Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:36, шпаргалка

Описание работы

В1.Проблема истины. Проблема истины в философии является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. И. — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий:

Работа содержит 1 файл

шпоры по философии!!!.doc

— 133.89 Кб (Скачать)

В31.Законы развития общества.В своем развитии общество следует определенным законам. На это указывают многие мыслители. О. Кант писал «о великом основном законе интеллектуальной эволюции человечества». Обосновывал также роль объективных биологических законов в развитии общества, например астрономических законов. В ряде своих работ Маркс и Энгельс обосновали действие фундаментального закона развития материального производства, оказывающего большое влияние на развитие общества и весь исторический процесс. Речь идет о законе соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил. Суть закона в том, что производственные отношения людей должны соответствовать уровню развития производительных сил, так и их характеру обуславливающему способы их применения. Так например существенно различаются между собой орудия ручного труда , машин и автоматических линий. Соответствие производственных отношений уровню и характеру производительных сил благотворно оказывается на развитии всего общества когда такое соответствие нарушается, то производственные силы начинают использоваться неэффективно, что ведет к падению производства.

В33. Идеология и Идеологические отношения.  В содержание идеологии входит система политических идей и программа практических действий.  Идеология всегда выражает интересы части общества, ее главный принцип – не принцип объективности а принцип партийности. Партийность – это определенность социальной позиции субъекта. Партийность не означает формальное членство в той или иной партии. Понятие « партийность» шире понятия «идеология» , т.к касается любого индивида, даже не разделяющего идеологию той или иной социальной группы. Партийность в философии – это объективно – закономерная и исторически определенная социальная, в классовом обществе – классовая, направленность мировоззрения в процессе общественного развития. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся к идеологии.

В34.Движущие силы и субъект исторического развития.Общество находится в бесконечном процессе развития, где на смену одним явлениям приходят другие. Отражением исторического процесса является принцип историзма.Принцип историзма предполагает исследование тех отношений и связей, которые возникают в процессе смены стадий исторического развития. Все страны мира развиваются в тесном взаимодействии друг с другом, из данного взаимодействия складывается исторический процесс развития человечества. Исторический процесс – это поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Исторический процесс весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относят природные условия жизни общества, потребности людей, социальная структура общества и т.д. Субъективные факторы – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, т.к они включены в процесс общественного производства, в политическую и духовную жизнь общества. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно -  осознают свое место в обществе, социальное значение своей деятельности. Сознательно участвуя в совершенствовании социальных отношений, политической системы общества той или иной человек выступает как субъект исторического процесса. Существенную роль в историческом процессе разных эпох играли те или иные классы, нации, народы – чья деятельность выразилась в развитии их материальной и духовной культуры, оказавшей большое влияние на развитие современной цивилизации.

В35. Социальная структура общества. Социальная мобильность.Классы и классовая борьба.Любое общество представляет собой систему социальных связей, отношений между различными общностями в к-е объединены люди, к соц общностям относят – классы, народности, нации. Совокупность различного рода соц.общностей и отношений между ними и представляет собой содержание понятия соц.культуры общества. История общества свидетельствует , что законом развития соц.структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технологического базиса и типа цивилизации. Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящем в обществе, знать из причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, воздействовать на них в интересах сохранения стабильности общества. Социальная структура Общества и ее развитие. Массы, социальные группы и слои. Понятие социальной стратификации.  Социальные отношения и их развитие.Социальная структура общества.Любое общество не есть просто совокупность отдельных индивидов, а есть совокупность различных групп людей, объединенных какими-либо интересами. Таким образом, общество - совокупность связей и отношений, которые складываются между группами и общностями, в которые объединены люди. Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»( территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья). Каждая ОЭФ имеет свою социально-классовую структуру, главной детерминантой социальной структуры общества является исторически конкретный СП. На это указывал Маркс в своей работе « Письмо к Вейдемейеру» Маркс писал: «существование классов связано лишь с определенными фазами в развитии материального пр-ва. Каждая ОЭФ имеет свою, присущую только ей социально-классовую структуру, которая, отражая степень развития СП, является необходимым условием его функционирования и саморазвития.» Определение класса было дано Лениным в его работе «Великий почин» Классы - большие группы людей, различных по их месту в исторически определенной системе общественного пр-ва, по их отношению к собственности,  по их  месту в общественной организации, а также по размерам и способам получения доли тех обществ богатств, которыми они располагают.Источником разделения общества на классы является общественное разделение труда (ОРТ)  по конкретным видам деятельности. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхозработ. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит  к появлению частной собственности. В обществе появляется социальное неравенство.  Пути происхождения класса.1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих).Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Теория разделения общества на классы нам интересна потому, что в нашей стране долгое время существовала теория уничтожения классов посредством уничтожения ОРТ. Однако практика показала, что уничтожить ОРТ невозможно. Вывод: любое волюнтаристическое изменение социальной структуры общества нанесет вред существующим СП.Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП.  Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы: 1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.2.Политическая борьба за власть3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают  вертикальную      мобильность ( перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную

В39.Общество и общественные отношения.Общественные отношения неотделимы от деятельности, они не сущ. сами по себе. Так производственная деятельность протекает всегда в той же форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабном обществе. Это справедливо не только в отношении производственной, но и др. видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей протекает в рамках характерных для данного социума человеческих отношений – моральных, политических, правовых. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения. Как член определенного общества , коллектива он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с др. людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное, формирование человека как общественного существа,  есть одновременно становление его как личности.К. Маркс выделял важнейший специфический признак общества, и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их действия в единое, хотя и внутренне разделенное целое. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот. Человек рождаясь, застает уже сложившиеся функционирующие отношения. Как член определенного общества, класса, коллектива и др.

В40. Культура и цивилизация.На ранних ступенях общественного развития социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись, социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры,  а достижения общества были достижениями культуры. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к бесконечности и универсальности человеческого развития. Культура выступает как механизм передачи социального опыта. Культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса, поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей. Цивилизация – представляет собой социокультурное образование. Если понятие культура – характеризует человека, определяет меру его развития, то понятие цивилизация – характеризует социальное бытие самой культуры. Цивилизация -может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов. Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию.

В41. Массы и личность. Личность - это индивид, осознающий свою индивидуальность. Личностью не рождаются, а становятся. Личность :  - Отличается самостоятельностью в поступках;  - Способна нести ответственность и решать проблемы;  - Контролирует поведение, обладает силой воли;  - Способна изменяться с течением времени.Личности в массе не существует.В социально – философском смысле народ – это широкая общность, все слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованно в поступательном развитии общества. Народ – это, прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную  массу. В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие. Психологи смотрят на толпу как на некое единое существо. У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.- Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи- Вторая причина – заражаемость- Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно

 

 

 

В43. Социальная революция, ее приемы и историческая роль. Революция и реформа.Социальная революция включает в себя в большинстве случаев революцию политическую - переход власти из рук одного класса в руки другого. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Революционный класс создает и утверждает новые общественные отношения. Ход революции зависит от ее движущих сил, т.е  действий тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно борются за нее. Так буржуазные революции по своему характеру могут быть демократическими своим движущим силам, что зависит от степени участия в ней народных масс. Революция обязательно включает в себя моменты насилия, принуждения. Но это принуждение не самоцель, а вынужденная мера. Интерес революционного народа не в разжигании насилия, а в том, чтобы свести насилие к минимуму. Революция призвана не разрушать все а обеспечивать приход к новому с содержанием всех  положительных моментов в материальной, духовной, политической, нравственной жизни общества.

В44.Социальный прогресс и глобальные проблемы современности.Социальный прогресс - восхождение к более сложным формам общественной жизни; изменение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости.Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества.Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям: 
1. Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания). 
2. Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»). 
3. Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом). 
4. Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ).5. Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете). 
6. Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне). 
7. Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании.8. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей.Основные направления решения глобальных проблем.1. Развитие всемирного (планетарного) сознания, благодаря которому человек осознает себя членом мирового сообщества. 
2. Формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов.3. Развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии с ней, а не на ее подчинении. 
4. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу. 
В то же время воспитание человека на принципах гуманизма и новой этики нельзя считать достаточным условием решения глобальных проблем. Важны соответствующие экономические и политические усилия, в частности: 
• четкая международная система прогнозирования; 
• концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией); 
• всеобъемлющее изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем; 
• вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень; 
• наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. (Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для прогнозирования и принятия решений.)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"