположность - существенная форма различия, при которой какие-либо признаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, в одно и тоже время и предполагают, и исключают существование друг друга. Противоречие - это существование и взаимодействие противоположностей, взятых в одно и тоже время, в одном и том же отношении. 2.взаимного перехода количества в качество.3.отрицания отрицания .Относительно мышления - диалектический метод рассмотреть на конкретном примере. Мышление - это активный процесс целенаправленного, опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, суждениях, теориях и т.д., а также процесс творческого созидания новых идей. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Маркс, Энгельс: «...История природы и человеческого общества - вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления».


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"