Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:36, шпаргалка

Описание работы

В1.Проблема истины. Проблема истины в философии является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. И. — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий:

Работа содержит 1 файл

шпоры по философии!!!.doc

— 133.89 Кб (Скачать)

Человек - это органическое противоречивое единство природного и  общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно  связано понятие индивид. Под  индивидом мы понимаем отдельного представителя  человеческого рода. Понятия человек  и индивид соотносятся как  общее и единичное. Индивид соединяет  в себе общее, которое в то же время  характеризуется специфическими чертами. Индивид - это понятие, фиксирующее  единичный, и в то же время родовой  признак - принадлежность субъекта к  человеческому роду. Индивид означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными  свойствами, отличающими ее от других. Индивид уникален, единичен. Индивид - это социальное явление, и чтобы  понять, как он возникает, развивается  и выражает себя, нужно исследовать  те общественные отношения и ту социально-практическую деятельность, в которых он существует.

Индивидуальность - это уникальное воплощение общечеловеческого в  личности, это то самобытное, неповторимое в человеке, что отличает его от других людей. Индивидуальность - это особенности характера и психического развития, это неповторимая совокупность человеческих свойств, хотя мера индивидуальности может быть различной. Индивидуальность определяется, во-первых, спецификой наследственности, физиологической основы, а во-вторых, особенностями той социальной среды, в которой человек формируется, той конкретной системы взаимодействующих между собой индивидов, которая и делает каждого из них тем, что он есть. Одним из условий успешного развития общества является сосуществование в нем многообразия индивидуальностей.

Личность - это результат  исторического и индивидуального  развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет  в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни. Но человек и общество не тождественны, и личность не простая сумма общественных отношений, а уникальная, органическая само реализующаяся система с ансамблем всех общественных отношений, который неповторим в каждом человеке, Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Личность - это выражение общественных отношений и функций человека, как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира. Она формируется в процессе деятельности и общения.

Саморазвитие личности - это  развитие преимущественно самой  личностью трудовых, мировоззренческих, физических, нравственных, эстетических качеств. Самореализация представляет собой реализацию творческих возможностей личности собственными усилиями. Самоутверждение - это утверждение себя как личности. Мировоззрение связывает личность со всем окружающим миром. Благодаря силе воли мировоззрение личности и ее деятельность становятся устойчивыми и цельными. Личность обладает самосознанием, мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками. Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Личность развивается в процессе деятельности, и чем разнообразнее виды деятельности, в которые она включена, тем более всесторонне она развивается. Формирование личности изначально детерминируется средой, в которой человек живет и развивается. Социальная среда, а также природные условия представляют собой факторы, влияющие на формирование личности.

Каждой общественно-экономической  формации присущи определенные типы личностей. Свобода предполагает прежде всего сознательный выбор линии жизни, сферы и видов деятельности, выбор со знанием дела. Самореализация личности - это выявление ее потенций, ее способностей и их развитие и применение на деле. Свобода и самореализация личности неотделимы от социальной политики, подчиненной удовлетворению ее интересов и потребностей, как материальных, так и духовных. Анализ проблемы человека показывает, что в настоящее время настоятельной необходимостью становится интеграция, естественных, технических и гуманитарных наук в ее исследовании.

 

В21. Проблемы сознания в философииСамые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.Единство и связь -  Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство  принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.В труде развивалось сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более сложный характер - начиная от удачно подобранных осколков камней с острыми краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудиями. За такими орудиями- закрепляются постоянные операции: колоть, резать, рубить. Именно в связи с этим возникает качественное отличие среды человека от среды животного. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности.На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность. Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка. Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность.С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.С.–свойство живых организмов.С.–атрибут человека.С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.С.–свойство живых организмов.Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.С.–атрибут человека.Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.

В54.Научное познание.Основной формами научного познания являются: 1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой.  В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания. 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности.  В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность.Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине: Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов.Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот. Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот. 

В14. Место Ф.в системе научных знаний.Функция философии в системе научного знания - концепция мировоззрения и его категориальный аппарат. Философия - ответ на мировоззренческие вопросы сквозь призму культуры.Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме по строения знания, к логической доказательности своих выводов. Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом сущест вующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Он назвал эту область знания ‘госпожой наук’, считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля от ражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами ‘королева наук’ и ‘наука наук’. В Древней Греции философия зароди лась в качестве всеобъемлющей науки - само слово ‘философия’ означает ‘наука’. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и не раздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти орга ном, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философ ское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом, развенчивающее ‘королеву наук’ в ‘служанки’. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия - это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий. Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие. Научно-философское миро воззрение выполняет познавательные функции, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логич ность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об об щих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не про работанных специально-научными методами. На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Таким образом, философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием ‘белых пятен’ познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии. Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому фи лософию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдель ная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного зна ния, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

В24."Отрицание" как реальный аналог логического,  мысленного отрицания

(антитезиса) при этом было  истолковано как непременный  момент,  многократно

повторяющийся в любом процессе,  где имеет место смена фаз,  периодов,

этапов изменения  того  или иного объекта.В отличие от метафизически толкуемого  "отрицания",  подчеркивающего разрыв,противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений,диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,комуляции (его частичного  сохранения,  преемственности,трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент - преодоление  пройденного,  его  "сбрасывание" изживание  -

обеспечивает необходимую  почву для следующей фазы данного  процесса.  Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала  бы процесс вспять,

разрушала бы предпосылки  продвижения к последующим фазам.  Нормальное

продолжение  процесса, его  связь,  единство, целостность обеспечиваются

вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое "топтание на месте",  а то  и  вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента- новаций (формирование качественно новых связей, функций, черт).Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе,  и в обществе служат,  в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Закон отрицания  отрицания  раскрывает общее направление, тенденцию развития

материального мира.Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности.Отрицание присуще и развитию познания,  науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую,  менее совершенную. Отрицание не  есть нечто привнесенное в предмет или явление извне.  Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы  и явления,  как мы уже знаем,  противоречивы и, развиваясь на основе внутренних

противоположностей,  сами создают условия для собственного уничтожения,  для

перехода в новое, высшее качество.  Отрицание и есть преодоление  старого на

основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения

предметов и явлений.Диалектическое понимание отрицания исходит из того,  что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую,  более высокую ступень.

В25. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare—определять) — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д. наз. учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности. Для И. характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме— отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии с уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая т. зр. была сформулирована Лапласом (отсюда др. наименование механического Д.—лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый т. обр. Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский Д. не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе И. (выводы о “свободе воли” электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Сложный тип системных взаимодействий в живой природе фиксируется в понятии органического Д., являющегося частным случаем диа-лектико-материалистического Д. Борьба Д. и и., никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась как в естествознании, так и особенно в сфере изучения общественных явлений. Совр. немарксистские теории широко пропагандируют И. в социологии. В тех же случаях, когда зап. социологи не отвергают Д. как таковой, он принимает у них грубо-вульгарные формы (биологические теории общественного развития, вульгарный техницизм и др.). Лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный Д. в социальных исследованиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"